Слайд 2
![Религии древних цивилизаций](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-1.jpg)
Религии древних цивилизаций
Слайд 3
![Народностно- национальные религии – начало сложения и развития в период](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-2.jpg)
Народностно- национальные религии – начало сложения и развития в период становления
классового общества (древние цивилизации).
В религиях Древнего востока – многие боги, как и раньше, являются природными стихиями и явлениями, но это уже не могущественные духи, а сакральные существа, напоминающие царей, правителей, верховных жрецов. Сходство богов этой эпохи с царями.
Идеи об установленности свыше божественного порядка на земле
Люди – участвуют в поддержании миропорядка – они должны приносить жертвы богам, исполнять установленные ими законы.
Слайд 4
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-3.jpg)
Слайд 5
![Месопотамия Свое название – (греч. – Междуречье) – эта земля](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-4.jpg)
Месопотамия
Свое название – (греч. – Междуречье) – эта земля получила от греков,
обозначивших этим словом область между реками Тигр и Евфрат. На юге Месопотамии жили шумеры, создавшие в III тысячелетии до н.э. первые города-государства в нижней части долины Евфрата (территория современного Ирака).
Слайд 6
![Религия Месопотамии Политеизм Регулярные жертвоприношения верховным, местным, личным богам-покровителям, духам](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-5.jpg)
Религия Месопотамии
Политеизм
Регулярные жертвоприношения верховным, местным, личным богам-покровителям, духам умерших предков (убеждение,
что души умерших не могут обеспечить сами себя пищей, и нуждаются в помощи живых).
Археологические находки позволяют сделать вывод о существовании погребальной тризны и обычая ритуального «кормления» изображения умершего.
Слайд 7
![С появлением крупных государств начал формироваться единый пантеон богов Месопотамии,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-6.jpg)
С появлением крупных государств начал формироваться единый пантеон богов Месопотамии, включавший в себя
богов-покровителей отдельных городов.
Наиболее ранним единым пантеоном был шумерский
Слайд 8
![За космогонический порядок отвечала триада великих богов: Ан – небо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-7.jpg)
За космогонический порядок отвечала триада великих богов:
Ан – небо
Энлиль (Эллиль), покровитель
Ниппура – бог воздуха, называемый также «Великой горой»
Энки (аккадск. Эйа), покровитель города Эриду – владыка земли, известен также, как бог вод, поверхностных и подземных
Слайд 9
![Известен обращенный к Энлилю плач по затопленным городам (в переводе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-8.jpg)
Известен обращенный к Энлилю плач по затопленным городам (в переводе В.К.Шилейко
– «Псалом Энлилю»), в котором бог назван «Сам создавший себя», «владыка всех стран». Обращение с просьбой сжалиться, и «помиловать свой город», в котором «гибнут люди».
Слайд 10
![Ваза из Урука. Алебастр. 3300-3000 до н.э. Музей Ирака.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-9.jpg)
Ваза из Урука. Алебастр. 3300-3000 до н.э.
Музей Ирака.
Слайд 11
![Изображения связывают с культом Инанны и Думузи Изображение жертвоприношения, Приношения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-10.jpg)
Изображения связывают с культом Инанны и Думузи
Изображение жертвоприношения,
Приношения даров в
храм (средний ряд)
Изображения животных (храмового скота?)
Слайд 12
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-11.jpg)
Слайд 13
![Голова женской фигуры. Урук. 3300-3000. Иракский музей, Багдад](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-12.jpg)
Голова женской фигуры. Урук. 3300-3000. Иракский музей, Багдад
Слайд 14
![Триада планетарных богов: Нанна (аккадск. Син) – божество Луны Уту](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-13.jpg)
Триада планетарных богов:
Нанна (аккадск. Син) – божество Луны
Уту (аккадск. Шамаш) –
бог Солнца
Инанна (аккадск. Иштар) – богиня звезды-планеты Венеры, богиня любви, богиня войны
Слайд 15
![Копия с оригинала XVIII в. до н.э. Гипс тонированный.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-14.jpg)
Копия с оригинала XVIII в. до н.э. Гипс тонированный.
Слайд 16
![Таммуз (Думузи) – олицетворение умирающей и оживающей природы Нинхурсаг (](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-15.jpg)
Таммуз (Думузи) – олицетворение умирающей и оживающей природы
Нинхурсаг ( шумер. «владычица
лесистой горы» - в шумеро-аккадской мифологии богиня-мать. Среди ее эпитетов – «мать всех богов».
