Репортаж как жанр журналистики. Лекция №5 презентация

Содержание

Слайд 2

ЛЕКЦИЯ № 5

Репортаж как жанр журналистики

ЛЕКЦИЯ № 5 Репортаж как жанр журналистики

Слайд 3

НАИМЕНОВАНИЕ ЖАНРА

НАИМЕНОВАНИЕ ЖАНРА

Слайд 4

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «РЕПОРТАЖ»

Репортаж – заимствованный термин, это французское слово (reportage) образовано от латинского

глагола «reporto» – передавать, сообщать.
Логика словообразования: журналист передаёт (сообщает) информацию с места действия.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «РЕПОРТАЖ» Репортаж – заимствованный термин, это французское слово (reportage) образовано от

Слайд 5

УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ АУДИТОРИЕЙ

УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ АУДИТОРИЕЙ

Слайд 6

ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРА

ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРА

Слайд 7

ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕПОРТАЖА КАК ЖАНРА ЖУРНАЛИСТИКИ

ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕПОРТАЖА КАК ЖАНРА ЖУРНАЛИСТИКИ

Слайд 8

РЕПОРТАЖ КАК КОМПЕНСАЦИЯ НЕВОЗМОЖНОСТИ УВИДЕТЬ САМОМУ

РЕПОРТАЖ КАК КОМПЕНСАЦИЯ НЕВОЗМОЖНОСТИ УВИДЕТЬ САМОМУ

Слайд 9

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОРНИ РЕПОРТАЖА

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОРНИ РЕПОРТАЖА

Слайд 10

ПРЕДМЕТ ЖАНРА

ПРЕДМЕТ ЖАНРА

Слайд 11

ПРЕДМЕТ РЕПОРТАЖА

Предмет отражения в репортаже – социально значимое событие, преимущественно деятельностного характера, обладающее

новостным содержанием.
Коротко: деятельностное событие, несущее в себе новость.

ПРЕДМЕТ РЕПОРТАЖА Предмет отражения в репортаже – социально значимое событие, преимущественно деятельностного характера,

Слайд 12

СПЕЦИФИКА СОБЫТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ХАРАКТЕРА

СПЕЦИФИКА СОБЫТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ХАРАКТЕРА

Слайд 13

СПЕЦИФИКА СОБЫТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ХАРАКТЕРА

СПЕЦИФИКА СОБЫТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ХАРАКТЕРА

Слайд 14

ПРЕДМЕТ РЕПОРТАЖА: ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ

ПРЕДМЕТ РЕПОРТАЖА: ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ

Слайд 15

НОВОСТЬ В РЕПОРТАЖЕ: ВАРИАНТЫ

Новость – понятие, актуальное и для репортажа:
она должна быть выделена

из отражаемого события.

НОВОСТЬ В РЕПОРТАЖЕ: ВАРИАНТЫ Новость – понятие, актуальное и для репортажа: она должна

Слайд 16

ФУНКЦИЯ ЖАНРА

ФУНКЦИЯ ЖАНРА

Слайд 17

ФУНКЦИЯ РЕПОРТАЖА

Функция репортажа – оперативное сообщение о социально значимых событиях.
Оперативность в репортаже –

жёсткая, как и в других новостных жанрах. Она незначительно снижается по сравнению с заметкой, потому что на написание репортажа нужно больше времени.

ФУНКЦИЯ РЕПОРТАЖА Функция репортажа – оперативное сообщение о социально значимых событиях. Оперативность в

Слайд 18

СООБЩЕНИЕ О СОБЫТИИ В РЕПОРТАЖЕ

СООБЩЕНИЕ О СОБЫТИИ В РЕПОРТАЖЕ

Слайд 19

МЕТОД ЖАНРА

МЕТОД ЖАНРА

Слайд 20

МЕТОД РЕПОРТАЖА

Метод репортажа – наглядное, хронологически последовательное и динамичное воспроизведение отражаемого события в

тексте.

МЕТОД РЕПОРТАЖА Метод репортажа – наглядное, хронологически последовательное и динамичное воспроизведение отражаемого события в тексте.

