Общество и социальные общности презентация

Содержание

Слайд 2

ТЕМА 3

Общество и социальные общности

Слайд 3

Вопросы:

Генетические основы общественной жизни
Развитие взгляда на общество
Социальные общности
Многообразие форм семейной жизни

Слайд 4

Вопрос 1

Генетические основы семейной жизни

Слайд 5

Объединения животных

Некоординированные объединения
Простые координированные объединения
Сообщества

Свободны для входа и выхода
Связаны с территорией
Выполнение согласованных

функций
Отсутствие единого координирующего центра
Взаимодействие особей
Направленность на удовлетворение индивидуальных потребностей

Слайд 6

Объединения животных: сообщества

Сообщества низшего типа
Сообщества высшего типа

Совместная деятельность, направленная на обеспечение воспроизводство популяции
Вертикальная

и горизонтальная дифференциация функций
Наличие средств коммуникации, обеспечивающих обмен информацией и взаимодействие

Слайд 7

Пример сообщества высшего типа: термиты

Дифференциация:
Рабочие
Солдаты
Координаторы
Матка и термиты, способные заменить ее
Координация посредством химических сигналов


Слайд 8

Объединения животных: сообщества высших позвоночных

Семьи
Семейные объединения позвоночных, ведущих самостоятельный образ жизни
Семейные объединения позвоночных,

ведущих стадный (стайный) образ жизни

Слайд 9

Пример семьи: львиный прайд

Во главе – самец (пара самцов)
Ему подчинены самки и щенята
Основная

нагрузка по добыванию пищи и воспитанию щенят лежит на самках
Смена власти происходит путем изгнания (убийства) прежнего хозяина


Слайд 10

Пример семейного объединения позвоночных, ведущих стайный образ жизни: волки

Волки моногамны
Семьи объединяются в семейные

группы
В состав группы входят:
пара вожаков (альфа-самец и альфа-самка)
их родственники
пришлые одинокие волки
Группы объединяются в стаи – до 40 особей 


Слайд 11

Инвариантные черты сообществ животных

В общем случае:
Дифференциация и разделение функций
Социальная иерархия
Общественное регулирование поведения отдельных

особей
У высших позвоночных:
Обозначение и защита территории
Явления опеки, воспитания, супружеской верности
У высших приматов:
Проявление чувств частной собственности
Квазирелигиозные чувства

Слайд 12

Вопрос 2

Развитие взгляда на общество

Слайд 13

Взгляды на общество: Платон

Совместное поселение людей, созданное с целью взаимопомощи и удовлетворения потребностей

- государство.
Функции таких совместных поселений:
защита общей территории
поддержание стабильности и порядка на ней
удовлетворение потребностей людей в пище, жилье, одежде и др.

Слайд 14

Взгляды на общество: Аристотель

Существуют общественные структуры различного масштаба - структуры макро- и микро-уровней.


Коренные отличия между ними:
На макро-уровне доминируют отношения, основанные на власти, господстве и подчинении
На микро-уровне усматривается другая плоскость отношений между людьми – этически и эмоционально окрашенные дружеские отношения.

Слайд 15

Взгляды на общество: Гоббс

По традиции отождествлял общество с государством, но говорил уже не

о «государственном», а об «общественном» договоре.
Содержание концепции общественного договора:
для людей «естественным» является состояние «войны всех против всех», обусловленное «естественной свободой» и способностью людей наносить равный ущерб друг другу.
выход из этого состояния - мирный «общественный договор», в результате которого люди:
отказываются от посягательств на жизнь и свободу друг друга
передают часть своих «естественных» прав государству, которое гарантирует соблюдение коллективно выработанных правил поведения.

Слайд 16

Взгляды на общество: Шефтсбери

Модель «естественного состояния» на самом деле «противоестественна» для человека
Государство представляет

собой образование, вовсе не диссонирующее с человеческой природой, а выражающее социальные и моральные чувства людей.

