Слайд 2
![Культура и личность Каждый индивид выступает по отношению к культуре](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-1.jpg)
Культура и личность
Каждый индивид выступает по отношению к культуре в нескольких
ипостасях:
Как “продукт” культуры,
Как “потребитель” культуры
Как “производитель” культуры
Как “транслятор” культуры
Слайд 3
![В традиционных обществах основным средством социализации является ритуал, Важное значение обрядов инициации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-2.jpg)
В традиционных обществах основным средством социализации является ритуал,
Важное значение обрядов
инициации
Слайд 4
![Индивидуальное освоение культуры происходит в течение всей жизни человека. Понятиями](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-3.jpg)
Индивидуальное освоение культуры происходит в течение всей жизни человека.
Понятиями “социализация ”
и “инкультурация ” обозначаются процессы вхождения индивида в общество и культуру.
Слайд 5
![В традиционных обществах основным средством социализации является ритуал, Важное значение обрядов инициации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-4.jpg)
В традиционных обществах основным средством социализации является ритуал,
Важное значение обрядов
инициации
Слайд 6
![Можно выделить направленную и ненаправленную формы социализации. Направленная форма социализации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-5.jpg)
Можно выделить направленную и ненаправленную формы социализации. Направленная форма социализации –
это специально разработанная система средств воздействия на человека для формирования личности в соответствии с целями и интересами общества.
Слайд 7
![Ненаправленные, или стихийные формы социализации – это восприятие определенных социальных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-6.jpg)
Ненаправленные, или стихийные формы социализации – это восприятие определенных социальных навыков
в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.
Слайд 8
![Социализация и инкультурация в современной культуре Во временном измерении процесса](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-7.jpg)
Социализация и инкультурация в современной культуре
Во временном измерении процесса социализации можно
выделить несколько периодов.
Исключительное место принадлежит ранней социализации. В это время формируются предпосылки для остальных стадий этого процесса, дальнейшего освоения социокультурного окружения.
Слайд 9
![Для осуществления функции социализации и инкультурации обществом разработан особый социальный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-8.jpg)
Для осуществления функции социализации и инкультурации обществом разработан особый социальный институт-
система образования. Каждое звено системы образования представлено сетью образовательных учреждений.
Слайд 10
![Второй период – это профессиональная социализация. Она состоит в овладении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-9.jpg)
Второй период – это профессиональная социализация. Она состоит в овладении специализированными
знаниями и трудовыми навыками, в приобщении человека к соответствующей профессиональной культуре. Институтами, обеспечивающими эти знания и навыки являются специальные (высшие и средние) учебные заведения.
Слайд 11
![Третий период характеризуется включением личности в систему общественного труда. Социализация](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-10.jpg)
Третий период характеризуется включением личности в систему общественного труда. Социализация состоит
здесь в овладении профессиональными навыками на рабочем месте, а также в адаптации к
профессиональной субкультуре.
Слайд 12
![Четвертый этап социализации – постпрофессиональный. Он связан с достижением пенсионного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-11.jpg)
Четвертый этап социализации – постпрофессиональный. Он связан с достижением пенсионного возраста,
или утерей трудоспособности. В этот период человек выходит из системы общественного разделения труда.
Слайд 13
![Большую роль в социализации индивида играет художественная культура. В процессе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-12.jpg)
Большую роль в социализации индивида играет художественная культура. В процессе освоения
произведений искусства личность органически приобщается к определенным социальным ценностям. Специфика искусства состоит в том, что оно “раздвигает” границы реального жизненного опыта человека, дает возможность “прожить множество жизней”.
Именно творчество развивает индивидуальность человека, его самобытность и неповторимость.
Слайд 14
![Социологами установлено, что чем выше уровень образованности и профессиональности человека,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-13.jpg)
Социологами установлено, что чем выше уровень образованности и профессиональности человека, тем
выше потребность в личностной свободе и социальной автономии.
Слайд 15
![Маргинальность – положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных личностей,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-14.jpg)
Маргинальность – положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных личностей, чьи
установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но ни в одну из них не интегрируются полностью.
Слайд 16
![Культурный шок – конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций – на уровне индивидуального сознания.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-15.jpg)
Культурный шок – конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций
– на уровне индивидуального сознания.
