Слайд 2Предпосылки и причины возникновения социологии как науки
Слайд 3Интеллектуальные предпосылки возникновения социологии как науки
Р. Мертон: «Социология молодая наука о самом древнем
предмете»
Основные вопросы, возникающие при изучении общества:
Что такое общество?
Как устроено общество?
Как изменяется (развивается) общество?
Как возможно возникновение и существование общества?
Слайд 4Что такое общество?
С момента появления интереса к изучению общества (античный период) и до
16 века под обществом понималось отдельно взятое государство и между ними ставился знак тождества
С 16 в. знак тождества между обществом и государством снимается, но до сегодняшнего момента единого, общепринятого понятия «общества» в науке не существует
Слайд 5
Как устроено общество?
Платон (427-347 гг. до н.э.)
Слайд 6
Как устроено общество?
Аристотель ( 384-322 гг. до н.э.)
Слайд 7
Как устроено общество?
Фома Аквинский ( 1224-1274 гг.)
Слайд 8Основные взгляды Фомы Аквинского по вопросу: как возможно существование общества?
1.Общество состоит из людей,
созданных по воле и подобию Бога.
2.Бог предопределил место и роль каждого человека в обществе, а следовательно, имущественное неравенство людей и иерархию сословий.
3. Бог ниспослал некоторым людям исключительное духовное свойство – харизму, дающую право руководить другими людьми.
4. Общество – божье установление, но в нем есть кое-что от Дьявола (Антихриста).
5. Для общества нет задачи более важной, чем отличать божественное от дьявольского.
6.Лучше всех знает, что исходит от Бога, а что от Дьявола, церковь.
7. Церковь уполномочена Богом
- управлять обществом;
- играть ведущую роль в государстве;
- выполнить божью волю во благо людей;
- обеспечить гармонию веры и разума людей.
Слайд 9Как развивается общество?
Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.)
Слайд 10Как возможно общество?
Томас Гоббс (1588-1679 гг.)
Основной труд - "Левиафан или материя,
форма и власть государства церковного и гражданского" (1651 г.)
Концепция «общественного договора»
Слайд 11
Основные положения теории «общественного договора» Т. Гоббса
1. люди рождаются неспособными к общественной
жизни;
2. естественное состояние людей – это “война всех против всех”;
3. соперничество индивидов в борьбе за существование - естественное состояние , порождающее у людей страх друг перед другом;
4. страх заставляет людей жить в рамках общественного договора, т.е. норм, признаваемых всеми;
5. наилучший способ удовлетворения потребности во всеобщей безопасности - государство;
6.в рамках государства возможны три формы правления: демократия, аристократия, монархия.
Слайд 12Как возможно общество?
Джон Локк (1632-1704 гг.)
В работе «Два трактата о государственном правлении» изложена
концепция Дж.Локка, в которой соединены идеи «общественного договора» и «естественного права».
«Естественное право» - понятие социальной мысли о естественном равенстве людей с момента их рождения
Слайд 13Основные положения концепции Дж. Локка
В естественном состоянии люди равны перед собой и
Богом.
Каждый человек является собственником своей жизни и средств своего жизнеобеспечения. В свою очередь, собственность индивида – основа его свободы.
Суть общественной жизни заключена в договоре между людьми.
Общественный договор приводит к созданию власти, гарантирующей соблюдение разумных прав индивидов.
Чтобы власть не ограничивала права граждан на жизнь, свободу и собственность, ее нужно разделить на законодательную, исполнительную и "федеративную" с целью исключения всевластности каждой из них .
В государстве, основанном на разумном общественном договоре, невозможно установить единые моральные нормы и требовать единого вероисповедания. Свобода совести и веротерпимость – обязательные условия нормальной общественной жизни и законности власти.
Общественная жизнь есть процесс развития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.
Слайд 14Предтеча социологии –
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825 гг.)
Основные труды:
«Очерк науки о
человеке»
«Труд о всемирном тяготении»
«О промышленной системе»
«Катехизис промышленников»
Слайд 15Основные положения концепции
Клода Анри де Сен-Симона
1. для изучения общества должна быть создана
наука, основанная на научных методах
2. общество – живой и целостный организм, функционирующий и изменяющийся по объективным законам, которые этой науке предстоит познать и на основе которых возможно его сознательное совершенствование
3. общество в рамках конкретного государства делится на составляющие ее элементы:
а) на классы (ученые, индустриалы, крестьяне, все остальные (паразитирующие);
б) на группы: по характеру труда (сельскохозяйственные, промышленные, умственные); по половой принадлежности (мужчины, женщины);
в) на конкретных людей (индивидов).
4. общество развивается от традиционного (родоплеменного, рабовладельческого, феодального) к индустриальному.
5. К.А.де Сен-Симон создал идеальную модель индустриального общества, основанную на всеобщем равенстве и превращении государственной власти из машины подавления угнетенных в механизм организации производства
Слайд 16Причины возникновения социологии в середине XIX века
Слайд 172. Огюст Конт и создание социологии как науки
Основные биографические данные О.Конта (1798-1857 гг.)
Родился
19.01.1798 г. в семье сборщика налогов на юге Франции
Учился в Политехнической школе в Париже, но был исключен из нее за бунтарское поведение
С 1817 по1824 г. работал секретарем у К.А. Сен-Симона
В 1826 г., 1832-1844 гг. работал в Политехническом институте в Париже
Основные труды:
«Курс позитивной философии» в 6 томах 1830-1842 гг.
«Система позитивной политики» в 4 томах 1844-1851 гг.
Слайд 18Огюст Конт – основатель позитивистского направления в социологии
В социологии в момент ее становления
сложились два основных направления:
позитивистская и понимающая социология
Позитивное , с точки зрения О.Конта, это:
1) реальное в противовес химерическому;
2) полезное в противовес негодному;
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному
6) научное в противовес абстрактному
Слайд 19Основной постулат О.Конта
- Общество как и окружающую природу возможно и необходимо исследовать строго
научными методами, аналогичными методам естественных наук (главным образом, физики)