Антропологический дискурс через время и пространство презентация

Содержание

Слайд 2

Основная литература

Литература:
Клейн Л. С. История антропологических учений / под ред. Л. Б. Вишняцкого.

– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. – 744 с.
Токарев С.А. История зарубежной этнографии. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1978. – 350 с.

Слайд 3

Оформление антропологической традиции

1. Древний Восток и Античность: сравнительное народоведение.
2. Религия и антропология

в Средние века.
3. Антропология возрождения.
4. Этнографическая основа: ВГО и Реформация, научная революция
5. Век Просвещения
6. Позитивизм О. Конта

Слайд 4

Древний Восток и Античность: сравнительное народоведение.

«Приключения Синухета» (XX в. до н.э.) и архив

документов в Телль-эль-Амарне (XIV в. до н.э.): страны Куш, Пунт, Ливия, Сирия, Палестина, Аравию, Вавилон
Победоносная надпись персидского
царя Дария I (V в. до н.э.) – перечень завоеванных народов: мидийцы, парфяне, согдийцы, бактрийцы

Рельеф из Нимруда с изображением пленников
IX век до н.э.

Слайд 5

Античность

«Илиада» - единство
греческого мира
«Одиссея» - неродной мир: чуждый, опасный, чудовищный

Слайд 6

Геродот (484-425 гг.) «История»
элементы антропологического метода

Геродот История. Кн. 1. Клио.

Слайд 7

Обычаи масагетов (сражались с Киром)

Слайд 8

Фукидид (454-399 гг.) – вопросы миграции в Греции и появления эллинов.
Полибий (200-120 г.

до н.э.) – римляне идеал (госстрой, военное дело, дисциплина), сравнение других с ними.
Гай Плиний Старший (23-79 г. н.э.) – «Естественная история». Блеммии – безголовые люди с глазами и ртом на груди
Аристотель (384-322 до н. э.): народности (ethnia) севера Европы и Азии vs эллинская народность (genos).

Слайд 9

Географ Птолемей (II в н.э.) – зависимость облика народов от климата.
Тит Лукреций (99-55

г. до н.э.) «О природе вещей»: прогресс.
Гесиод (VIII-VII вв.) «Труды и дни»: регресс и деградация.
Страбон (63-24(19) до н.э.) «География»: 820 народов.
Корнелий Тацит (57-115 н.э.) «Германия»: равенство и свобода германцев разложению и упадку римлян.

Географические представления Страбона

Слайд 10

Религия и антропология в Средние века

Антропология в христианстве – доктрина о человеке
Креационизм
Эсхатология
Иерархия
Стабильность (фундаментализм)

и провиденциализм
Грех, суд, спасение
Примат веры над разумом и божественного над человеческим
Моногенизм
Ортодоксы vs иноверцы

Слайд 11


Монстры энциклопедий: блеммии и киноцефалы у Исидора в «Этимологии» (VII в.)

Слайд 12

Путешествия : Иоанн Карпини (1182-1252): посетил Каракорум «Книга о татарах»
Гильом де Рубрук

(1220-1293)
Цели:
прозелитизм;
политические союзы;
торговля.

Слайд 13

Марко Поло (1254-1324)

25 лет путешествий: описание стран по пути (Ближний Восток, Средняя Азия).

Цель – Китай

Слайд 15

Великие географические открытия, Реформация и научная революция XVI-XVII вв.

1418-1488 гг. – исследование Атлантического

побережья Африки, путешествие вокруг Африки и вход в Индийский океан.
1492 -1504 гг. – 4 плавания Х. Колумба.
1497-1524 гг. – 3 плавания в Индию Васко да Гама.
1519 – 1522 гг. – 1-й кругосветное плавание Фернана Магеллана.
1581-1660 гг. – покорение Сибири: 1639 г. – первопроходцы Ивана Москвитина вышли к Тихому океану и открыли Охотское море.
1594-1597 гг. – три экспедиции Виллема Баренца.
1642-1644 гг. – Абель Тасман, обошёл вокруг Австралии и достиг Тасмании.
1766-1769 – экспедиция Луи-Антуана Бугенвиля: 1-я 1-й французская кругосветная экспедиция.
1769-1779 – 3- кругосветных экспедиции Джеймса Кука.
1786-1788 – экспедиция Жана-Франсуа Лаперуза в Тихом океане.

