Догмат и связанные с ним понятия презентация

Содержание

Слайд 2

До́гма́т, или до́гма (др.-греч. δόγμα, δόγματος — мнение, решение, постановление)

До́гма́т, или до́гма  (др.-греч. δόγμα, δόγματος — мнение, решение, постановление) — утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и

неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению).
Слайд 3

История использования термина «догмат», «догма»

История использования термина «догмат», «догма»

Слайд 4

В истории были периоды, когда термин «догмат» использовался в различных

В истории были периоды, когда термин «догмат» использовался в различных смыслах,

отличных от современного понимания этого термина.
Слайд 5

В античной литературе у Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины,

В античной литературе  у Цицерона словом dogma  обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины.

Слайд 6

«Аттическими догматами» христианские писатели, например, Ориген и св. Исидор, называли некоторые выводы Сократа.

«Аттическими догматами» христианские писатели, например, Ориген и св. Исидор, называли некоторые выводы Сократа.

Слайд 7

Учения Платона и стоиков также именовали «догматами».

Учения Платона и стоиков также именовали «догматами».

Слайд 8

У Ксенофонта «догматом» называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться.

У Ксенофонта «догматом» называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины,

должны беспрекословно подчиняться.
Слайд 9

У Геродиана «догмат» — определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ.

У Геродиана «догмат» — определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ.

Слайд 10

Этот смысл термин сохранил и в греческом переводе 70 толковников,

Этот смысл термин сохранил и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах

пророка Даниила,  Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется царский указ, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного.
Слайд 11

В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα обозначает повеление кесаря о переписи народонаселения Римской империи.

В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα обозначает повеление кесаря о переписи народонаселения Римской империи.

Слайд 12

В Деяниях св. Апостолов «догматы» — царские законы.

В Деяниях св. Апостолов «догматы» — царские законы.

Слайд 13

В Посланиях к Колоссянам и Ефесянам «догматы» — имевшие божественный авторитет законы Моисея.

В Посланиях к Колоссянам и Ефесянам «догматы» — имевшие божественный авторитет законы Моисея.

Слайд 14

В книге Деяний (Деян. 15:20-28) в первый раз словом δόγμα

В книге Деяний (Деян. 15:20-28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви,

которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого её члена.
Слайд 15

Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория

Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и

других Отцов Церкви понятие о догмате выясняется с большей подробностью:
Слайд 16

1. Догмат — есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение)

1. Догмат — есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина,

и в этом смысле догматы веры называются Божьими (δόγμα τοΰ Θεοΰ), Божественными (δόγμα Θεία), Γосподними (δόγμα τοΰ Κυρίου).
Слайд 17

Они противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям.

Они противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления  и личным мнениям.

Слайд 18

2. Догмат — есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии,

2. Догмат — есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е.

истина теоретического, или созерцательного, учения веры, чем он отличается от правил жизни, или практической деятельности христианина.
Слайд 19

3. Будучи происхождения божественного, догмат — есть истина, определяемая и

3. Будучи происхождения божественного, догмат — есть истина, определяемая и формулируемая

Церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами Церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα).
Слайд 20

4. Догмат — есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо

4. Догмат — есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для

христианина, чтобы по праву причислять себя к составу Церкви.
Слайд 21

Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и

Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает

- теологическую, богооткровенную истину, содержащую учение о Боге и Его домостроительстве, которое Церковь определяет и исповедует, как неизменное и непререкаемое положение веры.
Слайд 22

Христианские догматы устанавливаются на Вселенских Соборах.

Христианские догматы устанавливаются на  Вселенских Соборах.

Слайд 23

Сознательный отход от догмата (полное неприятие или иная трактовка) называется

Сознательный отход от догмата (полное неприятие или иная трактовка) называется ересью и часто

приводит к религиозным конфликтам.
Слайд 24

Краткими изложениями догматов могут считаться Катехизис и Закон Божий (дисциплина).

Краткими изложениями догматов могут считаться Катехизис и Закон Божий (дисциплина).

Слайд 25

Предпосылки появления догматов

Предпосылки появления догматов

Слайд 26

Православная церковь учит, что Христос сообщил и раскрыл людям всё

Православная церковь учит, что Христос сообщил и раскрыл людям всё вероучение, необходимое для их

спасения. Поэтому догматы не могут внезапно возникать и быть новшествами: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.» (Гал. 1:6—8)
Слайд 27

Божественное учение не столько теоретично, сколько практично, поэтому Оно непостижимо уму, неочистившемуся от греховных страстей.