Слайд 17

Взгляды на общество: Мандевиль

«Гражданское» состояние общества допускает проявление своекорыстных мотивов социального действия индивидов

ничуть не менее, чем «естественное».
Общество возникает не в результате альтруистических побуждений индивидов, а вследствие реально существующего механизма, соединяющего потребности отдельного человека с потребностями общественного организма.
В результате понятие общества очищается от этических аспектов, а его возникновение объясняется не результатом сознательного целеполагания отдельных индивидов, а действием независящих от воли людей законов.

Слайд 18

Взгляды на общество: Смит

Общество - трудовой и меновой союз рациональных индивидов.
Суть этого союза:
каждый,

работая на себя, удовлетворяет одновременно интересы других, и наоборот
это становится возможным в условиях разделения общественного труда.
такой социально-экономический механизм обеспечивает бесперебойное функционирование общества вне зависимости от существования государства.

Слайд 19

Взгляды на общество: Сен-Симон

Общество будущего - огромное промышленное предприятие, созданное с целью обеспечения

людей жизненными благами. Такое общество он называл индустриальным.
Место человека в таком обществе и количество потребляемых благ должны определяться его реальным вкладом, соотнесенным со вкладом других людей.
Отношения между людьми в таком обществе должны будут строиться на принципах взаимной выгоды
Управление обществом должны осуществлять наиболее подготовленные для этих целей профессионалы - промышленники.

Слайд 20

Взгляды на общество: Спенсер

Функциональная дифференциация - инвариантное свойство всех живых организмов.
Развитие общества -

естественный процесс роста и дифференциации его частей и функций.
Между функционально дифференцированными организмом и обществом существует ключевое отличие:
части животного рассматриваются как «конкретное», т.к. все части существуют для целого
части общества – как «дискретное», т.к. целое существует для блага людей, обладающих рациональным сознанием и волей.

Слайд 21

Взгляды на общество: Теннис

Выдвигается дихотомия «общность» (гемейншафт) и «общество» (гезельшафт).
«Общность» - тип

социального образования, основанного на «сущностной» воле людей:
люди живут в соответствии с принципом коллективизма
важное значение придается обычаям
специализация ограничена и неразвита
в сознании людей доминируют религиозные ценности.
«Общество» - тип социального образования, основанного на «избирательной» воле людей:
люди живут в соответствии со стремлением к личной выгоде
проявляются их специализированные профессиональные роли
в сознании доминируют светские ценности
отношения между людьми основаны на принципе эквивалентности и формализованы.

Слайд 22

Взгляды на общество: Дюркгейм

Вводятся понятия «органической» и «механической» социальной солидарности.
Тип солидарности определяется не

волей, а объективными различиями в характере разделения труда.
«Механическая» солидарность организуется общими всем людям верованиями и чувствами
«Органическая» солидарность формируется отношениями между функционально дифференцированными частями.
Общественная солидарность высшего типавыполняет важную этическую функцию – она обеспечивает каждому человеку уникальное место в обществе и личную независимость, а, следовательно, «личную индивидуальность».

Слайд 23

Взгляды на общество: Парсонс

Общество - не совокупность людей, а совокупность безличных отношений.
В

основе отношений лежит единичное действие, их совокупность образует систему действия.
Системы действия состоят из подсистем, каждая из которых имеет две оси ориентации:
«внутренне – внешнее»
«инструментальное – консуматорное»
Значит, существует четыре инвариантных функциональных императива, которые решает любая подсистема:
целе-достижение;
адаптация или приспособление подсистемы к окружающей среде;
интеграция или организация коммуникаций между элементами подсистемы;
воспроизводство структуры и снятие напряжений в подсистеме.
В сложной дифференцированной системе возникают подсистемы, каждая из которых специализируется на выполнении определенного инвариантного функционального императива.