Слайд 21

ВОПРОСЫ О СОБЫТИИ, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ ДАЮТСЯ В РЕПОРТАЖЕ

ВОПРОСЫ О СОБЫТИИ, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ ДАЮТСЯ В РЕПОРТАЖЕ

Слайд 22

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ОТРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ОТРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

Слайд 23

СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

Слайд 24

НАГЛЯДНОСТЬ В РЕПОРТАЖЕ: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АУДИТОРИЮ

НАГЛЯДНОСТЬ В РЕПОРТАЖЕ: ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АУДИТОРИЮ

Слайд 25

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

Слайд 26

ПОДХОДЫ К ОТРАЖЕНИЮ ДИНАМИКИ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

ПОДХОДЫ К ОТРАЖЕНИЮ ДИНАМИКИ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

Слайд 27

ВЫДЕЛЕНИЕ МИКРОСОБЫТИЙ ВНУТРИ ОТРАЖАЕМОГО СОБЫТИЯ

ВЫДЕЛЕНИЕ МИКРОСОБЫТИЙ ВНУТРИ ОТРАЖАЕМОГО СОБЫТИЯ

Слайд 28

СОЗДАНИЕ МИКРОСОБЫТИЙ АВТОРОМ РЕПОРТАЖА

Микрособытия может создавать (провоцировать) и сам журналист: общаясь с участниками

события, акцентируя внимание на чём-либо в его контексте…

СОЗДАНИЕ МИКРОСОБЫТИЙ АВТОРОМ РЕПОРТАЖА Микрособытия может создавать (провоцировать) и сам журналист: общаясь с

Слайд 29

Кульминация

Завязка

ДРАМАТУРГИЯ ОТРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

Классическая модель развития действия в драматургии может применяться в

репортаже.

Экспозиция

Развитие действия (с акцентами)

Развязка

Итоги

Кульминация Завязка ДРАМАТУРГИЯ ОТРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ Классическая модель развития действия в драматургии

Слайд 30

ДРАМАТУРГИЯ ОТРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

Ключевые моменты события, определяющие его развитие и итоги, обязательно

отражаются и акцентируются в тексте репортажа.
Может быть один главный ключевой момент (кульминация) и несколько (немного) второстепенных ключевых моментов (акценты в развитии действия).

ДРАМАТУРГИЯ ОТРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ Ключевые моменты события, определяющие его развитие и итоги,

Слайд 31

ЧЕРЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО И КРУПНОГО ПЛАНА В ОТРАЖЕНИИ СОБЫТИЯ

ЧЕРЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО И КРУПНОГО ПЛАНА В ОТРАЖЕНИИ СОБЫТИЯ

Слайд 32

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА

Слайд 33

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕПОРТАЖА

Репортаж – это информационный жанр журналистики, предназначенный для оперативного сообщения о социально

значимых событиях, преимущественно деятельностного характера, посредством наглядного, хронологически последовательного и динамичного воспроизведение их в тексте.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕПОРТАЖА Репортаж – это информационный жанр журналистики, предназначенный для оперативного сообщения о

Слайд 34

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТУРЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТУРЫ

Слайд 35

ФАКТУРА В РЕПОРТАЖЕ: ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ

Собственно факты: само событие-предмет отражения как факт + результат(-ы)

события + фактура, отражающая ход события + (возможно) факты в доп. информации.
Детали, эпизоды/микрособытия: относятся к событию-предмету отражения (как происходило?), их количество велико, именно они составляют основной объём текста.
Цифровые данные: приветствуются ввиду точности и конкретности, но их количество относительно невелико, и это в основном данные о самом событии.
Цитаты и диалоги: важны для отражения события, их может быть много.
Описания – прежде всего описываются место события и его основные участники.
Фактические данные: используются при необходимости в минимальном количестве, поскольку предпочтительна точная и конкретная информация.

