Слайд 2
![Романский стиль Романский стиль (от лат. romanus — римский) —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-1.jpg)
Романский стиль
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной
Европе — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Слайд 3
![Аббатство Мария Лаах. Германия. Освящено в1156 году.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-2.jpg)
Аббатство Мария Лаах. Германия. Освящено в1156 году.
Слайд 4
![Термин романский стиль Термин «романский стиль» появился в начале XIX](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-3.jpg)
Термин романский стиль
Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда
была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Слайд 5
![Капелла кающихся](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-4.jpg)
Слайд 6
![Характеристика стиля Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-5.jpg)
Характеристика стиля
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности
наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Слайд 7
![Портал( вход) романской базилики святого Якоба в Регенсбурге 1175- 1180 гг.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-6.jpg)
Портал( вход) романской базилики святого Якоба в Регенсбурге 1175- 1180 гг.
Слайд 8
![Церковь св. Якоба в Регенсбурге 1175-1180 ( общий вид)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-7.jpg)
Церковь св. Якоба в Регенсбурге 1175-1180 ( общий вид)
Слайд 9
![Основные постройки Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-8.jpg)
Основные постройки
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным
элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Слайд 10
![Донжон замка Бург (Золинген, Северный Рейн-Вестфалия)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-9.jpg)
Донжон замка Бург (Золинген, Северный Рейн-Вестфалия)
Слайд 11
![Донжон Венсенского замка. Париж](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-10.jpg)
Донжон Венсенского замка. Париж
Слайд 12
![Донжон замка Марксбург (Браубах, Рейнланд – Пфальц)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-11.jpg)
Донжон замка Марксбург (Браубах, Рейнланд – Пфальц)
Слайд 13
![Особенности архитектуры романского собора В основе плана — раннехристианская базилика,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-12.jpg)
Особенности архитектуры романского собора
В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная
организация пространства
Увеличение хора или восточной алтарной части храма
Увеличение высоты храма
Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые
Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Тяжесть романского собора «угнетает» пространство
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Слайд 14
![План романского собора на примере базилики монастыря в Клюни III (Франция) восток Романская роза](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-13.jpg)
План романского собора на примере базилики монастыря в Клюни III (Франция)
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-14.jpg)
Слайд 16
![Типы сводов Цилиндрический свод — образует в поперечном сечении полукруг](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-15.jpg)
Типы сводов
Цилиндрический свод — образует в поперечном сечении полукруг (или половину
эллипса, параболы, проч). Это простейший и наиболее распространённый тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры — две стены, ряд столбов или аркады. В зависимости от профиля арки, лёгшей в основание, бывают:
полуциркульные
стрельчатые
коробовые
эллиптические
параболические
Слайд 17
![Цилиндрический свод(схема) Альгамбра (Испания) фото цилиндрического свода](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-16.jpg)
Цилиндрический свод(схема)
Альгамбра (Испания) фото цилиндрического свода
Слайд 18
![Коробовый свод Коробовый свод — разновидность цилиндрического свода; отличается от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-17.jpg)
Коробовый свод
Коробовый свод — разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем,
что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод.
Слайд 19
![Коробовый свод (схема)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Крестовый свод Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-19.jpg)
Крестовый свод
Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или
коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах.
Слайд 21
![Крестовый свод (схема)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-20.jpg)
Слайд 22
![Собор Святого Георга в Лимбурге (Германия) осв. в 1235](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-21.jpg)
Собор Святого Георга в Лимбурге (Германия)
осв. в 1235
Слайд 23
![Кафедральный собор в г. Шпайер (Германия, 1030 – 1061) –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-22.jpg)
Кафедральный собор в г. Шпайер (Германия, 1030 – 1061) – самая
крупная сохранившаяся церковь в романском стиле
Слайд 24
![Собор Св. Петра в Вормсе (Германия) (построен между 1130 и 1181)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-23.jpg)
Собор
Св. Петра в Вормсе (Германия)
(построен между 1130 и 1181)
Слайд 25
![Епископский собор в Майнце (Германия) конец Х в. гравюра 1633 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-24.jpg)
Епископский собор в Майнце (Германия)
конец Х в.
гравюра 1633 г.
Слайд 26
![Собор Успения в Пизе (Италия, осв. в 1118)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-25.jpg)
Собор Успения в Пизе (Италия, осв. в 1118)
Слайд 27
![Моденский собор (заложен в 1099) и кампанила (постр. в 1319) Италия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-26.jpg)
Моденский собор (заложен в 1099) и кампанила (постр. в 1319)
Италия
Слайд 28
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-27.jpg)
Слайд 29
![Собор Нотр-Дам-Ла-Гранд в Пуатье (Франция, окончен в конце XIIв.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-28.jpg)
Собор Нотр-Дам-Ла-Гранд в Пуатье
(Франция, окончен в конце XIIв.)
Слайд 30
![Приорат Санта Мария де Серрабонна (Франция, деп. Вост. Пиренеи) 1069](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-29.jpg)
Приорат Санта Мария де Серрабонна
(Франция, деп. Вост. Пиренеи) 1069
Слайд 31
![9 церквей романской архитектуры расположены в горной долине Валь де Бои (Каталония, Испания) скит Сан Кирк](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-30.jpg)
9 церквей романской архитектуры расположены в горной долине Валь де Бои
(Каталония, Испания)
скит Сан Кирк
Слайд 32
![Валь де Бои, Испания. Церковь Сан-Феликс](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-31.jpg)
Валь де Бои, Испания. Церковь Сан-Феликс
Слайд 33
![Валь де Бои, Испания Церковь Сан Хуан де Бои](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-32.jpg)
Валь де Бои, Испания
Церковь
Сан Хуан де Бои
Слайд 34
![Валь де Бои, Испания Церковь Санта Мария де ла Асунсьон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/234835/slide-33.jpg)
Валь де Бои, Испания
Церковь Санта Мария де ла Асунсьон