Композиция литературного произведения презентация

Содержание

Слайд 2

Школьные учителя считают, что знакомить с композицией надо, приводя аналогии из живописи. А

вы согласны?

Вступление

Школьные учителя считают, что знакомить с композицией надо, приводя аналогии из живописи. А вы согласны? Вступление

Слайд 3

Композиция — расположение частей произведения в определенной последовательности

Простое определение

Композиция — расположение частей произведения в определенной последовательности Простое определение

Слайд 4

Школьная классификация

Школьная классификация

Слайд 5

Одна композиция может лежать в основе разных сюжетов, следовательно, отличить сюжет от варианта

невозможно (Пропп)

Композиция и сюжет (повторение — мать учения)

Одна композиция может лежать в основе разных сюжетов, следовательно, отличить сюжет от варианта

Слайд 6

Мы встречаем активного автора прежде всего в композиции произведения (Бахтин):
Композиция сюжета = система

и расположение персонажей и событий;
Композиция подачи — портретов, пейзажей, интерьеров, диалогов и монологов;
Композиция динамики (1 или 3 лицо, монтаж, повтор, смена точки зрения и т.д.) (Хализев)

Композиция = автор?

Мы встречаем активного автора прежде всего в композиции произведения (Бахтин): Композиция сюжета =

Слайд 7

Композиция — венец формы произведения; это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и

художественно-речевых средств.
Композиционные приемы служат расстановке нужных автору акцентов и определенным образом, направленно «подают» читателю воссозданную предметность и словесную «плоть». Они обладают уникальной энергией эстетического воздействия (Хализев)

Сложное определение

Композиция — венец формы произведения; это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и

Слайд 8

События проходят в хронологической последовательности;
Наиболее характерно для драмы («Горе от ума»).

Линейная композиция

Кольцевая композиция

С

чего начали, тем и закончим;
Начало и конец перекликаются («Евгений Онегин»), мифологическое сознание (Гомер, Джойс).

События проходят в хронологической последовательности; Наиболее характерно для драмы («Горе от ума»). Линейная

Слайд 9

Мелкие подробности и обстоятельства привязаны к незначительному событию «из жизни».
Характерна для новелл: «Декамерон»,

О. Генри, Мопассана, также для некоторых работ А.П. Чехова.

Точечная композиция

Рождество

Девушка продала волосы, чтобы купить парню цепочку для часов

Парень продал часы, чтобы купить девушке расческу

Мелкие подробности и обстоятельства привязаны к незначительному событию «из жизни». Характерна для новелл:

Слайд 10

Повествование размывается, частые флешбеки и перемещения в пространстве между героями
Характерно для крупных романов

(«Бесы», «Братья Карамазовы», романы Бальзака)

Плетеная композиция

Повествование размывается, частые флешбеки и перемещения в пространстве между героями Характерно для крупных

Слайд 11

Наиболее значительное событие переносится в финал (детектив, триллер, в классике — «Метель» А.С.

Пушкина, в постмодерне — «Осиная фабрика»).

Остросюжетная aka «Умолчание» или «Шарнирная» композиция

Наиболее значительное событие переносится в финал (детектив, триллер, в классике — «Метель» А.С.

Слайд 12

«Двухвостая» композиция

Ложные развязки: убийца — Митя Карамазов; Хлестаков-жених; в постмодерне — Борис Акунин

«Двухвостая» композиция Ложные развязки: убийца — Митя Карамазов; Хлестаков-жених; в постмодерне — Борис Акунин

Слайд 13

События изымаются из хронологии и расставляются по принципу контрастов.
Характерно для модерна: «Слепец в

Газе» О. Хаксли, «Самопознание Дзено» И. Звево, «Посторонний» А. Камю

Инверсионная композиция

Похороны
Любовная сцена
Убийство

О курении
Смерть отца
Свадьба

События изымаются из хронологии и расставляются по принципу контрастов. Характерно для модерна: «Слепец

Слайд 14

Мы видим одно событие глазами разных героев. Характерно для модерна: «В чаще» Акутагавы,

«Шум и ярость» Фолкнера; в постмодерне — у Кортасара, Павича.

«Револьверная» композиция

Мы видим одно событие глазами разных героев. Характерно для модерна: «В чаще» Акутагавы,

Слайд 15

Несколько линий развиваются параллельно. Удивительные примеры: «Контрапункт» О. Хаксли, «42-я параллель» Д. Дос

Пассоса.

Контрапункт

Несколько линий развиваются параллельно. Удивительные примеры: «Контрапункт» О. Хаксли, «42-я параллель» Д. Дос Пассоса. Контрапункт

Слайд 16

Перестроение в соответствии с фабулой композиции «Тристрама Шенди» или «Героя нашего времени» уничтожает

текст!

