Психология перехода обрядности и жизни презентация

Содержание

Слайд 2

Культура – это социальный опыт общества (система информации, которой оно располагает), формы его

хранения, трансляции и принципы систематизации (В.А. Конев).

Культура – это социальный опыт общества (система информации, которой оно располагает), формы его

Слайд 3

В широком смысле традиция – преемственность, благодаря которой общество воспроизводит себя, сохраняя и

передавая в неизменном виде накопленный предшествующими поколениями опыт.
В узком смысле традиция – это специфический вид преемственности, передача социального опыта в виде жестко регламентированных стандартов деятельности – обычаев.

В широком смысле традиция – преемственность, благодаря которой общество воспроизводит себя, сохраняя и

Слайд 4

Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.
Это стандартизированные действия, воспроизводимые в неизменном

виде в течение длительного исторического периода.
Признаки обычая:
исключение всяких нововведений;
императивность;
общепринятость.

Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения. Это стандартизированные действия, воспроизводимые в

Слайд 5

Обряд – ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности,

но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

Обряд – ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности,

Слайд 6

Характеристики переходности в философских концепциях XX в. (по материалам В. Лехциера)

событийность,
респонзивность (бытие-в-ответе),
пассивность (страдательность),
незавершенность

(возобновляемость),
амбивалентность подлинного/неподлинного, данного/заданного),
предстояние как темпоральная структура переходности.

Характеристики переходности в философских концепциях XX в. (по материалам В. Лехциера) событийность, респонзивность

Слайд 7

Арнольд ван Геннеп. «Обряды перехода» (1909).

Rites de passage – «обряды, сопровождающие всякую перемену

места, состояния, социальной позиции и возраста».
Жизнь человека в обществе – это периодический переход из одного сообщества в другое, следовательно, периодический переход границ.
Структура обрядов перехода
- разделение (separation),
- грань (margo или limen, в пер. с лат. – «порог»),
- соединение, восстановление (reaggregation).

Арнольд ван Геннеп. «Обряды перехода» (1909). Rites de passage – «обряды, сопровождающие всякую

Слайд 8

А. ван Геннеп о диалектике социальной жизни

переход / состояние,
равенство / неравенство,
анонимность / система

номенклатуры,
отсутствие собственности / собственность,
отсутствие статуса / статус,
обнаженность или одинаковая одежда / различия в одежде,
отсутствие званий / различение званий,
смиренность / гордость за свое положение,
пренебрежение к внешнему виду / забота о внешнем виде,
подчинение всем / подчинение только вышестоящим,
несоблюдение родственных прав и обязанностей / родственные права и обязанности,
приятие боли и страданий / избегание боли и страданий.

А. ван Геннеп о диалектике социальной жизни переход / состояние, равенство / неравенство,

Слайд 9

Типология обрядов перехода

обряды повышения статуса (человек, пройдя через обряды, передвигается к иерархической системе

социальных положений от низшего к высшему) (В. Тэрнер);
обряды «обмена статусами» (социально «низким» группам людей предписывается (только на период проведения обрядов) осуществление ритуальной власти над вышестоящими, в то время как последние занимают подчиненные места, добровольно отказываясь от своей власти и покорно снося грубости и даже физические издевательства, которым их подвергают структурные низы, временно захватившие власть) (В. Тэрнер);
обряды жизненного цикла (обряды рождения, инициации, свадьбы, похорон и др.).

Типология обрядов перехода обряды повышения статуса (человек, пройдя через обряды, передвигается к иерархической

Слайд 10

Обряды рождения (по материалам А.К. Байбурина)

Обряды рождения (по материалам А.К. Байбурина)

Слайд 11

Слайд 12

Обряд перепекания ребёнка (Вельский муниципальный краеведческий музей, www.nationalcard.ru)

Обряд перепекания ребёнка (Вельский муниципальный краеведческий музей, www.nationalcard.ru)

Слайд 13

Пеленание

Пеленание

Слайд 14

Крещение

Крещение

Слайд 15

Крещение

Крещение

Слайд 16

Обряды инициации (по материалам А. ван Геннепа).
Действия подчиняются двойному сценарию:
обряды отделения от общей

среды,
обряды включения в сакральную среду;
промежуточный период;
обряды отделения от локальной сакральной среды;
обряды реинтеграции в общую среду.

Обряды инициации (по материалам А. ван Геннепа). Действия подчиняются двойному сценарию: обряды отделения

Слайд 17

Поведение «переходящего» субъекта

Поведение «переходящего» субъекта

Слайд 18

Инициация в Полинезии. Прыжки с 80-метровой вышки.

Инициация в Полинезии. Прыжки с 80-метровой вышки.

Слайд 19

Инициация в Полинезии. Прыжки с 80-метровой вышки.

Инициация в Полинезии. Прыжки с 80-метровой вышки.

