Культура России в XVII веке презентация

Содержание

Слайд 2

XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья

XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья к

Новому времени, когда, по словам современника «старина и новизна перемешались».
Слайд 3

«Обмирщение» русской культуры (отход культуры от церковных традиций и придание

«Обмирщение» русской культуры (отход культуры от церковных традиций и придание ей светского

характера)

В науке – рост интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни
В литературе – формирование светского направления
В архитектуре – сближение облика культовых и светских построек
В живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций

Слайд 4

Образование Расширялась система начального образования: открывали школы (училища) при монастырях,

Образование

Расширялась система начального образования: открывали школы (училища) при монастырях, частные

учебные заведения.
создано несколько государственных школ.
распространение среди знати получило домашнее образование.
Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.).
Большую роль в развитии просвещения сыграл Ртищев Фёдор Михайлович, русский государственный и культурный деятель.
Пригласив из Киева учёных монахов (Епифания Славинецкого и др.), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии.
Слайд 5

УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ

УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ

Слайд 6

Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру

Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель. Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка.
Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических. К 1670 составил Венец веры кафолической.
Слайд 7

В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в

В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в

России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училище ( позже академия)

братья Лихуды

Слайд 8

Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой».

Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После

него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики.
Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.
Слайд 9

Появились первые учебники «Грамматика» Смотрицкого Меле́тий Смотри́цкий (в миру —

Появились первые учебники

«Грамматика» Смотрицкого
Меле́тий Смотри́цкий (в миру — Максим Герасимович Смотрицкий,

— православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения.
Слайд 10

«Букварь» Бурцева К концу века Печатный двор выпускал буквари и

«Букварь» Бурцева
К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные

пособия в тысячах экземпляров. Они стоили недорого и быстро раскупались.
Слайд 11

Научные знания находились ещё на начальной стадии. Из-за границы в

Научные знания находились ещё на начальной стадии.
Из-за границы в Россию

доставлялись многие технические новинки.

Научные знания:

Слайд 12

Обширные сведения о зарубежных странах собирались и обобщались русскими послами.

Обширные сведения о зарубежных странах собирались и обобщались русскими послами. Интересные

сведения о Китае и пограничных территориях Сибири собрал посол Н. Спафарий

Научные знания:

Н. Спафарий

Слайд 13

В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства

В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с

древнейших времён до 70-х годов XVII века – « Синопсис», ставшая популярной

Научные знания:

Слайд 14

Литература Русские писатели ставили в своих произведениях нравственные вопросы, размышляли

Литература

Русские писатели ставили в своих произведениях нравственные вопросы, размышляли о судьбах

Родины, о проблемах, которые выдвигала современная жизнь.
«Житие протопопа Аввакума» (автобиография)
сатирические повести:
«Повесть о Шемякином суде»
«Сказание о куре и лисице»
«Азбука о голом и небогатом человеке»
Слайд 15

Архитектура «Русское узорочье» Богатый декор Красочность Разнообразие и затейливость форм

Архитектура

«Русское узорочье»
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и затейливость форм
Много храмов в Ярославле

«Нарышкинское» (московское)

барокко
Ярусность
Симметричность
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменная резьба по красной кирпичной кладке
Слайд 16

«Русское узорочье»

«Русское узорочье»

Слайд 17

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Слайд 18

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Слайд 19

.Корина Илона Викторовна церковь Ильи Пророка в Ярославле

.Корина Илона Викторовна

церковь Ильи Пророка в Ярославле

Слайд 20

.Корина Илона Викторовна «Нарышкинское» барокко

.Корина Илона Викторовна

«Нарышкинское» барокко

Слайд 21

.Корина Илона Викторовна

.Корина Илона Викторовна

Слайд 22

Теремной дворец Московского Кремля Арх. Б. Огурцов, А.Константинов, Т. Шарутин, Л.Ушаков

Теремной дворец
Московского Кремля
Арх.
Б. Огурцов,
А.Константинов,
Т. Шарутин, Л.Ушаков

Слайд 23

.Корина Илона Викторовна Храм Покрова в Филях

.Корина Илона Викторовна

Храм Покрова
в Филях

Слайд 24

Колокольня Новодевичьего монастыря

Колокольня Новодевичьего монастыря

Слайд 25

.Корина Илона Викторовна Новодевичий монастырь

.Корина Илона Викторовна

Новодевичий монастырь

Слайд 26

Живопись Нарушаются иконографические каноны Европейское влияние Возрастание фольклорного начала Симон

Живопись

Нарушаются иконографические каноны
Европейское влияние
Возрастание фольклорного начала
Симон Ушаков и Иосиф Владимиров вводят

новшество: «живоподобие» с помощью светотени (фрязь)
Изображение реальных лиц – уже не икона, но ещё не портрет
Слайд 27

.А.Рублев С.Ушаков Живопись А. Рублев С.Ушаков

.А.Рублев С.Ушаков

Живопись

А. Рублев

С.Ушаков

Слайд 28

Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского» «групповой портрет» тех, кто

Симон Ушаков «Насаждение древа государства Российского»
«групповой портрет» тех, кто способствовал

объединению русских земель вокруг Москвы
Символическое дерево – Успенский собор
Его поливают Иван Калита и митрополит Петр
Центр – Владимирская Богоматерь
Слайд 29

Симон Ушаков « Спас Нерукотворный»

Симон Ушаков
« Спас
Нерукотворный»

Слайд 30

Парсуна Изображение деятелей Русского государства на отдельных досках Называли «парсуна»

Парсуна

Изображение деятелей Русского государства на отдельных досках
Называли «парсуна» (от латинского

«персона») =>
Появился интерес к человеку, к его внешности, поступкам, к миру, в котором он живёт
Слайд 31

Парсуна Князь Скопин-Шуйский Царь Фёдор Иоаннович

Парсуна

Князь Скопин-Шуйский

Царь Фёдор Иоаннович

Слайд 32

Наталья Кирилловна Нарышкина Алексей Михайлович Патриарх Никон


Наталья Кирилловна Нарышкина

Алексей Михайлович

Патриарх Никон

Имя файла: Культура-России-в-XVII-веке.pptx
Количество просмотров: 133
Количество скачиваний: 3