Расселение славян презентация

Содержание

Слайд 2

славутич

Слайд 3

На конец первого века до нашей эры приходятся сообщения о венедах Корнелия Тацита,

который характеризует их в виде довольно большой этнической группировки. Тацит пишет о том, что венеды проживали по соседству с племенами певкинов и феннов, расположившихся на территории от Прибалтики до Урала. Указать точную территорию локализации венедов не представляется возможным. К тому же, сложно сказать о том, были ли славянами венеды времен Тацита. Имеется предположение о том, что в то время венеды ассимилировались со славянами, в результате чего стали обладателями их имени.

Слайд 4

Впервые этноним венеды встречается в Естественной истории Плиния, погибшего при извержении Везувия в

79 г. н. э.
Историк VI в. Иордан прямо свидетельствует, что «многолюдное племя венетов» в его время было известно под разными названиями: «…все же преимущественно они называются склавенами и антами» или «…ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов».

Слайд 7

Прокопий Кесарийский—византийский историк VI века. Отрывок о славянах взят из книги Прокопия «Война

с готами»
...Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы.

Слайд 8

И некогда даже имя у славян и антов было одно и то

же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе».
На конец первого века до нашей эры приходятся сообщения о венедах Корнелия Тацита, который характеризует их в виде довольно большой этнической группировки. Тацит пишет о том, что венеды проживали по соседству с племенами певкинов и феннов, расположившихся на территории от Прибалтики до Урала. Указать точную территорию локализации венедов не представляется возможным. К тому же, сложно сказать о том, были ли славянами венеды времен Тацита. Имеется предположение о том, что в то время венеды ассимилировались со славянами, в результате чего стали обладателями их имени. Если о венедах, описываемых Тацитом, еще можно спорить, то племена венедов в летописях более поздних авторов - это без сомнения славяне (с шестого века нашей эры).
Наиболее значимы упоминания о славянах, проживавших в середине первого тысячелетия нашей эры. Теперь славянские народы именуются как словены, а наряду с ними упоминаются анты. Иордан также населяется преждними венедами. Такие византийские авторы как Прокопий Кесарийский, Менандр Протиктор, Агафий, Маврикий и Фиофилакт Симокатта в основном описывают славян Балканского полуострова и Подунавья, что объясняется вторжениями славянских общностей на территории Восточно-Римской империи. Византийские авторы в своих сочинениях сообщают информацию о различных аспектах жизнедеятельности и быта древних славян.

Слайд 12

Трипольская культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье

Слайд 23

Древние славяне исповедовали языческую веру

Язычество – взгляды людей на устройство мира, верования, обряды,

основанные на поклонении множеству богов, олицетворяющих силы природы

Слайд 24

Источники изучения языческих верований: археологические, мифы, песни, сказки

Слайд 25

Языческие обряды: МАГИЯ (КОЛДОВСТВО), ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ


К языческим верованиям относятся:
АНИМИЗМ – вера в

души и духов (духов природы).
ФЕТИШИЗМ – поклонение священным предметам;
ТОТЕМИЗМ – поклонение священным животным, основателям рода;

Священный дуб

Священный медведь

Слайд 27

Как представляли себе мир славяне-язычники?

земля

Мир живых

Мир мертвых

МИР – яйцо, земля - желток

Вокруг ЗЕМЛИ

– 9 небес;
Одно – для солнца; второе – для луны; третье – для звезд… седьмое – «твердь», дно небесного Океана.
Посреди Океана – остров «ирий» или Буян

В центре мира находится Мировое Дерево. Оно соединяет нижний мир (мертвых), верхний мир (живых), землю и девять небес.

Слайд 28

Трехярусный мир славян-язычников

Идол разделен на три горизонтальных части, которые символизируют трехярусный мир –

мир богов, мир людей и преисподняя.
На каждой грани изображено разное божество.

Збручский идол – четырехгранный столб высотой 3 метра

Развернутый вид

Слайд 29

Поклонение языческим богам

ИДОЛ – изображение языческого бога
КАПИЩЕ, СВЯТИЛИЩЕ –
места поклонения и

принесения жертв языческим богам
ВОЛХВЫ – служители культа языческих богов у древних славян

Слайд 32

Пантеон славянских языческих богов

РОД – один из верховных Богов, принимавших участие в создании

Вселенной, посылает на Землю души людей, когда рождаются дети.
РОЖАНИЦЫ – парные женские божества – Мать и Дочь. Богини плодородия, хозяйства, любви, помощницы при рождении детей.
Праздник Рожаниц справляли 22 – 23 апреля, приносили жертвы молочными продуктами, а потом всю ночь жгли костры: один большой, а вокруг 12 поменьше.

Рожаницы

Слайд 33

Солярные (солнечные) знаки

ДАЖДЬБОГ
– Бог Солнца (дающий все блага бог).

Священным знаком

Солнца был крест

МЕРЦАНА
(Утренняя Заря) была женой Солнца.
В Иванов день праздновали их брак.

Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от золотого щита.

Слайд 34

ПЕРУН – славянский Бог грозы, грома и молнии

Изображение Перуна на Збручском идоле

Громовый знак

Перуна

Представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы представляют грозовую тучу.
Имя Перун очень древнее. В переводе означает «Тот, кто сильно бьет», «Разящий».

Просматривается связь имени Перуна со словами «первый», «правый». Первый среди Богов славянского языческого пантеона.
Правый, т.к. Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.

Святилище Перуна (реконструкция)

Молнии у Перуна были двоякого рода: лилово-синие, «мертвые», разящие насмерть, и золотые, «живые», созидающие, пробуждающие новую жизнь.

Слайд 36

СВАРОГ – Бог Огня

Третьим братом Солнца и Молнии был Огонь.
Особую священную силу приписывали

Огню, полученному древним способом – трением.
Возжиганием такого Огня отмечали наступление нового года, справляемого в день зимнего солнцеворота 22 декабря.

Севернорусский овин – место культа Бога Огня

Добывание священного «живого» Огня

Слайд 37

ВЕЛЕС – покровитель скота, «скотий бог"

Велес или Волос (от волосатый) – бог скотоводста,

богатства, плодовитости.
Велеса чествовали с 20 по 25 марта, на масляничную неделю и с 25 декабря по 6 января на святки. 6 января – Велесов день.

Изображение Велеса на Збручском идоле

Слайд 38

МАКОШЬ – богиня урожая, богиня судьбы

Имя ее составлено из двух частей: «ма» -

мать и «кошь» - кошара, корзина. Макошь – мать наполненных корзин, хорошего урожая.

Изображение Макоши на Збручском идоле

Изображение Макоши в вышивке

Обязательный атрибут Макоши – рог изобилия.
Она покровительствовала браку и семейному счастью.
Макошь – «пряха», метафорическое «прядение нити судьбы»

Слайд 39

ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ древних славян

ХОРС – бог солнца, солнечный конь. «Хоро» и «коло», означает круг.

Праславяне называли себя сколотами – потомками солнца.
КОЛЯДА – божество молодого, рождающегося солнца, возникло из праздника зимнего солнцеворота
ЯРИЛА – ежегодно умирающий и воскресающий бог плодородия, неукротимой страсти.
СТРИБОГ – бог ветра, воздушной стихии.
СВЕТОВИД – верховный бог, хранитель и продолжатель рода.
БЕЛБОГ – хранитель добра, удачи, справедливости и счастья.
ЧЕРНОБОГ – властитель подземного мира, мира тьмы.
МОРАНА – богиня темноты, мороза и смерти.
Имя файла: Расселение-славян.pptx
Количество просмотров: 63
Количество скачиваний: 0