Психологическая концепция К. Г. Юнга презентация

Содержание

Слайд 2

Карл Густав Юнг

Выдающийся швейцарский психолог и психиатр. Получил медицинское образование в университетах Базеля

и Цюриха, после чего работал в Цюрихской психиатрической клинике под руководством д-ра Блейлера (известного психиатра, предложившего термин «шизофрения»).
Заинтересовавшись проблемой бессознательного, Юнг в 1906 г. знакомится с З. Фрейдом и становится его другом и учеником. В 1909 г. Юнг и Фрейд совместно совершают триумфальную поездку в Америку, выступая с лекциями во многом способствовавшими значительному росту популярности психоанализа. В 1911 г. по предложению Фрейда Юнг становится первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако вскоре независимая научная позиция Юнга и ряд личных мотивов приводят его к полному разрыву отношений с Фрейдом. В последующие два десятилетия Юнг занимался частной практикой, много путешествовал и собирал этнопсихологический материал. В это время окончательно формируется его концепция коллективного бессознательного.
В 1933–1941 гг. он работал профессором в Федеральном политехническом университете Цюриха, а в 1943 г. непродолжительное время занимал должность профессора психологии в Базельском университете.

Слайд 3

Либидо – психическая энергия человека, определяющая как интенсивность психической жизни личности, так

и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

Основные положения аналитической психологии
Аналитическая психология опирается на телеологический подход, подразумевающий, что динамика человеческой жизни имеет направление, смысл и цель. Юнг акцентировал внимание не на биологической или социальной природе человека как Фрейд, а на его экзистенциальной сущности: человек стремится к гармонии с самим собой, к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения.

Слайд 4

Юнг считал, что структура личности состоит из трёх частей -коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного

и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Слайд 5

Бессознательное

коллективное

индивидуальное

вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда — то осознавались, но теперь

подавлены или забыты

транслируется из поколения к поколению и составляет определенные архетипы поведения человека

Слайд 6

Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт

индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание). Через актуализацию определённых архетипов культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека.

Слайд 7

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и

Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом рефлексируются самим человеком.

Слайд 8


Анима – бессознательная женская сторона личности мужчины;
Анимус – бессознательная мужская сторона личности

женщины;
Эго – сознание человека, отвечает за чувство идентичности;
Персона – компонент личности, отвечающий за то, каким образом мы позиционируем себя в мире;
Самость – центр личности человека, обеспечивающий ее единство, стабильность;
Тень – бессознательное, которое включает в себя желания, переживания, осознанно или неосознанно отрицаемые и противоречащие культурным нормам;

Персона

Эго

Тень

Анима(или) Анимус

Самость

Коллективное бессознательное

Психологическая энергия

Архетипы

Индивидуальное бессознательное

Сознание

Структура личности

Модель структуры личности К.Юнга

Слайд 9

Архетипы – трансцендентные по отношению к сознанию реальности, вызывающие в жизни целые комплексы

разного рода представлений, выступающих в виде мифологических мотивов.

Влияние архетипов на поведение личности:
Анима и анимус. Данный архетип формирует поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека. Так же побуждает его к расширению горизонтов и движению к более постигающему пониманию самого себя;
Персона. Как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта;

Слайд 10

Самость. Является не только центральной точкой психики, приспособленностью индивида и органом гомеостаза, но

и организующим гением всей психики, во всех стадиях цикла жизни ответственным за процесс существования;
Тень. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума;
Эго. Функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Слайд 11

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа -

экстравертов и интровертов. Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в отличие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта опасность представляет полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшая опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты - фанатиками.

Слайд 12

Типы личности

Интроверты
Интуитивное мышление
Обращение во внутрь
Акцент на чувства
Направленность на внутреннее самосовершенствование

Экстраверты
Обращение во вне
Логическое мышление
Акцент

на разум
Направленность на преобразование внешнего мира

Юнг выделил два основных противоположных типа личности — экстравертированный и интровертированный. Основой такой типологии явилось отношение личности к социальной среде. Личность иптровертированного типа обращает всю свою психическую энергию внутрь себя, тогда как экстраверт — во внешнюю среду.

Слайд 13

Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра-интровертности и развитии четырёх основных

психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений. У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека. При этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки, мыслящие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.

Слайд 14

Цитаты:
«Мир висит на тонкой нити, и эта нить – психика человека» [4,

с. 7];
Каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом…представленном в потенции с самого рождения» и что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней (личности) заложено» (Guardian. 1990. 27 января)[4, с.8];
«...Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мёртвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь. Однако это не просто какой-то гигантский исторический предрассудок, но источник инстинктов, поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов» [4, с.8]

Слайд 15

Основные труды К.Г.Юнга:
«Gesammelte Werke». Bd. 1-17. Z., 1958—1976;
«Memories, dreams, reflections», N. Y.,

1961;
«Man and his simbols»,N. Y., 1964 и др.
В рус. пер.: «Психоз и его содержание», СПб., 1909;
«Психологические типы», М., 1924;
«Избранные труды по аналитической психологии», т. 1-4., 1929—1939; «
Архетип и символ», М., 1991;
«Феномен духа в искусстве и науке», М., 1992;
«О психологии восточных религий и философий», М., 1994;
«Аналитическая психология: Прошлое и настоящее», М., 1995;
«Психология переноса», М., 1997;
«Психология бессознательного», М., 1998;
«Работы по психиатрии. Психоанализ умственных расстройств», М., 2000; и др.
Имя файла: Психологическая-концепция-К.-Г.-Юнга.pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0