Слайд 2
![Древняя рязанская земля гордится своей славной тысячелетней историей. Героизм ее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-1.jpg)
Древняя рязанская земля гордится своей славной тысячелетней историей. Героизм ее защитников
воспет в «Повести о разорении Рязани Батыем», а деяния рязанских князей увековечены в преданиях, сказаниях и повестях. Но не только воинская слава и мудрость правителей прославили рязанский край. Издавна славился он творением рук своих многочисленных умельцев – гончаров, ювелиров, резчиков по камню и дереву.
Народные промыслы – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощён многовековой опыт, сохранены глубокие традиции, отражающие самобытность культур.
Слайд 3
![В истории народов мира был длительный период, когда промысловая деятельность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-2.jpg)
В истории народов мира был длительный период, когда промысловая деятельность определяла
их жизненный уклад. Со временем это трансформировалось в различные формы народного творчества, с одной стороны, приносящие доход, с другой – сохраняющие и передающие традиционные нравы, формировавшиеся на протяжении многих столетий.
Изделия, создаваемые при помощи простых подручных средств, умения и смекалки находили практическое и эстетическое применение. Их художественные особенности, складывающиеся с учетом различий географического положения, использования местного сырья и материалов, техники изготовления отражали религиозные и культурно-бытовые традиции.
Слайд 4
![Художественные промыслы являются одновременно и областью народного творчества, и отраслью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-3.jpg)
Художественные промыслы являются одновременно и областью народного творчества, и отраслью промышленности,
которую необходимо развивать.
Происхождение промыслов различно. Одни берут своё начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, так и праздничных предметов (например, узорное ткачество, вышивка). Другие промыслы происходят от деревенских ремёсел (гончарный промысел, плотничество).
Слайд 5
![Промыслы возникали и развивались, как правило, вблизи природных источников сырья,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-4.jpg)
Промыслы возникали и развивались, как правило, вблизи природных источников сырья, определялись
сырьевыми ресурсами.
Таким образом, можно выделить несколько основных групп сырья:
1.сырье растительного происхождения (древесина, береста, лыко, корни растений, солома, лоза);
Слайд 6
![2.сырье животного происхождения (кожа, шкуры, кости, рога, шерсть, пух); 3.натуральное минеральное сырье (глина, гипс, поделочные камни);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-5.jpg)
2.сырье животного происхождения (кожа, шкуры, кости, рога, шерсть, пух);
3.натуральное минеральное сырье
(глина, гипс, поделочные камни);
Слайд 7
![4.переработанное минеральное сырье (сплавы металлов, фарфор, фаянс, стекло, хрусталь).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-6.jpg)
4.переработанное минеральное сырье (сплавы металлов, фарфор, фаянс, стекло, хрусталь).
Слайд 8
![В Рязанской области население в основном использовало сырье растительное и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-7.jpg)
В Рязанской области население в основном использовало сырье растительное и натуральное
минеральное сырье.
Отсюда выделяют основные группы народных промыслов Рязанской области:
Художественная обработка дерева и других растительных материалов
Производство художественной керамики
Художественное ручное кружево
Художественное ручное ткачество
Художественная обработка металла
Слайд 9
![География размещения народных промыслов по районам Рязанской области: 1. Кадомский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-8.jpg)
География размещения народных промыслов по районам Рязанской области:
1. Кадомский район - кадомский
вениз;
2. Касимовский район – касимовская хохлома;
3. Михайлов и Михайловский район – кружево;
4. Ряжск и Ряжский район - кружево, ткачество;
5. Рязань и Рязанский район - кружево, вышивка, художественная ковка;
6. Скопин и Скопинский район – скопинская керамика;
7. Сапожок и Сапожковский район, Касимовский район, Рыбновский район - глиняная игрушка;
8. Шилово и Шиловский район – шиловское лозоплетение.
Слайд 10
![МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО Единственное в России цветное кружево издавна плетут в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-9.jpg)
МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО
Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе
Михайлове. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек – коклюшек – создают узоры, радующие глаз красочностью орнамента и богатством фактуры.
