Античная философия презентация

Содержание

Слайд 2

Космоцентрический характер ранней античной философии Периодизация античной философии осо

Космоцентрический характер ранней античной философии Периодизация античной философии

осо

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Формируются две ветви античной философии: «Ионийская» (Милетская школа): Фалес, Сократ,

Формируются две ветви античной философии: «Ионийская» (Милетская школа): Фалес, Сократ, Платон, Аристотель. «Италийская

традиции: Пифагор, Парменид, Зенон Элейский, Демокрит, Эпикур.
Слайд 7

2. Космоцентризм. Первые греческие философы – «мудрецы» – занимались осмыслением

2. Космоцентризм. Первые греческие философы – «мудрецы» – занимались осмыслением природы,

Космоса. Человек рассматривался как Микрокосм относительно Макрокосма, как часть и своеобразное повторение, отображение Макрокосма.
Слайд 8

I этап. Что является основой бытия? Фалес – «Всё есть

I этап. Что является основой бытия?
Фалес – «Всё есть вода».
Анаксимен (воздух).
Анаксимандр

(«апейрон» - беспредельное, смесь различных веществ).
Пифагор (религиозно-философ)
II этап. ? Существуют ли изменения ?
Гераклит (огонь)
Парменид
Слайд 9

Фалес-1 древнегреческий философ, основатель стихийно-материалистической философии (милетской школы). В центре

Фалес-1 древнегреческий философ, основатель стихийно-материалистической философии (милетской школы).

В центре вопрос- поиск

единого первоначала из которого создан мир в многообразии вещей.
Первооснова сущего – вода.
«Всё возникает из воды и возвращается в неё».
Взгляды Фалеса:
Душа бессмертна (присуща неодушевлённым телам – янтарь, магнит).
Мир одушевлён, полон божеств.
Первым выдвинул проблему субстанции, сформулировал ? О неизменном элементе в природе, единстве в разнообразии.
Дал ответ (косвенно) на вопрос : каким образом происходят изменения (вода «первооснова», переход из одного состояния в другое)? Проблема изменения стала фундаментальной в греческой философии.
Слайд 10

5. «Вода» - живая, одушевлённая субстанция. 6. «Природа» - бытие

5. «Вода» - живая, одушевлённая субстанция.
6. «Природа» - бытие (в широком

смысле) – самодвижущаяся «живущая».
7. Дух и вещество – Фалес не различал.
!!! Фалес формирует 4 фактора философского вопрошания:
Предпосылка: «Изменение существует»
Что является постоянным элементом всех изменений ?
Аргумент: Наблюдения за водой и её поведением.
Ответ: Вода – постоянный элемент всех изменений.
Следствие: «Все является постижимым»
Слайд 11

Анаксимандр – древнегреческий философ материалист 1. Критиковал Фалеса «всё что

Анаксимандр – древнегреческий философ материалист

1. Критиковал Фалеса «всё что угодно, преобразуется

во всё что угодно».
2. Ввёл понятие «1 начала всего сущего – «архе» (начало, принцип)».
3. Первоначалом считал «апейрон» «смесь различных веществ» - неопределённая материя бесконечна, вечна, не наблюдаема.
4. Дал 1-ую формулировку закона сохранения материи.
5. В 1-ые высказал идею эволюции (человек происходит от рыбы как и другие существа).
6. В центре Вселенной – Земля, вокруг вращается три небесных кольца: солнечное, лунное, звёздное (начало теории небесных сфер).
Слайд 12

7. Вещи делятся на элементы. 8. Время уничтожимо. Анаксимен -

7. Вещи делятся на элементы.
8. Время уничтожимо.
Анаксимен - древнегреческий философ, материалист,

натурфилософ.
Взгляд:
Сущее из «воздуха» (в его модификациях). Он бесконечен, вечен, подвижен. Сгущается при охлаждении переходит в воду, далее в лёд (облака, туман, вода, земля, камни). При нагревании воздух разряжается переходит в огонь.
! Идея перехода количества в качество.
А. создал определённую физическую теорию переходов
Слайд 13

2. «Воздух» - это и душа, и всеобщая среда для

2. «Воздух» - это и душа, и всеобщая среда для бесконечного

множества миров Вселенной.
3. А. дал объяснение затмению Солнца и Луны.
4. Указал на все 4 субстанции, которые были потом названы «4 началами» (элементами – земля, воздух, огонь, вода).
Слайд 14

Пифагор (Италийская ветвь философии) 2 пол. 6 в до н.э.

