Слайд 2ИКОНА
греч. - изображение, образ) - живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др.
сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного почитания. Иконы распространены в православии, католичестве, буддизме, ламаизме. В русской православной церкви наиболее почитаемыми являются иконы Богоматери, Иисуса Христа, Георгия Победоносца, святого Николая Угодника и др.
В Древней Руси иконы писались темперными красками на деревянной доске, которая предварительно грунтовалась. Готовое изображение покрывалось олифой.
Слайд 3Спас Нерукотворный новгородская икона
XII века
Слайд 4Икона Владимирской Богоматери
Слайд 5Ангел Златые власы – икона 12 века.
Это уникальное творение неизвестного иконописца, выполненное
в византийском стиле редким приёмом письма.
Авторство её стилистики можно отнести к новгородским мастерам фресковой росписи Спасо-Преображенского храма на Недерице.
Слайд 6Икона "Спас Ярое око"
Середина XIV века. Успенский собор в Московском Кремле
Она написана в
40-х годах XIV в. греческим художником, работавшим в Москве.
Иконографический тип отличается особо строгим, проницательным выражением глаз.
Слайд 11Андрей Рублев – «Спас в силах».
1410-е годы
Андрей Рублёв.
"Спас" из Звенигородского полуфигурного деисусного чина.
1410-е
годы
Слайд 16Терминологический словарь
Ассист, асист — клеящий состав для наложения листового золота или серебра на
поверхность иконы. Так же называют золотую разделку в виде лучиков.
Движки — элемент личного письма в виде светлых тонких линий, которые символизируют нетварный, божественный свет.
Доличное письмо — стадия работы над иконой: сначала пишется все, кроме ликов и открытых частей тела, — фон, пейзаж, палаты, фигуры, нимбы и т.д. Иконография — 1. Особенности изображения святого или священного события, согласно канону. 2. Описание и систематизация установленных каноном изображений.
Иконостас — перегородка между алтарем и центральной частью храма, на нее ставятся иконы.
Канон иконописный (греч. — правило) — свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа.
Слайд 17Ковчег (древнерус. — ящик, ларь) — углубление в иконной доске, на которой пишется изображение.
Левкас (греч.)
— белая грунтовая основа для иконной и настенной живописи.
Личное письмо — стадия работы над иконой, когда прописываются лики и открытые части тела.
Нимб (лат. nimbus — облако) — сияние вокруг головы Спасителя, Богоматери, ангелов и святых, изображаемых на иконах.
Обратная перспектива — система построения пространства в иконе, в соответствии с которой объекты располагаются на плоскости в равной удаленности и видны зрителю не с одной, а с нескольких точек зрения.
Олифа (лат. oleum — масло) — растительное масло, приготовленное особым способом, используется для создания защитного слоя в иконе.
Слайд 18Паволока (древнерус. пелена, покрывало) — ткань, наклеиваемая на лицевую сторону иконной доски с целью
предохранения доски от деформации и растрескивания.
Парсуна (лат. persona — личность, особа), искаженное «персона», — так именовали на Руси в XVI—XVII вв. портреты.
Пробела, пробелка — в долйчном письме моделировка светлых частей изображения, символизирует касание божественного света.
Прорись — контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы.
Слайд 19Роскрышь (древнерус.) — стадия работы над иконой, в процессе которой равномерно распределяются цвета, и
краской заливают рисунок внутри обозначенных контуров.
Темпера яичная — основная техника иконописи: минеральные пигменты, растертые вручную; в качестве связующего используется куриный желток.
Фреска (итал. fresco — свежий, сырой) — роспись по сырой штукатурке.
Энкаустика (греч. — выжигаю) — техника восковой живописи.
Слайд 20Иконографические типы
Вседержитель или Пантократор (греч.) — один из основных типов изображения Иисуса Христа с благословляющей десницей
(правой рукой) и Евангелием.
Елеуса (греч. — милостивая, милующая) — Умиление — тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа. Соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров.
Знамение (древнерус. — чудо, знак, посланный свыше) — тип изображения Богоматери с воздетыми в молении руками (Оранта, от лат. огаге — молиться), медальон с образом Эммануила на груди. Вариант иконы — Панагия.
Слайд 21Нерукотворный Образ — Нерукотворный убрус (древнерус. плат, полотенце) или Спас греч. ) — тип
изображения Иисуса Христа, в основу которого положено предание о чудесном (нерукотворном) отпечатке лика Спасителя на ткани.
Одигитрия (греч. — Путеводительница) — тип изображения Богоматери с Младенцем на руках. Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа.
Оранта — (греч. — Молящаяся) — один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность — воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери.