Слайд 2
![ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА (МИРОВОЕ ИСКУССТВО](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-1.jpg)
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
(МИРОВОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА)
РУССКОЕ
ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
(ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА)
Слайд 3
![НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА ИСКУССТВОЗНАНИЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ИСКУССТВОВИДЕНИЕ Цель](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-2.jpg)
НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
ИСКУССТВОЗНАНИЕ
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИСКУССТВОВИДЕНИЕ
Цель лекционных занятий: понять логику и
динамику развития художественных процессов в ХХ веке, определить место изобразительного искусства в общем контексте развития культуры
Цель практических занятий: применить знания о динамике развития художественных практик в ХХ веке при анализе конкретных произведений, включить изучаемые произведения (представленные в музеях Петербурга) в общий контекст развития изобразительного искусства, представить комплексный анализ изучаемых произведений
Слайд 4
![ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА Усиление интернационального характера художественной культуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-3.jpg)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Усиление интернационального характера художественной культуры
Слайд 5
![ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА Развитие системы коммуникаций и ускорение всех процессов культурного развития](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-4.jpg)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Развитие системы коммуникаций и ускорение всех процессов культурного развития
Слайд 6
![ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА Полистилизм или полифония как определяющая черта процессов художественного творчества](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-5.jpg)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Полистилизм или полифония как определяющая черта процессов художественного
творчества
Слайд 7
![ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА Появление техногенной культуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-6.jpg)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Появление техногенной культуры
Слайд 8
![Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) Дегуманизация искусства «Анализируя новый стиль, можно заметить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-7.jpg)
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)
Дегуманизация искусства
«Анализируя новый стиль, можно заметить в нем определенные
взаимосвязанные тенденции, а именно:
1) тенденцию к дегуманизации искусства;
2) тенденцию избегать живых форм;
3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства;
4) стремление понимать искусство как игру, и только;
5) тяготение к глубокой иронии;
6) тенденцию избегать всякой фальши и в этой связи тщательное исполнительское мастерство;
7) искусство, согласно мнению молодых художников, безусловно, чуждо какой-либо трансценденции».
«Легко кричать, что искусство возможно только в рамках традиции. Но эта гладкая фраза ничего не дает художнику, который с кистью или пером в руке ждет конкретного вдохновляющего импульса».
Слайд 9
![МОДЕРН](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-8.jpg)
Слайд 10
![КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ? Во Франции - «ар-нуво» (от фр. art](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-9.jpg)
КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ?
Во Франции - «ар-нуво» (от фр. art nouveau, букв.
«новое искусство»)
В Англии - «современный стиль» (от англ. modern style)
В Германии - «югендстиль» (от нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала)
В Австрии (Чехии, Прльше) - «сецессион» (от нем. Secession — «отделение, обособление»)
В Шотландии - «стиль Глазго» (от англ. Glasgow style)
В Бельгии - «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884)
В Италии - «либерти» («стиль Либерти»)
В Испании - «модернизмо» (от исп. modernismo)
В Швейцарии - «еловый стиль» (style sapin)
В СЩА - «тиффани» (по имени Луиса Тиффани)
В России - «модерн»
Слайд 11
![ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОДЕРН – это стиль или направление? МОДЕРН и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-10.jpg)
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
МОДЕРН – это стиль или направление?
МОДЕРН и МОДЕРНИЗМ – это
одно и то же или нет?
Слайд 12
![Направления и стили Стиль в искусстве - исторически сложившаяся общность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-11.jpg)
Направления и стили
Стиль в искусстве - исторически сложившаяся общность художественных признаков
в нескольких видах искусства, характерная для определенной эпохи, объединяющая несколько стран (наций) и обусловленная единством идейно-эстетических устремлений
Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени.
Слайд 13
![МОДЕРН – СТИЛЬ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕ? МОДЕРН И МОДЕРНИЗМ МОДЕРН -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-12.jpg)
МОДЕРН – СТИЛЬ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕ?
МОДЕРН И МОДЕРНИЗМ
МОДЕРН - наименование стиля, который
получил широкое распространение в мировом искусстве конца XIX начала XX веков (Россия, Европа, США), главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия.
«Модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а с таким историко-культурным понятием, как бидермейер... можно сказать, что бидермейер и модерн - это начало и конец целой исторической фазы романтизма» (Г. Стернин)
МОДЕРНИЗМ - совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX - середины XX века (импрессионизм, экспрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм и т.д.)
Слайд 14
![МОДЕРН. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-13.jpg)
МОДЕРН. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и
углов в пользу более естественных, «природных» линий.
Во-вторых, это интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Слайд 15
![«Удар бича» («удар хлыста») Германа Обриста Шерстяное панно украшенное энергичными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-14.jpg)
«Удар бича» («удар хлыста») Германа Обриста
Шерстяное панно украшенное энергичными линиями вышитого
шелком растительного узора
Около 1895 года
Ширина 183 см
Слайд 16
![-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-15.jpg)
Слайд 17
![Виктор Орта, Victor Horta (1861—1947) бельгийский архитектор один из основателей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-16.jpg)
Виктор Орта, Victor Horta (1861—1947)
бельгийский архитектор
один из основателей стиля модерн
в архитектуре
четыре брюссельских дома работы В.Орта включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
Слайд 18
![Тассель-отель Построен в 1893-1894 гг. для учёного, профессора Эмиля Тасселя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-17.jpg)
Тассель-отель
Построен в 1893-1894 гг. для учёного, профессора Эмиля Тасселя
«Воплотив свои
идеи, Виктор Орта сказал новое слово в архитектуре – баланс между различными пространствами, разнообразные поднимающиеся и опускающиеся горизонты и перспективы, гениальное использование игры света, благодаря которой, солнце проникает прямо в сердце здания. В его проектах «процесс дематериализации» достиг своего пика. Орта доказал, что существует такая вещь, как архитектурная музыка – гармония формы, материала и цвета» (Людвиг Хевеши, 1897)
Слайд 19
![-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Отель Сольве 1894](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-19.jpg)
Слайд 21
![-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-20.jpg)
Слайд 22
![-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-21.jpg)
Слайд 23
![-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-22.jpg)
Слайд 24
![ДЕТСКИЙ САД (JARDIN D’INFANTS) 1897-1899](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-23.jpg)
ДЕТСКИЙ САД
(JARDIN D’INFANTS)
1897-1899
Слайд 25
![СОБСТВЕННЫЙ ДОМ-МАСТЕРСКАЯ ВИКТОРА ОРТА 1898-1900 С 1969 года Музей Орта](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-24.jpg)
СОБСТВЕННЫЙ ДОМ-МАСТЕРСКАЯ ВИКТОРА ОРТА
1898-1900
С 1969 года Музей Орта
Слайд 26
![Эктор Гимар (1867-1942) -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-25.jpg)
Слайд 27
![Антонио Гауди (1852-1926) Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-26.jpg)
Антонио Гауди (1852-1926)
Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т
Слайд 28
![- Каса-Батльо от кат. Casa Batlló; иногда транслитерируется в русский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-27.jpg)
-
Каса-Батльо
от кат. Casa Batlló; иногда транслитерируется в русский как «Батло» или «Бальо»
Также известен как «Дом
Костей») — жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса в районе Эшампле (Барселона) и перестроенный Антонио Гауди в 1904-1906 гг.
Слайд 29
![- Каса-Мила От кат. Casa Milà Жилой дом, построенный в 1906-1910гг. в Барселоне для семьи Мила.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-28.jpg)
-
Каса-Мила
От кат. Casa Milà
Жилой дом, построенный в 1906-1910гг. в Барселоне для семьи Мила.
Слайд 30
![Храм Святого Семейства. Полное название: Искупительный храм Святого Семейства (от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-29.jpg)
Храм Святого Семейства. Полное название: Искупительный храм Святого Семейства (от кат. Temple Expiatori de la
Sagrada Família) церковь в Барселовне, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 года.
Один из самых известных "долгостроев" мира: по решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан.
Слайд 31
![ВЕНСКИЙ МОДЕРН ВУНИБАЛЬД ДЕНИНГЕР. Вилла на море. 1900 ОТТО ШЁНТАЛЬ. Жилой дом. 1907](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-30.jpg)
ВЕНСКИЙ МОДЕРН
ВУНИБАЛЬД ДЕНИНГЕР. Вилла на море. 1900
ОТТО ШЁНТАЛЬ. Жилой дом. 1907
Слайд 32
![Эмиль Галле (1846-1904) Экран для камина 1900 Шкатулка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-31.jpg)
Эмиль Галле (1846-1904)
Экран для камина 1900
Шкатулка
Слайд 33
![МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-32.jpg)
Слайд 34
![- Дворец Стокле в Брюсселе Арх. Й.Хофманн (венский сецессион) 1905 - 1911 гг.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-33.jpg)
-
Дворец Стокле в Брюсселе
Арх. Й.Хофманн (венский сецессион)
1905 - 1911 гг.
Слайд 35
![-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-34.jpg)
Слайд 36
![Обри Бердслей (Beardsley) (1872-1898) Портрет Обри Бёрдсли Ж.Э. Бланша (1895)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-35.jpg)
Обри Бердслей (Beardsley) (1872-1898)
Портрет Обри Бёрдсли Ж.Э. Бланша (1895)
Слайд 37
![Символи́зм (Symbolisme) - течение в искусстве (литературе, музыке и живописи),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-36.jpg)
Символи́зм (Symbolisme) - течение в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству,
использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.