Пифагор (Италийская ветвь философии) 2 пол. 6 в до н.э. –

основатель религиозно-философской школы.
В центре проблема спасения. С философской точки зрения – поиск истины.
Аскетический образ жизни.
Учение называл «любомудрием».
Материя –это «иное» - нечто становящееся текучее.
Верил в бессмертие души, перевоплощение.
Душа – отрывок эфира она бессмертна, т.к. оторвалось от бессмертного.
Душа : на 3 части – ум (nous), рассудок (разум), страсть.
7. Душами полон весь воздух.
8. Добродетель – гармония (всякое благо, здоровье, Бог).
Слайд 15

Гераклит и Парменид (2ое поколение философов). 1-ые философы сформулировали вопрос:

Гераклит и Парменид (2ое поколение философов).
1-ые философы сформулировали вопрос: Что является

постоянным элементом Вселенной?
2-ые усомнились. Существует ли изменение?
Гераклит – др.греч. философ, материалист, основатель диалектики.
Взгляды:«Всё течёт, всё меняется»
1. Всё находится в состоянии постоянного движения (изменения).
2. Изменение происходит согласно неизменному закону (Логосу). Базисным принципом существования всех вещей является взаимодействие между соответствующими силами, согласно Логосу. Настоящей субстанцией всех вещей – изменяющихся является не вещественная первооснова, но Логос (единство в разнообразии)!
3. Закон включает в себя взаимодействие противоположностей.
Слайд 16

4. «1-во вещество Природы» - Огонь, т.к. более всего способен

4. «1-во вещество Природы» - Огонь, т.к. более всего способен к

изменению и подвижен.
Всё произошло из огня:
Космос (вечно живой огонь, уменьшающийся и расширяющийся, всегда был).
Мир.
Вещи.
Души.
5. Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи возвращаются в «огонь».
6. Природа – жизнь в непрерывном движении, процесс, в котором всякая вещь и свойство переходят в свою противоположность (холодное в горячее).
Слайд 17

7. Качества вещей – относительны. Всё непрерывно изменяется, обновляется через

7. Качества вещей – относительны.
Всё непрерывно изменяется, обновляется через разрушение. Нельзя

дважды вступить в одну реку. Каждое возрождение включает смерть, и наоборот.
8. В человеческой жизни этот переход не просто изменение, а борьба противоположностей.
9. В борьбе противоположностей обнаруживается их тождество. Гармония (путь «вверх» и «вниз», жизнь и смерть). Закон взаимодействия противоположностей. Все вещи происходят благодаря конфликту.
! Диалектика (озн. веду беседу, рассуждаю) – идея равновесия.
10. Основа познания - ощущение, но мышление даёт мудрость.
11. В центре Единого – Бог (вечный, периодический Огонь). Солнце есть разумное пламя.
Слайд 18

12. «Мировая душа». Через дыхание человеческая душа общается с мировой

12. «Мировая душа». Через дыхание человеческая душа общается с мировой душой,

приобщается к Божественному разуму.
13. Война является отцом всего и царём над всем – мысль о фундаментальном принципе в Природе – между альтернативными силами – напряжённости.
«Война» (греч. polemos - полемика) – проявление космологической напряжённости – базисный принцип всего. Мир сгорает во вселенском пожаре и возникает через регулярные промежутки времени.
Слайд 19

Парменид - основатель элейской школы (V в. до н.э.), Южная

Парменид - основатель элейской школы (V в. до н.э.), Южная Италия),

современник Гераклита, первый рационалист, т.к. предложил основывать рассуждения на рациональной аргументации (логическом мышлении).
Взгляды:
«Учение истины». Мир неподвижен, шарообразен (без пустот, в его пространстве нет и движения). Мир Един – Истинное бытие, вечно, неподвижно, не делимо, не имеет частей, равно себе, бесконечно и всецельно.
Изменение невозможно.
Слайд 20

3. «Учение мнения» (правдоподобно) – всякое множество – обман чувств.

3. «Учение мнения» (правдоподобно) – всякое множество – обман чувств. О

существовании множества вещей возникающих, преходящих. Все вещи делимы, возникают из Огня (активного творческого начала) и Земли (материи) – пассивного начала.
4. Наивно-материалистическая физика исходит из допущения двух начал: активного (огненного, светлого) и инертного (тёмного).
Чувства не правы (недоверие чувственно-воспринимаемому миру). Разум – прав, открывает знание.
П. установил барьер между разумом и чувствами.
Слайд 21

Всё истинное – реальное (разум постигает реальное, настоящее), т.е. бытие

Всё истинное – реальное (разум постигает реальное, настоящее), т.е. бытие (покоящееся,