Эрешкигаль –
Нергал -
Слайд 17
![Ведущую роль в архитектуре играет постройка храмов и святилищ. Основной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-16.jpg)
Ведущую роль в архитектуре играет постройка храмов и святилищ.
Основной строительный материал
в Месопотамии – глина.
Первоначально храмы строились по тем же принципам, что и жилые строения, затем архитектура храмов получает более специфические черты
Слайд 18
![Зиккурат в Уре (Месопотамия). Конец III- начало II тыс. до н.э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-17.jpg)
Зиккурат в Уре (Месопотамия). Конец III- начало II тыс. до н.э.
Слайд 19
![Зиккурат в Уре (Реконструкция)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-18.jpg)
Зиккурат в Уре (Реконструкция)
Слайд 20
![Цилиндрическая печать. Лувр](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-19.jpg)
Цилиндрическая печать. Лувр
Слайд 21
![Фигура царя-жреца. 3300-3000 до н.э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-20.jpg)
Фигура царя-жреца. 3300-3000 до н.э.
Слайд 22
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-21.jpg)
Слайд 23
![2900-2500 до н.э. Метрополитен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-22.jpg)
2900-2500 до н.э. Метрополитен
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-23.jpg)
Слайд 25
![Статуя Эби-Ила из Мари. Ок. 2400. Лувр.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-24.jpg)
Статуя Эби-Ила из Мари. Ок. 2400. Лувр.
Слайд 26
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-25.jpg)
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-26.jpg)
Слайд 28
![Ур – один из крупнейших городов Шумера. Археологические раскопки царского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-27.jpg)
Ур – один из крупнейших городов Шумера.
Археологические раскопки царского некрополя в
Уре (2600-2400 до н.э.)
велись Л.Вулли
Слайд 29
![Золотой шлем из погребения Мес-калам-дуга. Ур, 2550-2440 до н.э. Иракский музей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-28.jpg)
Золотой шлем из погребения Мес-калам-дуга.
Ур, 2550-2440 до н.э. Иракский музей
Слайд 30
![Штандарт из Ура. Сер. III тыс. до н.э. Британский музей.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-29.jpg)
Штандарт из Ура. Сер. III тыс. до н.э. Британский музей.
Слайд 31
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-30.jpg)
Слайд 32
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-31.jpg)
Слайд 33
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-32.jpg)
Слайд 34
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-33.jpg)
Слайд 35
![Особую роль в ритуалах играла музыка. В погребениях Ура обнаружены разнообразные музыкальные инструменты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-34.jpg)
Особую роль в ритуалах играла музыка. В погребениях Ура обнаружены разнообразные
музыкальные инструменты
Слайд 36
![Статуэтка из царского погребения в Уре.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-35.jpg)
Статуэтка из царского погребения в Уре.
Слайд 37
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-36.jpg)
Слайд 38
![Из царского(?) погребения Ура, ок. 2600 до н.э., БМ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-37.jpg)
Из царского(?) погребения Ура, ок. 2600 до н.э., БМ
Слайд 39
![Ювелирные изделия из погребения Пуаби (Ур, ок.2550-2400 до н.э.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-38.jpg)
Ювелирные изделия из погребения Пуаби (Ур, ок.2550-2400 до н.э.)
Слайд 40
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-39.jpg)
Слайд 41
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-40.jpg)
Слайд 42
![Перв. Пол. Третьего тыс. – Стелла с коршунами. Посвящена победе Эаннатума над грородом Умма.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-41.jpg)
Перв. Пол. Третьего тыс. – Стелла с коршунами. Посвящена победе Эаннатума
над грородом Умма.
Слайд 43
![Стелла с коршунами. Перв. пол. III тыс. до н.э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-42.jpg)
Стелла с коршунами. Перв. пол. III тыс. до н.э.
Слайд 44
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-43.jpg)
Слайд 45
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-44.jpg)
Слайд 46
![«Эпос о Гильгамеше» («о все видавшем»). «Хождение Иштар» - текст](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-45.jpg)
«Эпос о Гильгамеше» («о все видавшем»).
«Хождение Иштар» - текст 1
тыс. до н.э., сделан для библиотеки царя Ашшурбанапала. Компиляция более ранних фрагментов текстов. Скорее всего, являются фрагментом более полного повествования.
Поэма о хождении Иштар в преисподнюю.