Слайд 24

Императивы по Парсонсу

Слайд 25

Взгляды на общество: Луман

Простейшие социальные системы – «интеракции» – формируются на основе взаимного

согласования действий социальных агентов.
Социальная система имеет собственные законы развития:
удаление людей от межличностного общения,
дифференциация и автономизация крупных систем.
Соответственно, семья, государство, религия и т.д.:
существуют все более автономно друг относительно друга
во взаимодействии все более ориентируются не на «общественные», а на собственные критерии.
Общество «распадается», оставляя за собой лишь функцию обеспечения возможности повсеместного социального взаимодействия, обеспечивающего формализованные контакты атомизированных элементов в глобальном масштабе

Слайд 26

Вопрос 3

Социальные общности

Слайд 27

Типология социальных общностей


Социальное множество
Социальный круг
Социальный слой
Класс
Сообщество
Группа

Слайд 28

Типология социальных систем: социальный круг
Социальный круг – свободный союз индивидуумов, основанный на контактах

с очень слабой социальной связью

Слайд 29

Типология социальных систем: социальный слой


Социальный слой – общность людей, ограниченная критерием высоты общественного

положения

Слайд 30

Типология социальных систем: класс
Классы – большие группы людей, различающихся по их месту в

исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и той доли общественного богатства, которой они располагают

Слайд 31

Типология социальных систем: сообщество
Сообщество – территориальная общность, в рамках которой его члены удовлетворяют

свои основные потребности


Слайд 32

Типология социальных систем: группа

Группа – определенное число лиц, связанных институтами, обладающих общей системой

ценностей, центрами объединения и отделенных от других общностей определенным принципом обособления

Слайд 33

Вопрос 4

Многообразие форм семейной жизни

Слайд 34

Понятие семьи

Семья – социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и

социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Слайд 35

Этимология понятия семьи

Русское слово «семья» имеет индоевропейское происхождение и восходит к значению территориальной

общности (лит.: семья – Šeima, земля – Zeme)
В древнеславянском языке слово «семия» обозначало как семью вообще, так и домашнюю челядь
В современном русском языке под семьей обычно понимают группу родственников, чье родство может быть кровным (родители и дети, братья, сестры) и законным (муж, жена, отчим, мачеха и т.д)
Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».

Слайд 36

Типология семей

Моногамная семья
Полигамная семья

Слайд 37

Моногамная семья

Моногамия (от греч. μονος + γάμος = единобрачие) - историческая форма брака и семьи,

при которой в брачном союзе по правилу находятся два представителя противоположных полов.
Имеет две формы:
Разнополая
Однополая

Слайд 38

Гипотезы возникновения моногамии

Фридрих Энгельс, Льюис Морган (конец XIX в.):
Моногамия возникает у человека разумного
Ей

предшествовал групповой брак, где о детях заботилась только мать
Условие возникновения моногамии – появление излишков и возникновение частной собственности
Только тогда отцы начинают заботиться о детях как наследниках

Оуэн Лавджой (начало XXI в.):
Исходная посылка: двуногость и редукция клыков появились гораздо раньше, чем большой мозг и изготовление каменных орудий
Основа моногамии: переход схемы отношений от «самок берёт сильный» к «самка предоставляет секс в обмен за еду»
Возникает забота о детях, и двуногость - как следствие перетаскивания пищи на большие расстояния

Слайд 39

Полигамная семья

Полигамия (от греч. πολύς + γάμος = многобрачие) – форма семьи, при которой

брачный партнёр одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола.
Имеет две формы:
Полигиния
Полиандрия

Слайд 40

Полигамная семья: полигиния

Полигиния (многожёнство) — форма полигамного брака, при которой мужчина состоит одновременно в

нескольких брачных союзах. Наиболее часто полигиния реализовывалась в форме гарема
Виды полигинии:
сороральная
все жёны одного мужчины являются сёстрами
относительно стабильна
была распространена у некоторых индейских племён северо-запада Северной Америки (как правило была привилегией старейшин и искусных охотников, знати
несороральная
жены не являются родственницами
часто между женами наблюдается конкуренция
распространена в ряде стран, исповедующих ислам
Имя файла: Общество-и-социальные-общности.pptx
Количество просмотров: 15
Количество скачиваний: 0