Слайд 20

Фрагмент инициации в племенах Центральной Африки

Фрагмент инициации в племенах Центральной Африки

Слайд 21

Фрагмент инициации в племенах Центральной и Восточной Африки

Фрагмент инициации в племенах Центральной и Восточной Африки

Слайд 22

Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Марш-бросок (15 км) с

полной боевой выкладкой и в бронежилете.

Ежегодно, весной и осенью, проходит квалификационная проверка характера воина на зрелость и мужество. Главная награда – краповый берет – символ высокого профессионализма и отваги.
«Краповый» берет доказывает право называться суперсолдатом. Настоящий воин должен обязательно испытать себя.
Плечом к плечу экзамен проходят офицеры, прапорщики, сержанты и рядовые солдаты, временно утратившие субординацию.

Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Марш-бросок (15 км) с

Слайд 23

Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Подъем в гору «гуськом» с

полной боевой выкладкой и в бронежилете.

Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Подъем в гору «гуськом»

Слайд 24

Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Рукопашный бой в течение 12

минут со сменяющимися противниками.

Сдача экзамена на «краповый берет» в спецназе МВД РФ. Рукопашный бой в течение

Слайд 25

Посвящение в «краповые береты» в спецназе МВД РФ.

Посвящение в «краповые береты» в спецназе МВД РФ.

Слайд 26

Свадебные обряды

Свадебные обряды

Слайд 27

Этапы свадебного обряда

Этапы свадебного обряда

Слайд 28

Поведение переходящего субъекта

Поведение переходящего субъекта

Слайд 29

Поведение «переходящих» субъектов

Поведение «переходящих» субъектов

Слайд 30

Сватовство

Сватовство

Слайд 31

Сватовство

Сватовство

Слайд 32

Сговор

Сговор

Слайд 33

Благословение

Благословение

Слайд 34

Подготовка к свадьбе

Подготовка к свадьбе

Слайд 35

Подготовка к свадьбе

Подготовка к свадьбе

Слайд 36

Обряжение

Обряжение

Слайд 37

Гулянье на второй день свадьбы

Гулянье на второй день свадьбы

Слайд 38

Погребальный обряд (использованы материалы этнографических и археологических исследований, исследования А.К. Байбурина)

Погребальный обряд (использованы материалы этнографических и археологических исследований, исследования А.К. Байбурина)

Слайд 39

Восприятие «переходящего» субъекта участниками обряда

Восприятие «переходящего» субъекта участниками обряда

Слайд 40

Слайд 41

Оплакивание, прощание

Оплакивание, прощание

Слайд 42

Оплакивание, прощание

Оплакивание, прощание

Слайд 43

Погребение знатного лорда в средневековой Европе

Погребение знатного лорда в средневековой Европе

Слайд 44

Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)

«Избушка там на курьих ножках

стоит без окон, без дверей».  А.С.Пушкин
Вход в избушку располагается с обратной стороны, со стороны леса, символизировавшего «иномирье».
Баба Яга – «пограничник», страж и проводник в мир иной.  Именно таким образом обеспечивался проход покойного в мир мертвых, т.к. как попасть туда можно было только изнутри избушки.

Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм) «Избушка там на курьих ножках

Слайд 45

Прощание у викингов

Прощание у викингов

Слайд 46

Погребальный драккар викингов

Погребальный драккар викингов

Слайд 47

Сожжение погребального драккара

Сожжение погребального драккара

Слайд 48

Картина Г. Семирадского "Похороны знатного руса" по мотивам рассказа Ибн Фадлана, находившегося в Волжской Болгарии

в 921-922 гг.

Картина Г. Семирадского "Похороны знатного руса" по мотивам рассказа Ибн Фадлана, находившегося в

Слайд 49

Курганы викингов

Курганы викингов

Слайд 50

Слайд 51

Коммунитас как состояние

Коммунитас – это опыт, проникающий до самых корней бытия каждого человека

и дающий глубинное переживание чувства общности со всем человечеством. Это понятие позволяет не просто формально узаконить структуру общества, но, прежде всего, признать сущностную и родовую связь между всеми его людьми (В. Тэрнер).

Коммунитас как состояние Коммунитас – это опыт, проникающий до самых корней бытия каждого

Слайд 52

Функции обрядов перехода

программирование и регуляция поведения,
интеграция личности в группы, создание и поддержание общегрупповых

ценностей,
дифференциация социальных ролей,
хранение и трансляция содержания основных принципов социальной организации, социальных ролей, функций и норм индивидуального и группового поведения,
идентификации личности с референтной группой;
психотерапевтическая (для всех нелиминальных участников переходных обрядов).

Функции обрядов перехода программирование и регуляция поведения, интеграция личности в группы, создание и

Имя файла: Психология-перехода-обрядности-и-жизни.pptx
Количество просмотров: 24
Количество скачиваний: 0