Слайд 2
Большую часть симфонического наследия Римского-Корсакова составляют программные произведения
Народная песня, сказка, былина, картины
природы и народного быта, тема востока преобладают в симфоническом творчестве композитора.
Слайд 3
Симфоническая сюита
«ШЕХЕРАЗАДА»
Н.А. Римский-Корсаков
Слайд 4
Сюита –
музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим замыслом
Слайд 5
Симфоническая сюита «Шехеразада»
была написана композитором по мотивам сказок из арабского сказочного сборника «Тысяча
и одна ночь» всего за два летних месяца в 1888 году и в том же году 22 октября исполнена под управлением самого автора.
Сказки, собранные в сборнике «1000 и 1 ночь» объединены образом грозного Шахриара и его мудрой жены, дочери султанского визиря Шехеразады.
Слайд 6
Для сюиты композитор приложил следующую программу –
«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и
неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен, после первой ночи. Но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в течение 1000 и 1 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».
Слайд 7
Сюита состоит из 4 частей, каждая из которых имеет название:
1 часть –
«Море и Синдбадов корабль»
2 часть – «Рассказ Календера-царевича»
3 часть – «Царевич и царевна»
4 часть – «Багдадский праздник» и «Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»
Слайд 8
«МОРЕ И СИНДБАДОВ КОРАБЛЬ»
Тема Шахриара звучит грозно-величаво, напоминая о свирепом нраве восточного повелителя.
Исполняется в унисон медными и струнными инструментами.
Нежная тема Шехеразады исполняется скрипкой соло с аккомпанементом арфы
Обе темы являются лейтмотивами, объединяющими все произведение. На их основе, используя вариационные приемы развития, создает различные образы.
Основной раздел написан в сонатной форме без разработки.
Главная партия (E-dur), построенная на теме Шахриара рисует спокойный и величественный морской пейзаж.
Побочная партия состоит из двух тем: первая создает образ спокойно плывущего корабля Синдбада – тихие аккорды у деревянных духовых.
Слайд 9
«МОРЕ И СИНДБАДОВ КОРАБЛЬ»
Основной раздел написан в сонатной форме без разработки.
Главная партия
(E-dur), построенная на теме Шахриара рисует спокойный и величественный морской пейзаж.
Побочная партия состоит из двух тем: первая (до мажор)создает образ спокойно плывущего корабля Синдбада – тихие аккорды у деревянных духовых;
вторая тема Побочной партии (си минор) возникает у солирующей скрипки – рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующегося моря.
В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.
Слайд 10
«РАССКАЗ КАЛЕНДЕРА-ЦАРЕВИЧА »
2 часть начинает голос Шехеразады, но затем, она, как бы передает
повествование новому рассказчику и начинается сказка в сказке. Тему Календера (си минор) исполняет солирующий фагот, она звучит спокойно, неторопливо и имеет восточный характер.
Вторая часть сюиты написана в сложной трехчастной форме: крайние части представляют собой симфонические вариации на тему Календера, а средний воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя.
Слайд 11
«ЦАРЕВИЧ И ЦАРЕВНА»
Это лирический центр произведения.
Написана в сонатной форме без разработки.
Главная партия
(соль мажор) – тема Царевича – плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками.
Побочная партия (си-бемоль мажор) – тема Царевны – грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер. Она поручена солирующему кларнету, а аккомпанемент струнных пиццикато и ударных инструментов напоминает по тембру народный восточный ансамбль.
В репризе Главная партия дважды прерывается темой Шехеразады.
Слайд 12
«БАГДАДСКИЙ ПРАЗДНИК И КОРАБЛЬ, РАЗБИВАЮЩИЙСЯ О СКАЛУ С МЕДНЫМ ВСАДНИКОМ»
Грандиозный финал сюиты, объединяющий
многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части объединяет в себе черты рондо-сонаты с вариационностью.
Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты. Тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады – более взволнованной.
Главная партия финала – стремительно кружащаяся, темпераментна восточная пляска.
В насыщенной музыкальной ткани разработки и репризы постоянно возникают знакомые темы и интонации.
В коде стихия народного праздника внезапно сменяется образами бушующего моря и кораблекрушения – это кульминация всего произведения.
Постепенно море успокаивается и буря стихает.