Слайд 16

1517 г. – начало Реформации и Контрреформация как реакция:
Вопросы об иерархии живых

существ и генезисе (моногенез vs полигенез)

Слайд 17

Парацельс (1493-1541 гг.)

Хосеф де Акоста (род. 1539)

Слайд 18

Век Просвещения

Идеи Просвещения:
- прогресс;
- просветительство;
критическое познание;
натурализм.

Систематика Карла Линнея (1707-1778)
Homo sapiens (человек разумный): дикий

человек – на четырех конечностях, немой и волосатый (это явно обезьяна, но обезьяна есть и отдельно в животном царстве), меднокожий американец, белокожий европеец, темноватый азиат и черный африканец.
Homo monstruosus (человек монструозный, гибридный): горцы, патагонцы, готтентоты, безбородые американцы, китайцы с конической головой и канадцы с уплощенной головой.

Слайд 19

Монтескье (1689-1755)
сравнительный метод;
историзм;
географический детерминизм.

1721 г. – «Персидские письма»
1733 г. – Размышления о причинах

величия и падения римлян
1748 г. – «О духе законов» в Женеве

Слайд 20

Моногенез vs полигенез

Происхождение народов от Адама и Евы
представители черной и желтой расы –

результат дегенерации

против библейского мифа
разделение рас как обоснование психических различий

Юм

Слайд 21

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)

1750 г. – «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?»

«Рассуждение о науках и искусствах»
1755 г. - «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»
1761 г. - «Юлия, или Новая Элоиза»
1762г. - «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании»

Слайд 22

Образ идеального прошлого и идеализация аборигенов

«Наши души развращались по мере того, как совершенствовались

науки и искусства» «Люди уже не решаются казаться тем, что они есть». Люди, общество –стадо. Есть народы, которые «предохранив себя от этой заразы ненужных знаний, своими добродетелями создали собственное свое счастье».

«Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Древнейшее общество – семья. Соглашения как основа власти – общая воля. Но она переходит в интересы частных лиц. Необходим возврат в естественное состояние, в котором суверен – это народ; суверенитет народа неотчуждаем и неделим. Собственность – частная, ее сохранение обеспечивает община. Но интересы граждан – общественные.

Слайд 23

Адам Фергюсон (1723-1816) дикость – этап истории человечества

Слайд 24

И. Кант (1724-1804) «Антропология с прагматической точки зрения» (1789) - характер народа: психология народов -

определение нации: «народ (populus) понимают объединенное в той или другой местности множество людей, поскольку они составляют одно целое. Это множество или часть его, которая ввиду общего происхождения признает себя объединенной в одно гражданское целое, называется нацией (gens), a та часть, которая исключает себя из этих законов (дикая толпа в этом народе) называется чернью» - европоцентризм: «два самых цивилизованных народа на Земле – англичане и французы – различны уже по своему прирожденному характеру, лишь следствием которого оказывается приобретенный и искусственный характер» - расы: не уподобление, а разнообразие; - характер рода: гражданская республика, основанная на свободе и законе.

Слайд 25

Гердер (1744-1803) «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791)
история природы и человеческая история подчиняются

одним и тем же законам;
прогресс общества заключается в движении к реализации идей гуманизма;
в центре истории стоит не отдельный человек и не человечество, а народ, национальность.
Имя файла: Антропологический-дискурс-через-время-и-пространство.pptx
Количество просмотров: 63
Количество скачиваний: 0