Энциклопедия русской жизни. В. Белинский и Д. Писарев о романе Евгений Онегин презентация

Содержание

Слайд 2

В свое время роман “Евгений Онегин” вызвал многочисленные отклики современников.

В свое время роман “Евгений Онегин” вызвал многочисленные отклики современников. Все

эти отклики, в высшей степени противоречивые, отражали неустойчивость эстетического сознания эпохи. Однако при всех разногласиях их объединяло одно — непонимание гениального новаторства, оригинальности и подлинного смысла пушкинского произведения.
Слайд 3

Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману

Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману А.

С. Пушкина “Евгений Онегин”, были последовательно опубликованы в 1844—1845 годах в журнале “Отечественные записки”.
Белинский поставил себе цель: “Раскрыть по возможности отношение поэмы к обществу, которое она изображает”,— и весьма преуспел в этом.
Слайд 4

Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману

Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману А.

С. Пушкина “Евгений Онегин”, были последовательно опубликованы в 1844—1845 годах в журнале “Отечественные записки”.
Белинский поставил себе цель: “Раскрыть по возможности отношение поэмы к обществу, которое она изображает».

Двадцать лет спустя (1865год) в статье «Евгений Онегин» Д. И. Писарев вступил в спор с Белинским и отчасти с Чернышевским и Добролюбовым
В статье «Прогулка по садам российской словесности» Писарев дошел до крайности в полемике с журналистами, отрицавшими необходимость сиюминутной пользы от литературы.

Слайд 5

Противоположность взглядов. Белинский учел и вместе с тем решительно отверг

Противоположность взглядов.

Белинский учел и вместе с тем решительно отверг все те

мелкие и плоские толкования пушкинского романа, которыми грешила критика с момента появления его первой главы и вплоть до публикаций статей Белинского.
Анализ этих статей позволяет понять подлинный смысл и цену бессмертного, “истинно национального” произведения.

Он задал, как ему казалось, неотразимый вопрос: «Позволительно ли сокрушаться над любовными неудачами и над изменами в таких обществах, где сплошь и рядом свирепствуют над живыми людьми голод, холод, суеверие, невежество, самодурство и разные другие столь же ощутительные неудобства? Какая-нибудь несчастная любовь кажется горем только тогда, когда вы изолируете ее от остального мира, когда вы вносите ее в оранжерею и ставите ее под стеклянный колпак. А попробуйте вынести ее из теплицы на открытый воздух, в суровую атмосферу действительности, трудовой жизни, где «стон раздается над великой русской рекой»,— ничего от нее и не останется. Плюнуть не на что будет, не только что сокрушаться и сочувствовать».

Слайд 6

Белинский “Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая

Белинский
“Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от

нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию…“Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху”.
"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи”.
Писарев.
Создав роман, Пушкин ошибся, утверждал критик. С романом, быть может, Писарев кое-как примирился бы, но не с героями. Пушкин будто бы не того героя поставил в центре действия. Онегин не имеет права считаться героем эпохи.
«Исторической картины вы не увидите; вы увидите только коллекцию старинных костюмов и причесок, старинных прейскурантов и афиш, старинной мебели и старинных ужимок… но ведь этого мало; чтобы нарисовать историческую картину, надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем»
Слайд 7

Онегин “Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и

Онегин

“Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела

в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры...”.
Онегин — страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли «fatum».

«Онегин— не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде. С онегинским типом мы не связаны решительно ничем; мы ничем ему не обязаны; это тип бесплодный, не способный ни к развитию, ни к перерождению…».

Слайд 8

Белинский о Ленском и Ольге “Действительность на него не имела

Белинский о Ленском и Ольге

“Действительность на него не имела влияния: его

печали были созданием его фантазии .
“Ольга была очаровательна, как все "барышни", пока они еще не сделались "барынями"; а Ленский видел в ней фею, сельфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барыни”.
Слайд 9

Белинский Татьяна - “существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь

Белинский
Татьяна - “существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее

могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство”.
«Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал...”.
“Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце... Татьяна была из таких существ”.
Писарев
«Белинский совершенно забывает справиться о том, имелось ли в ее красивой голове достаточное количество мЬзга, и если имелось, то в каком положении находился этот мозг. Если бы Белинский задал себе эти вопросы, то он немедленно сообразил бы, что количество мозга было весьма незначительно, что это малое количество находилось в самом плачевном состоянии и что только это плачевное состояние мозга, а никак не присутствие сердца объясняет собой внезапный взрыв нежности, проявившейся в сочинении сумасбродного письма».
Слайд 10

Ошибка Писарева Ошибка Писарева, как и других разбушевавшихся нигилистов, заключалась

Ошибка Писарева

Ошибка Писарева, как и других разбушевавшихся нигилистов, заключалась в том,

что он вместо борьбы за Пушкина, за гениального народного писателя выступил против него, пародировал героев романа «Евгений Онегин», отрицал его художественные достоинства, игнорировал его роль в развитии общественного сознания России и доказывал, что чтение подобных произведений — это пустая трата времени и что читателю полезнее обратиться к естественнонаучным сочинениям.
Имя файла: Энциклопедия-русской-жизни.-В.-Белинский-и-Д.-Писарев-о-романе-Евгений-Онегин.pptx
Количество просмотров: 10
Количество скачиваний: 0