ФАКТУРА В РЕПОРТАЖЕ: ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ Собственно факты: само событие-предмет отражения как факт +

Слайд 36

ДЕТАЛИ В РЕПОРТАЖЕ – АКЦЕНТ НА ТО, КАК ПРОИСХОДИТ СОБЫТИЕ

ДЕТАЛИ В РЕПОРТАЖЕ – АКЦЕНТ НА ТО, КАК ПРОИСХОДИТ СОБЫТИЕ

Слайд 37

НАГЛЯДНОЕ ОТРАЖЕНИЕ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

НАГЛЯДНОЕ ОТРАЖЕНИЕ СОБЫТИЯ В РЕПОРТАЖЕ

Слайд 38

ЦИТИРОВАНИЕ В РЕПОРТАЖЕ: ВАРИАНТЫ

ЦИТИРОВАНИЕ В РЕПОРТАЖЕ: ВАРИАНТЫ

Слайд 39

ЦИТИРОВАНИЕ В РЕПОРТАЖЕ – ОТБОР ЦИТАТ

ЦИТИРОВАНИЕ В РЕПОРТАЖЕ – ОТБОР ЦИТАТ

Слайд 40

ЦИТИРОВАНИЕ В РЕПОРТАЖЕ: ВВЕДЕНИЕ ЦИТАТ В ТЕКСТ

Длинные цитаты нежелательны, обычно отдельные высказывания в

репортаже короче, чем в отчёте (динамика).

ЦИТИРОВАНИЕ В РЕПОРТАЖЕ: ВВЕДЕНИЕ ЦИТАТ В ТЕКСТ Длинные цитаты нежелательны, обычно отдельные высказывания

Слайд 41

СБОР ФАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РЕПОРТАЖА

СБОР ФАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РЕПОРТАЖА

Слайд 42

ФИКСАЦИЯ СОБИРАЕМОЙ ДЛЯ РЕПОРТАЖА ИНФОРМАЦИИ

ФИКСАЦИЯ СОБИРАЕМОЙ ДЛЯ РЕПОРТАЖА ИНФОРМАЦИИ

Слайд 43

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТУРЫ В ТЕКСТЕ РЕПОРТАЖА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТУРЫ В ТЕКСТЕ РЕПОРТАЖА

Слайд 44

РОЛЬ АВТОРА

РОЛЬ АВТОРА

Слайд 45

АВТОРСКОЕ НАЧАЛО В РЕПОРТАЖЕ ВЫРАЖЕНО, ИНОГДА АКТИВНО

АВТОРСКОЕ НАЧАЛО В РЕПОРТАЖЕ ВЫРАЖЕНО, ИНОГДА АКТИВНО

Слайд 46

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТЕКСТА

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Слайд 47

ЗАВИСИМОСТЬ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА РЕПОРТАЖА ОТ МЕТОДА ЖАНРА

Для репортажа характерна достаточно жёсткая структура текста,

которая определяется методом жанра. Вариативность структуры невелика.

ЗАВИСИМОСТЬ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА РЕПОРТАЖА ОТ МЕТОДА ЖАНРА Для репортажа характерна достаточно жёсткая структура

Слайд 48

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕКСТА РЕПОРТАЖА И ИХ ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЁМ

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕКСТА РЕПОРТАЖА И ИХ ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЁМ

Слайд 49

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕКСТА РЕПОРТАЖА: СОДЕРЖАНИЕ

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕКСТА РЕПОРТАЖА: СОДЕРЖАНИЕ

Слайд 50

КОНЦОВКА ТЕКСТА В ЖАНРЕ РЕПОРТАЖА: НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ

КОНЦОВКА ТЕКСТА В ЖАНРЕ РЕПОРТАЖА: НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ

Слайд 51

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ОБЪЁМНОГО ТЕКСТА В ЖАНРЕ РЕПОРТАЖА

Если текст большого объёма, его можно делить на

части с помощью внутренних заголовков – по этапам события или по значимым микрособытиям, вокруг которых группируются менее значимые (принцип деления не должен нарушать хронологию события).