Слайд 38
![--](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-37.jpg)
Слайд 39
![Альфонс Мариа Муха (1860-1939) Чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-38.jpg)
Альфонс Мариа Муха
(1860-1939)
Чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист
Слайд 40
![Афиша к спектаклю «Жисмонда» (1894)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-39.jpg)
Афиша к спектаклю «Жисмонда» (1894)
Слайд 41
![-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-40.jpg)
Слайд 42
![…Я не художник-декоратор. Называйте меня, как хотите, современная живопись не признает границ… Альфонс Муха -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-41.jpg)
…Я не художник-декоратор. Называйте меня, как хотите, современная живопись не признает
Слайд 43
![-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-42.jpg)
Слайд 44
![Серия «Времена года» (литография)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-43.jpg)
Серия «Времена года» (литография)
Слайд 45
![Серия «Времена года» (литография) -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-44.jpg)
Серия «Времена года» (литография)
-
Слайд 46
![Серия «Четыре цветка» (литография)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-45.jpg)
Серия «Четыре цветка» (литография)
Слайд 47
![Серия «Драгоценные камни» (литография)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-46.jpg)
Серия «Драгоценные камни» (литография)
Слайд 48
![«Роза руки» Ювелир Жорж Фуке по эскизу А. Мухи 1899](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-47.jpg)
«Роза руки»
Ювелир Жорж Фуке по эскизу А. Мухи
1899
Слайд 49
![Эмиль Галле - реформатор художественного стекла. Соединение восточной философии, тонкой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-48.jpg)
Эмиль Галле - реформатор художественного стекла. Соединение восточной философии, тонкой эстетики
и новых технологий
Ваза «Роза Франции»
Настольная лампа «Стрекоза»
Слайд 50
![Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) Эскиз Л.К. Тиффани мотива к абажуру «Маки». Акварель, гуашь, тушь, бумага.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-49.jpg)
Луис Комфорт Тиффани (1848-1933)
Эскиз Л.К. Тиффани
мотива к абажуру «Маки».
Акварель, гуашь, тушь,
бумага.
Слайд 51
![Процесс производства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-50.jpg)
Слайд 52
![- -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-51.jpg)
Слайд 53
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-52.jpg)
Слайд 54
![НАЧАЛО ХХ ВЕКА – РОЖДЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА 28 декабря 1895 года](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-53.jpg)
НАЧАЛО ХХ ВЕКА – РОЖДЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА
28 декабря 1895 года на бульваре
Капуцинок в одном из залов «Гранд кафе» прошёл первый платный сеанс кинематографа
Слайд 55
![ЭТАПЫ РОЖДЕНИЯ КИНЕМАТОГРАФА 1686 год - был изобретён «волшебный фонарь»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-54.jpg)
ЭТАПЫ РОЖДЕНИЯ КИНЕМАТОГРАФА
1686 год - был изобретён «волшебный фонарь» — камера обскура.
Волшебный фонарь в упрощении представлял собой ящик с увеличительной трубой и светильником внутри. Сзади этого светильника стоял рефлектор-отражатель, между трубой и ящиком была щель, где ставился тушью нарисованный кадр.
1839 год - Майкл Фарадей и его друг Макс Роджер изобрели Фенакистископом. К аппарату прилагался ряд последовательных картинок. Учёный Жозеф Плато занимался разложением движения на фазы (например, движение человека). Когда Фарадей получил в руки эти труды, ему до завершения финакиситоскопа оставалось совсем немного.
1877 год - прорыв стал возможен благодаря работам Луи Дагера и Жозе Ньелса.
Слайд 56
![Кинематограф братьев Люмьер Среди всех прочих изобретателей, которые искали путь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-55.jpg)
Кинематограф братьев Люмьер
Среди всех прочих изобретателей, которые искали путь для создания
«движущихся картинок», ближе всего подошли к созданию кинематографа четыре человека.
В 1894 году Томас Эдисон (его изобретения — телефон, освещение городов) передает разработки кинематографа Генриху Уилкесу. Под руководством Эдисона Уилкес изобретает аппарат «кинестоскоп».
В 1893 году украинский инженер Иосиф Тимченко изобретает проектор для просмотра фильма. Он изобрел камеру, снимающую на перфорированную пленку, а также изобрел проектор и попробовал снять полдесятка сюжетов про свою семью и своих детей.
В декабре 1895 года братья Люмьер (Огюст и Луи) продемонстрировали свое открытие — кинематограф, или синематограф — и вошли в историю как создатели кинематографии как жанра искусства....
Слайд 57
![«Путешествие на Луну» ( Le Voyage dans la Lune) Мари-Жорж-Жан Мелье́с (Maries-Georges-Jean Méliès) 1861-1938](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/267811/slide-56.jpg)
«Путешествие на Луну» ( Le Voyage dans la Lune)
Мари-Жорж-Жан Мелье́с
(Maries-Georges-Jean Méliès)
1861-1938