единое, покой).
«Нереальное» - чувства, небытие, изменения, множественное. Дают нам нереальное, которое находится в состоянии изменения и множественности.
5. Формулирует принцип тождественности мышления и бытия «То, что не мыслимо, не существует».
! Мышление есть критерий бытия.
Аргументы: 1. Что существует – существует, что не существует – не существует.
2. Что существует может быть мыслимо, что не существует не может быть мыслимо.
Слайд 22

Есть Бытие (Единое), не бытия нет. 6. В центре мира

Есть Бытие (Единое), не бытия нет.
6. В центре мира пребывает Богиня

– Правительница (Дике – Правда и Необходимость). Она правит всем небесным движением.
Эмпедокл и Анаксагор – 3 поколение греч. философов.
(1 поколение утверждало. Все находится в состоянии непрерывного изменения. 2. Изменение невозможно. 3. Некоторые вещи находятся в состоянии изменения, другие в состоянии покоя).
Слайд 23

Эмпедокл оперирует 4 -мя элементами и 2 силами (объединяющими и

Эмпедокл оперирует 4 -мя элементами и 2 силами (объединяющими и их

разъединяющими). Любовь и ненависть / вражда.
Анаксагор – оперировал бесчисленным количеством элементов. Существует 1 сила – ум («нус»). Ум направляет все изменения к цели. Природа – предстаёт как телеологически направленная.
Слайд 24

Демокрит (Италийская ветвь философии) – др.греч. ф-ф, материалист. Разработал свою

Демокрит (Италийская ветвь философии) – др.греч. ф-ф, материалист.

Разработал свою модель субстанции

и изменения. Основатель атомистики.
Существует 2 первоначала.
1. Атомы (в переводе «individum») в центре сущего Бытия.
Это маленькие, неделимые частицы, самодостаточные формы, находятся в постоянном движении по механистическим причинам в результате столкновения, т.е. механистический детерминизм.
Одинаковы по субстанции, т.е. из 1 материи, разные по формам величине и порядком. Чувственно не воспринимаются.
Начало Вселенной.
Из объединения атомов происходят вещи (тела), из их разъединения – гибель тел.
2. Пустота – реальна как и атомы, материальна «условие куда и почему движутся атомы». Она есть бесконечная непрерывность.
Слайд 25

3. Диалектическое понимание природы (нет верха, низа, середины, конца). Природа

3. Диалектическое понимание природы (нет верха, низа, середины, конца). Природа –

гигантская игра в бильярд. Миры возникают в результате вихря атомов.
4. О бесконечном множестве миров (как и атомов). Это 1 идея в античной космогонии.
5. О познании :
Чувственное (тёмное П.) – единственный источник знаний. В основе познания – ощущения.
«Светлое П.» - знание посредством разума, ведёт к познанию сущности мира, атомов, пустоты.
«Договор» есть условие возникновения обычаев, законов, государства.
Цель жизни – эволюция души (состояние из огненных атомов).
Космос Един (пустот нет).
Слайд 26

Люди возникли из земли. Человек – атом общего Космоса, миропорядка.

Люди возникли из земли.
Человек – атом общего Космоса, миропорядка.
Демокрит в первые

выдвигает мысль, что движущей силой человеческой истории – нужда, т. е. материальные потребности людей.
Отстаивает этику «золотой середины» (умеренности во всём).
6. Теория познания. В чувственно-воспринимаемых объектах допускаются атомы (атомы-посредники), которые отрываются, удаляются от объекта.
Органы чувств воспринимают этих посредников. Из этого порождаются ошибки восприятия:
1. т.к. атомы органов чувств находятся в беспорядке;
2. Атомы-посредники на пути к объекту (органам чувств) сталкиваются между собой.
! Знание не может опираться на ощущения. Атомы постигаются с помощью нашего разума, а не чувств.
Слайд 27

ЗЕНОН – др.греч. ф-ф, представитель элейской школы. Изобретатель диалектики –

ЗЕНОН – др.греч. ф-ф, представитель элейской школы.
Изобретатель диалектики – способности ставить

вопросы и ответы на них.
Бытие не противоречиво.
Сформулировал 4 апории. Апория («безвыходное положение, трудноразрешимая проблема»). О противоречии между данными опыта и мыслительным анализом.
- «Против движения» (о невозможности его существования). Тезис: движение не может начаться. О бесконечности деления.
«Ахилл и черепаха».
«Стрела, которая летит» – о бесконечности пространства.
«Стадии» - о бесконечности времени.
Вывод: «Движения не существует».
Имя файла: Античная-философия.pptx
Количество просмотров: 56
Количество скачиваний: 0