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ОБЪЁМНОГО ТЕКСТА В ЖАНРЕ РЕПОРТАЖА Если текст большого объёма, его можно делить

Слайд 52

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

Слайд 53

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКА РЕПОРТАЖА

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКА РЕПОРТАЖА

Слайд 54

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА РЕПОРТАЖА

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА РЕПОРТАЖА

Слайд 55

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТАЖА В ЦЕЛОМ

Близость к языку художественной литературы (массовой) в авторском повествовании

и к естественной разговорной речи при передаче высказываний и диалогов участников события.

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТАЖА В ЦЕЛОМ Близость к языку художественной литературы (массовой) в авторском

Слайд 56

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И ПОДАЧА В СМИ

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И ПОДАЧА В СМИ

Слайд 57

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЖАНРА РЕПОРТАЖ

Репортаж – востребованный жанр журналистики, хотя и применяется реже других информационных

жанров.
Не каждое событие достойно репортажного отражения и не каждый журналист способен написать хороший репортаж. Поэтому редакции СМИ обращаются к репортажу для отражения событий, которые считают особенно значимыми.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЖАНРА РЕПОРТАЖ Репортаж – востребованный жанр журналистики, хотя и применяется реже других

Слайд 58

ПОДАЧА РЕПОРТАЖА В СМИ

ПОДАЧА РЕПОРТАЖА В СМИ

Слайд 59

ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

Слайд 60

РАЗНОВИДНОСТИ РЕПОРТАЖА ПО СПЕЦИФИКЕ ПРЕДМЕТА

Событийный

Несобытийный

РАЗНОВИДНОСТИ РЕПОРТАЖА ПО СПЕЦИФИКЕ ПРЕДМЕТА Событийный Несобытийный

Слайд 61

РАЗНОВИДНОСТИ СОБЫТИЙНОГО РЕПОРТАЖА

РАЗНОВИДНОСТИ СОБЫТИЙНОГО РЕПОРТАЖА

Слайд 62

РАЗНОВИДНОСТИ НЕСОБЫТИЙНОГО РЕПОРТАЖА

РАЗНОВИДНОСТИ НЕСОБЫТИЙНОГО РЕПОРТАЖА

Слайд 63

РАЗНОВИДНОСТИ РЕПОРТАЖА ПО ВРЕМЕНИ ОТРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ

РАЗНОВИДНОСТИ РЕПОРТАЖА ПО ВРЕМЕНИ ОТРАЖЕНИЯ СОБЫТИЯ

Слайд 64

ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ РЕПОРТАЖА ПО РОЛИ АВТОРА В ТЕКСТЕ

Авторский репортаж предполагает очень активное присутствие

автора в тексте – как непосредственное, так и опосредованное.
Авторские репортажи обычно пишут известные журналисты с индивидуальной творческой манерой – аудитория знает этих журналистов и ценит их манеру.

ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ РЕПОРТАЖА ПО РОЛИ АВТОРА В ТЕКСТЕ Авторский репортаж предполагает очень активное

Слайд 65

МЕСТО В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ

МЕСТО В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ

Слайд 66

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕПОРТАЖА И ОТЧЁТА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕПОРТАЖА И ОТЧЁТА

Слайд 67

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕПОРТАЖА И КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕПОРТАЖА И КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Слайд 68

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕПОРТАЖА И ОЧЕРКА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕПОРТАЖА И ОЧЕРКА

Слайд 69

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РЕПОРТАЖА С ДРУГИМИ ЖАНРАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РЕПОРТАЖА С ДРУГИМИ ЖАНРАМИ

Слайд 70

ПРОНИКНОВЕНИЕ РЕПОРТАЖА В ТЕКСТЫ ДРУГИХ ЖАНРОВ

Репортажность – присутствие элементов репортажа в журналистских текстах

разных жанров.
Связана с тем, что репортажная манера изображения предмета, живое и выразительное репортажное повествование привлекают аудиторию и это можно использовать в других жанрах.

ПРОНИКНОВЕНИЕ РЕПОРТАЖА В ТЕКСТЫ ДРУГИХ ЖАНРОВ Репортажность – присутствие элементов репортажа в журналистских

Имя файла: Репортаж-как-жанр-журналистики.-Лекция-№5.pptx
Количество просмотров: 6
Количество скачиваний: 0