Слайд 47
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-46.jpg)
Слайд 48
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-47.jpg)
Слайд 49
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-48.jpg)
Слайд 50
![Фрагмент X таблицы с записью эпоса о Гильгамеше из б-ки Ашшурбанипала. Британский Музей.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-49.jpg)
Фрагмент X таблицы с записью эпоса о Гильгамеше из б-ки Ашшурбанипала.
Британский Музей.
Слайд 51
![1800BC-1600BC BM](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-50.jpg)
Слайд 52
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-51.jpg)
Слайд 53
![2300-2159 до н.э. – Аккадский период. Около 2335 до н.э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-52.jpg)
2300-2159 до н.э. – Аккадский период.
Около 2335 до н.э. Саргон объединяет
под своей властью весь Шумер и распространяет ее вплоть до Элама и Сирии. Столица – Аккад.
Слайд 54
![Голова Саргона Аккадского. Бронза.Иракский музей. Багдад](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-53.jpg)
Голова Саргона Аккадского. Бронза.Иракский музей. Багдад
Слайд 55
![Стела Нарам-Сина. Розовый песчаник. 2220-2184 до н.э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-54.jpg)
Стела Нарам-Сина. Розовый песчаник. 2220-2184 до н.э.
Слайд 56
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-55.jpg)
Слайд 57
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-56.jpg)
Слайд 58
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-57.jpg)
Слайд 59
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-58.jpg)
Слайд 60
![Вавилонский период – ок.1792-1550. Стела Хаммурапи. Лувр.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-59.jpg)
Вавилонский период – ок.1792-1550.
Стела Хаммурапи. Лувр.
Слайд 61
![Ассирия.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-60.jpg)
Слайд 62
![Ритуальная жизнь Ассирии наследовала систему жертвоприношений Шумера и Аккада. Среди](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-61.jpg)
Ритуальная жизнь Ассирии наследовала систему жертвоприношений Шумера и Аккада.
Среди богов
важное место принадлежит Ашшуру (заменяет Энлиля), который возведен в ранг универсального бога
Известны жертвоприношения в честь богов солнца и преисподней
Слайд 63
![Ряд текстов религиозного содержания известен по табличкам из библиотеки Ашшурбанипала](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-62.jpg)
Ряд текстов религиозного содержания известен по табличкам из библиотеки Ашшурбанипала
Слайд 64
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-63.jpg)
Слайд 65
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-64.jpg)
Слайд 66
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-65.jpg)
Слайд 67
![Рельеф из дворца Ашшурбанипала.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-66.jpg)
Рельеф из дворца Ашшурбанипала.
Слайд 68
![Рельеф. Ассирия. Британский музей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-67.jpg)
Рельеф. Ассирия. Британский музей
Слайд 69
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-68.jpg)
Слайд 70
![Сцена охоты. «Раненая львица» Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII в. до н.э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-69.jpg)
Сцена охоты. «Раненая львица» Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. VII
в. до н.э.
Слайд 71
![С возвышением Вавилона (19-16 вв. до н.э.) центральным божеством пантеона](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-70.jpg)
С возвышением Вавилона (19-16 вв. до н.э.)
центральным божеством пантеона становится Мардук
– главный бог города Вавилон.
Его именуют «Владыкой богов»
«Энума Элиш» - космогоническая поэма
Вавилон – «Ворота богов»
Слайд 72
![С возвышением Вавилона (19-16 вв. до н.э.) центральным божеством пантеона](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-71.jpg)
С возвышением Вавилона (19-16 вв. до н.э.)
центральным божеством пантеона становится Мардук
– главный бог города Вавилон.
Его именуют «Владыкой богов». Ассоциировался с планетой Юпитер
Слайд 73
![«Энума Элиш» - космогоническая поэма, памятник культовой литературы Вавилона. Обработка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-72.jpg)
«Энума Элиш» - космогоническая поэма, памятник культовой литературы Вавилона. Обработка древних
мифов.
Возможно, фрагменты этого произведения разыгрывали на культовых церемониях.
В "Энума Элиш" рассказ о начале мира подчинен цели восхваления Мардука.
Слайд 74
![Пышность и величественность культовых построек Вавилона](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-73.jpg)
Пышность и величественность культовых построек Вавилона
Слайд 75
![Ворота Иштар. Реконструкция. VI век до н.э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-74.jpg)
Ворота Иштар. Реконструкция. VI век до н.э.
Слайд 76
![Лев – один из символов Иштар](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-75.jpg)
Лев – один из символов Иштар
Слайд 77
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-76.jpg)
Слайд 78
![Дракон – символ Мардука](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-77.jpg)
Слайд 79
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/337723/slide-78.jpg)