Это кружево очень своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространённых в других регионах России. Узор кружева строг и геометричен — древнейший тип орнамента, элементы которого были символами солнца, воды, женского начала.
Во второй половине XIX века михайловским кружевом торговали как в самой России, так и за границей. Данное кружево так же было распространено и в народном костюме.
Слайд 11
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-10.jpg)
Слайд 12
![После Отечественной войны оказалось, что кружевной промысел в городе Михайлове](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-11.jpg)
После Отечественной войны оказалось, что кружевной промысел в городе Михайлове исчез
и секреты его забыты. Многие мастерицы долгие годы восстанавливали лучшие образцы этого кружева, разрабатывали новые.
Для современного Михайловского кружева характерны более сложные по сравнению со старинным кружевом орнаменты, а так же новые цвета – жёлтый, зелёный, чёрный. Появились и изображения человеческих фигур. Михайловскими кружевами украшают полотенца, скатерти, салфетки, одежду.
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-12.jpg)
Слайд 14
![КАДОМСКИЙ ВЕНИЗ В эпоху Петра I возникла неповторимой красоты игольная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-13.jpg)
КАДОМСКИЙ ВЕНИЗ
В эпоху Петра I возникла неповторимой красоты игольная вышивка «вениз».
Петр I приказал боярам и другим знатным людям носить одежду, богато украшенную кружевом. За венецианское кружево русская знать платила итальянским кружевницам золотом. Дабы не оскудела государственная казна, царь запретил покупать кружево за границей, а повелел обучить кружевоплетению русских монахинь. Освоив ювелирную технику вышивки, кружевницы стали плести сначала венецианское кружево, а вскоре на его основе создали уникальную игольную вышивку, дав ей название «вениз», перекликающееся со словом «венецианская».
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-14.jpg)
Слайд 16
![Белая ткань, нитки, простая игла.... Но, когда их касаются руки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-15.jpg)
Белая ткань, нитки, простая игла.... Но, когда их касаются руки мастера, происходит
чудо: художник вдыхает в них жизнь, и вышитые шелком на сетке тонкие прозрачные орнаменты, напоминающие рисунок изгибающихся стеблей, цветов ромашки, гвоздики, шиповника, делают изделия неповторимыми.
Слайд 17
![СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-16.jpg)
СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на
рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Слайд 18
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-17.jpg)
Слайд 19
![Годом рождения скопинской керамики считается 1640-й. Спрос на декоративные изделия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-18.jpg)
Годом рождения скопинской керамики считается 1640-й.
Спрос на декоративные изделия поощрял
мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.
Слайд 20
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-19.jpg)
Слайд 21
![Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-20.jpg)
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью
пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал.
Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.
Слайд 22
![Гончары не только освоили технологию приготовления глазури, но и выработали](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-21.jpg)
Гончары не только освоили технологию приготовления глазури, но и выработали свои
способы глазурования изделий. Они покрывали сосуды глазурью разных цветов, что еще более обогащало самыми неожиданными эффектами цветовую гамму. Особенно эффектен цвет глазури был на рельефной поверхности.
Слайд 23
![ШИЛОВСКОЕ ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ Плетение из лозы — это искусство. Нужно обладать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-22.jpg)
ШИЛОВСКОЕ ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ
Плетение из лозы — это искусство. Нужно обладать огромным терпением и талантом, чтобы
появилось на свет творение рук человеческих.
Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения – неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из луба и бересты в крестьянском быту широко применялись плетение из ивового прута и лозы ежевики.
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-23.jpg)
Слайд 25
![Произведения Шиловского лозоплетения помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/374948/slide-24.jpg)
Произведения Шиловского лозоплетения помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и понять красоту
окружающего мира.
Ассортимент вырабатываемых из лозы изделий широкого потребления чрезвычайно обширный: от простейших корзин до высокохудожественной мебели. С появлением в доме плетеных изделий из лозы приходит радость от общения с солнечным теплом, с частичкой леса, реки, живой природы.