- Главная
- Обществознание
- Символический интеакционизм Джорджа Герберта Мида
Содержание
- 2. - 2 – Краткая биографическая справка Дж.Г.Мид – американский философ, социальный психолог, социолог. Родился в семье
- 3. - 3 - АНТРОПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Начальный период творчества Мида связан с разработкой основ
- 4. - 4 - Социальные группы характеризуются, в отличие от объединения животных, ведущей ролью коммуникаций в процессе
- 5. - 5 - Достижение состояния идентичности способствует формированию структуры личности и облегчает достижение целей в процессе
- 6. - 6 - 2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАКТИКА Концепция инструментальной деятельности объединяет кооперацию и индивидуализацию. Здесь
- 7. - 7 - Следующий шаг – обретение способности смены перспектив, а также помещения себя в перспективу
- 8. - 8 - Нормативно установленное поведение предшествует появлению моральных ситуаций. Они возникают тогда, когда мотивы и
- 9. - 9 - Коррекция ориентаций происходит в направлении увеличения размеров социальных групп=генерализованного другого и способствует их
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2- 2 –
Краткая биографическая справка
Дж.Г.Мид – американский философ, социальный психолог, социолог. Родился в
- 2 –
Краткая биографическая справка
Дж.Г.Мид – американский философ, социальный психолог, социолог. Родился в
Основные работы:
Дух, идентичность и общество;
Философия поступка.
По мировоззрению был приверженцем гуманистических ценностей и противником радикализма. Главная его тема – достижение социального согласия и солидарности. Считал, что в современном обществе традиционная мораль должна уступить место научной морали.
Слайд 3- 3 -
АНТРОПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Начальный период творчества Мида связан с разработкой
- 3 -
АНТРОПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Начальный период творчества Мида связан с разработкой
Он считал, что социальная деятельность основывается на кооперации и коммуникации, предполагает постановку цели и осмысление способов ее достижения. Т.к. целей – множество – внимание рассредоточивается. Поэтому необходимо функциональное подключение сознания.
Мид утверждает, что психические явления – это проявление кризиса в процессе деятельности. Они возникают тогда, когда побудительные импульсы и закрепившиеся реакции перестают совпадать. Возникает фаза, когда становится возможным новый вид деятельности – творческий акт. Сначала на уровне сознания, потом на уровне действия.
Исходной при рассмотрении общества должна быть групповая деятельность. Часть=индивид объясняется с позиций и в контексте целого=общества.
Слайд 4- 4 -
Социальные группы характеризуются, в отличие от объединения животных, ведущей ролью коммуникаций
- 4 -
Социальные группы характеризуются, в отличие от объединения животных, ведущей ролью коммуникаций
Мид разрабатывает концепцию идентичности=самости (self). Здесь он выделяет 2 основных понятия:
«Я» (I) – проявление спонтанного внутреннего импульса, творческого начала и
«моё» (me) – представление обо мне другого, внешняя оценка.
Когда в процессе взаимодействия меня оценивают многие субъекты – возникает синтетический оценочный образ. Если он относительно совпадает с внутренней спонтанностью «Я», то возникает новое явление – идентичность=«сам» (self). Т.е., Я – как единство внутренней и внешней оценки.
Слайд 5- 5 -
Достижение состояния идентичности способствует формированию структуры личности и облегчает достижение целей
- 5 -
Достижение состояния идентичности способствует формированию структуры личности и облегчает достижение целей
Мид также разрабатывает теорию личности через логику формирования идентичности – как для вида, так и для индивида. Основными видами он называет 2 вида детской игры:
Play – игровое взаимодействие с воображаемым партнером, способность мысленного представления поведения в мысленном взаимодействии и
Game - участие в групповых играх, здесь ориентиром собственной деятельности становится множественное воображаемое. Game характеризуется общей целью, разделением ролей, принятием правил взаимодействия. В совокупности они представляют нормы и ценности определенной группы. Спецификой game оказывается ориентация на генерализованного=обобщенного другого. Впоследствии это понятие становится центральным при разработке этической концепции.
