Слайд 2план
Педагогическая культура, ее сущность и содержание
Педагогические традиции и их место в духовной культуре
народа.
Педагогические явления в народной жизни.
Народное воспитание и преемственность поколений.
Народ как творец педагогической культуры.
Слайд 31. Педагогическая культура ее сущность и содержание
Педагогическая культура народа – это та сфера
его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей
Слайд 4Она проявляется:
Воспитание детей: колыбельные и игровые песни, игрушки, детская одежда, подвижные игры, детские
орудия труда, детское питание, правила кормления, детский фольклор, традиционные детские праздники и др.
Государственная система народного образования (подготовка учителей, просвещение масс).
Пережитки и предрассудки
Любовь к детям – важнейший компонент педагогической культуры человечества и человека. Эгоистическая любовь к своим детям. Разумная любовь деятельная.
Здравый смысл, интуиция, импровизация и наука (профессор педагогики не может воспитать своего сына – А.С.Макаренко)
Педагогическое благоразумие – интуиция.
Другая сторона – народные педагоги не могли улучшить участь детей с дефектами, а наука дефектология смогла.
Слайд 5Традиционность пед. культуры – важный признак культуры народа
«Духовные ценности, накопленные в древности, Гегель
сравнивал с матерью-землей, от соприкосновения с которой наука как Антей, обновляет свои силы».
«… всякий новый расцвет науки и просвещения возникает путем обращения к древности».
«Проявление внимания и интереса к древней культуре народа, есть признак истинной его просвещенности» Ф.Энгельс
«Прошлого нет только у дикарей» А.С.Пушкин
Народная педагогика – воспитание делом (люди способные к конкретному виду деятельности – мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.)
Слайд 62. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа
Педагогическая культура – мост
между материальной и духовной культурой народа.
Критерии деятельности народных педагогов: здравый смысл, эмпирической обобщение опыта.
Опора на передачу из поколения в поколение народную мудрость.
Любое дитя вне человеческого общения, не сможет стать человеком.
Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех поколений наших предков.
Связь между поколениями обеспечивается воспитанием.
Народ представляют дети, если национальное умирает в них, то это начало смерти нации.
Слайд 73. Педагогические явления народной жизни
Все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и
кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания.
Всеобщая гармония природы накладывала отпечаток на народную педагогику (агрономические, метеорологические, астрономические знания).
Взаимосвязь окружающей природы и национального видения мира, национального характера (условно педагогика степей, педагогика гор. Чуваши – дуб, русские - береза…).
К.Д.Ушинский о влиянии ландшафта на воспитание (духовные силы народа – показатель высоких педагогических, воспитательных возможностей).
А.С.Макаренко окружающие события и истории являются вкладом в новую этику и нарастание нового морального опыта.
Слайд 84. Народное воспитание и преемственность поколений
Преемственность – условие непрерывного развития.
Обеспечивается воспитанием, которое выступает
как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.
Преемственность в нравственности (воспитание на примере отрицательных, положительных качеств).
В.Г.Белинский преемственность в самобытности, а самобытность - в обычаях.
«Не хвались родителями, хвались добродетелями» -добродетели делают человека достойным своих родителей.
Исключение: «Бывает добрая овца и от беспутного отца».
«Задние копыта идут по следу передних» (тув.).
И.Я.Яковлев – настоящий воспитатель живет в своих воспитанниках и их воспитанниках.
Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа.
Слайд 95. Народ как творец педагогической культуры
Питательная среда, которая вскормила эту культуру.
Только совокупное духовное
богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом созидательного творчества конкретных деятелей культуры.
«я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд – труд коллективного существа и носит он имя Гете».
Народное творчество оказало влияние на Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского, Глинки…
Массовая культура – явление временное, неспособное оставить след в жизни народов, ибо нищета духа ее создателей так или иначе не замедлит проявить себя.