Композиция определяется семантикой!

О родителях
Тристрам родился
Тристрам живет

Перестроение в соответствии с фабулой композиции «Тристрама Шенди» или «Героя нашего времени» уничтожает

Слайд 17

Каждая строфа — единица композиционного деления не только de facto (см. таблицу), но

и de jure («онегинская строфа», сонет, терцины Данте)

Композиция в поэзии

Каждая строфа — единица композиционного деления не только de facto (см. таблицу), но

Слайд 18

Типы поэтической композиции

Типы поэтической композиции

Слайд 19

Композиция — программа восприятия произведения читателем. Композиция выражает смысл и становится «центром зрения»

автора.
Пока ничего не меняется, идет фрейм (кадр)

Единица композиции («фрейм»)

Композиция — программа восприятия произведения читателем. Композиция выражает смысл и становится «центром зрения»

Слайд 20

Композиционные формы речи:
Повествование (нарратив);
Описание;
Характеристика.

Не очень школьная характеристика

Композиционные формы речи: Повествование (нарратив); Описание; Характеристика. Не очень школьная характеристика

Слайд 21

Эпиграфы и посвящения;
Пролог и эпилог / предисловие и послесловие.

Прочие элементы композиции

«Малая» и «крупная»

композиция

Эпиграфы и посвящения; Пролог и эпилог / предисловие и послесловие. Прочие элементы композиции

Слайд 22

«Заведомо неравные элементы структуры — «персонаж» и рифма, нарушение ритмической инерции и эпиграф,

смена планов и точек зрения и семантический слом в метафоре и т. д. — выступают как равноправные элементы единого синтагматического построения» (Лотман)

Искусство композиции — это искусство строить из неравных блоков

Может и не то случиться.
Счастье, счастью нет пощады!
Гром не грянул, что креститься?
Может молния ударить, —
Вспыхнет мокрою кабинкой.
Или всех щенят раздарят.
(Пастернак)

«Заведомо неравные элементы структуры — «персонаж» и рифма, нарушение ритмической инерции и эпиграф,

Слайд 23

«Композиция у Пушкина — естественное хождение, шатание из угла в угол» (Крученых)
Ср.: «Пароход

плывет по Волге, По стене верблюд ползет»
(частушка)

Композиция = порядок + разнообразие

Стандартная композиция (действительно, из угла А в угол Б)

+

«Сдвиг композиции» (перпендикулярные события, как бы знак «плюс»)

А (экспозиция)

Б (развязка)

«Композиция у Пушкина — естественное хождение, шатание из угла в угол» (Крученых) Ср.:

Слайд 24

Практикум № 1. Гипотеза (что, если?)
Произведения, созданные из этих предпосылок:
«Превращение» (А что, если

парень превратится в жука?);
«Собачье сердце» (А что, если пес превратится в человека?);
«Преступление и наказание» (А что, если я не тварь дрожащая, а право имею…?)

Как начать работу

Практикум № 1. Гипотеза (что, если?) Произведения, созданные из этих предпосылок: «Превращение» (А

Слайд 25

Есть два слова (возможно, случайных). Они соединяются.
Что может получиться?
Человек + общество = конфликт;
Человек

+ природа = идиллия (либо тоже конфликт);
Человек + паук = человек-паук.

Практикум № 2. «Бином Родари»

Есть два слова (возможно, случайных). Они соединяются. Что может получиться? Человек + общество

Слайд 26

С бешенством вскочил Марков с дивана и, без шапки и без пальто,

помчался по направлению к Таврическому саду.
  Войдя в свою комнату, он почувствовал в теле приятную усталость и захотел спать. Но только он лег на диван и закрыл глаза, - сон моментально испарился.
  Ему хотелось спать, но как только он закрывал глаза, желание спать моментально проходило. Марков открывал глаза и тянулся рукой за книгой, но сон опять налетал на него, и, не дотянувшись до книги, Марков ложился и снова закрывал глаза. Но лишь только глаза закрывались, сон улетал опять, и сознание становилось таким ясным, что Марков мог в уме решать алгебраические задачи на уравнения с двумя неизвестными.
  Долго мучился Марков, не зная, что ему делать: спать или бодрствовать? Наконец измучившись и возненавидев самого себя и свою комнату, Марков надел пальто и шляпу, взял в руки трость и вышел на улицу. Свежий ветерок успокоил Маркова, ему стало радостнее на душе и захотелось вернуться обратно к себе в комнату.
   Марков снял сапоги и, вздохнув, лег на диван.  

Практикум № 3. Расставьте абзацы

С бешенством вскочил Марков с дивана и, без шапки и без пальто, помчался

Имя файла: Композиция-литературного-произведения.pptx
Количество просмотров: 26
Количество скачиваний: 0