В концепции Мида внутренне воспринятый коллективизм контролирует агрессивные импульсы. В результате возникает торможение, и взаимодействие происходит в пределах установленных норм и ожиданий.
Слайд 6- 6 -
2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАКТИКА
Концепция инструментальной деятельности объединяет кооперацию и индивидуализацию.
- 6 -
2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАКТИКА
Концепция инструментальной деятельности объединяет кооперацию и индивидуализацию.
- импульс к действию,
- восприятие=перцепция,
- манипуляция,
- удовлетворение потребности.
Здесь органы манипуляции – рука и мозг – как органы практической и мысленной манипуляции. Совокупность мысленных манипуляций позволяет контролируемо взаимодействовать, накапливая опыт. Опыт взаимодействия позволяет представить объект как действующий.
Усиление коммуникации и взаимодействия приводит к развитию инструментальных=манипулятивных способностей. В результате закрепляется способность универсальности видения предмета. Человек приходит к пониманию перспективы – одновременной возможности двух или более позиций.
Слайд 7- 7 -
Следующий шаг – обретение способности смены перспектив, а также помещения себя
- 7 -
Следующий шаг – обретение способности смены перспектив, а также помещения себя
По существу, Мид дает обоснование труда как свободной сознательной деятельности и рассматривает кооперацию с позиций разделения труда в общественной жизни. Однако представить общество как систему человеческой практики Миду не удалось.
3. УНИВЕРСАЛИСТСКАЯ ЭТИКА
Этика не рассматривается научной дисциплиной, поскольку, по Миду, наука исследует отношения целей и средств, а этика – отношение самих целей. В этике основным понятием становится «ценность» – как обязательство и желание.
Моральные ситуации не являются изначально заданными. В обществе складываются определенные стандарты поведения, обусловленные биологическими и социальными факторами.
Слайд 8- 8 -
Нормативно установленное поведение предшествует появлению моральных ситуаций. Они возникают тогда, когда
- 8 -
Нормативно установленное поведение предшествует появлению моральных ситуаций. Они возникают тогда, когда
По Миду, моральные ситуации – это своеобразный кризис личности. Конфликт между индивидуальными ценностями личности и ценностями генерализованного другого парализует деятельность, приводит к дезинтеграции личности.
Для его преодоления необходимо пересмотреть и переструктурировать свои ожидания и импульсы. В результате личность будет реинтегрирована, а цели и ценности будут осмыслены с ориентацией на оптимизированный характер взаимодействия. Соответственно, будет выработана новая моральная стратегия.
В концепции Мида этика рассматривается не с позиций нормативных требований, а с позиций расширения ориентаций на другого, реидентификации личности и социальной группы.
Этапы формирования новой идентичности являются этапами или ступенями морального развития личности и одновременно – этапами развития общества – от господства к свободе.
Слайд 9- 9 -
Коррекция ориентаций происходит в направлении увеличения размеров социальных групп=генерализованного другого и
- 9 -
Коррекция ориентаций происходит в направлении увеличения размеров социальных групп=генерализованного другого и
4. НАУКА КАК ИДЕАЛ
Для конкретизации механизмов достижения идеального состояния общества Мид проводит аналогию с динамикой прогресса науки, одной из характеристик которой рассматривалась неконтролируемость будущего.
Новая научная парадигма не выводится из старой, а часто ей противополжна. Для ее возникновения необходимы мыслитель и признание его инновационного вклада научным сообществом. Предъявляемая гипотеза должна быть доказана и универсальна, т.е. общезначима для всех его членов и социально значима. Так наука становится критерием и показателем социального прогресса.
По этой же схеме рассматривается совершенствование социальных отношений, включая моральные. Здесь необходимыми условиями становятся: увеличение свободы коммуникаций; усиление процессов идентификации индивидов и социальных групп; расширение консенсуса в обеспечении общности целей и ценностей.