Слайд 17
![Один из интересных аспектов проблемы “культура и личность” - творческая личность, личность художника.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-16.jpg)
Один из интересных аспектов проблемы “культура и личность” - творческая личность,
личность художника.
Слайд 18
![Культура содержит как устойчивые, так и изменчивые элементы Устойчивые элементы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-17.jpg)
Культура содержит как устойчивые, так и изменчивые элементы
Устойчивые элементы – это,
прежде всего, традиции
В то же время, культура не может существовать, не обновляясь
Слайд 19
![Культурная динамика В культуре постоянно происходят изменения (динамика) Что же](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-18.jpg)
Культурная динамика
В культуре постоянно происходят изменения (динамика)
Что же изменяется в культуре?
Физические
предметы, идеи, образы, характер деятельности и взаимодействия людей
Слайд 20
![Культурная динамика – это Общие процессы изменений, происходящие в культуре](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-19.jpg)
Культурная динамика – это
Общие процессы изменений, происходящие в культуре
Процессы, характерные
для отдельных культур
Процессы, характерные для отдельных исторических периодов
Слайд 21
![Культурная динамика – изменения, происходящие внутри и во взаимодействии разных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-20.jpg)
Культурная динамика – изменения, происходящие внутри и во взаимодействии разных культур.
Быстропреходящие изменения - не рассматриваются в качестве проявлений культурной динамики. (Например – сезонные изменения моды).
Слайд 22
![Один из видов динамики культуры – порождение новых форм (культурогенез)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-21.jpg)
Один из видов динамики культуры – порождение новых форм (культурогенез)
К динамике
культуры относят и распространение культурных явлений. Передачу опыта от поколения к поколению
Слайд 23
![Динамика культуры может быть разделена на Социальную микродинамику и Историческую макродинамику](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-22.jpg)
Динамика культуры может быть разделена на
Социальную микродинамику
и
Историческую макродинамику
Слайд 24
![Существуют различные подходы к трактовке процессов исторической макродинамики](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-23.jpg)
Существуют различные подходы к трактовке процессов исторической макродинамики
Слайд 25
![Эволюционизм Эволюционисты рассматривают прогресс как усложнение социокультурных систем, с одновременным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-24.jpg)
Эволюционизм
Эволюционисты рассматривают прогресс как усложнение социокультурных систем, с одновременным усилением диффиренцированности
и специализированности отдельных элементов.
Понимают развитие культуры как ее прогресс- поступательное развитие, движение вперед – от варварства к цивилизации.
Объясняют прогресс потребностью сообществ в адаптации к постоянно меняющимся условиям - природным и историческим обстоятельствам.
Слайд 26
![Эдуард Бернетт Тайлор](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-25.jpg)
Слайд 27
![Льюис Генри Морган Ядром теории Моргана является концепция единого прогрессивного пути развития человечества.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-26.jpg)
Льюис Генри Морган
Ядром теории Моргана является концепция единого прогрессивного пути развития
человечества.
Слайд 28
![классический эволюционизм XIX в.: Герберт Спенсер, Льюис Генри Морган, Эдуард](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-27.jpg)
классический эволюционизм XIX в.:
Герберт Спенсер, Льюис Генри Морган, Эдуард Барнетт
Тайлор, Эдуард Барнетт Тайлор
«неоэволюционизм», родившийся в американской антропологической мысли в середине ХХ века:
Лесли Уайт, Д. Стюард, Маршалл Саллинз, М. Харрис и др.
Слайд 29
![Циклизм является историософской теорией, противостоящей эволюционизму. Его основной пафос заключен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-28.jpg)
Циклизм является историософской теорией, противостоящей эволюционизму. Его основной пафос заключен в утверждении
того, что восходящее социокультурное развитие не универсально и не бесконечно во времени, а хронологически ограниченно.
Слайд 30
![Николай Яковлевич Данилевский. «Россия и Европа»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-29.jpg)
Николай Яковлевич Данилевский.
«Россия и Европа»
Слайд 31
![Ключевым моментом в концепции Данилевского является цикличность цивилизационного процесса](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-30.jpg)
Ключевым моментом в концепции Данилевского является цикличность цивилизационного процесса
Слайд 32
![Освальд Шпенглер «Закат Европы»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-31.jpg)
Освальд Шпенглер
«Закат Европы»
Слайд 33
![Арнольд Тойнби «Постижение истории»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/229474/slide-32.jpg)
Арнольд Тойнби
«Постижение истории»