Божественное учение не столько теоретично, сколько практично, поэтому Оно непостижимо уму, неочистившемуся

от греховных страстей. 
Слайд 28

Святой Иларий Пиктавийский подчёркивал: «Только злоба еретиков вынуждает нас совершать

Святой Иларий Пиктавийский подчёркивал: «Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на

вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом.
Слайд 29

Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия

Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн

неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ» (О Святой Троице. 2:2). 
Слайд 30

Догматическая база христианской церкви была сформирована в эпоху семи Вселенских

Догматическая база христианской церкви была сформирована в эпоху семи Вселенских Соборов, как ответ Вселенской

Церкви на еретические движения, распространявшиеся в христианстве (особенно с III по IX век).
Слайд 31

Каждый догмат устанавливал как бы преграду дальнейшему развитию еретического учения,

Каждый догмат устанавливал как бы преграду дальнейшему развитию еретического учения, отсекал

ложные направления в развитии понимания учения Церкви.
Слайд 32

Сущность всех догматов, богооткровенная истина, уже содержалась в Священном Писании,

Сущность всех догматов, богооткровенная истина, уже содержалась в Священном Писании, и сначала

не было необходимости в облечении христианского учения в рамки догматической системы.
Слайд 33

Однако потребность человеческого разума в лучшем, более понятном ему, логичном

Однако потребность человеческого разума в лучшем, более понятном ему, логичном толковании

ещё не оформленного догматически, во многих местах трудно принимаемого христианского учения привела к появлению и развитию философско-богословских школ в первые века христианства.
Слайд 34

В этих школах (главным образом Антиохийской и Александрийской) и появились

В этих школах (главным образом  Антиохийской и Александрийской) и появились первые ереси. Для

их обнаружения и искоренения периодически собирались Вселенские Соборы, на которых и устанавливались догматы — в форме кратких определений истин христианского Откровения. Они ярко и точно обличали еретические учения.
Слайд 35

Догматические соборные определения в эту эпоху обозначались греческим словом «о́рос»

Догматические соборные определения в эту эпоху обозначались греческим словом «о́рос» (греч. ὅρος —

«предел», «граница»), или латинским «терминус» (лат. terminus).
Слайд 36

Догмат, или орос — предел, или граница вероучения, — должен

Догмат, или орос — предел, или граница вероучения, — должен был, как граница дороги,

вернуть христианскую мысль в верное русло, разграничить истинное церковное учение и еретическое.
Слайд 37

Догмат и догматическая формула

Догмат и догматическая формула

Слайд 38

Следует различать понятия догмата как такового и догматической формулы. Догмат

Следует различать понятия догмата как такового и догматической формулы. Догмат в своей

сущности неизменен, он содержит богооткровенную истину, данную Самим Богом, и именно поэтому его нельзя изменять по воле человеческого разума.
Слайд 39

Однако догматическая формула может изменяться. Это так называемый способ выражения

Однако догматическая формула может изменяться. Это так называемый способ выражения вероучительной

истины, словесная оболочка догмата, которая может дополняться и видоизменяться, не затрагивая при этом заключённого в ней догматического смысла, сути.
Слайд 40

Так, формулировка догмата о Пресвятой Троице, установленного на I Вселенском

Так, формулировка догмата о Пресвятой Троице, установленного на I Вселенском Соборе, была

дополнена на II Вселенском Соборе.
Слайд 41

Догмат и теологумен Наряду с понятием «догмат» в богословии существуют понятия «теологумен» и «частное богословское мнение».

Догмат и теологумен Наряду с понятием «догмат» в богословии существуют понятия «теологумен»

и «частное богословское мнение».
Слайд 42

Теологумен — также вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не

Теологумен — также вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не являющееся обязательным

для всех верующих. Он должен основываться на высказываниях святых Отцов Церкви.
Слайд 43

Частное богословское мнение при этом — размышление, мнение отдельного богослова,

Частное богословское мнение при этом — размышление, мнение отдельного богослова, прямо не

противоречащее догматам, не обязательно встречающееся у Отцов Церкви.
Слайд 44

Догмат таким образом стоит безусловно выше теологуменов и частных богословских мнений.

Догмат таким образом стоит безусловно выше теологуменов и частных богословских мнений.

Слайд 45

В православной догматике принимаются догматы, определённые в оросах Вселенских Соборов,

В православной догматике принимаются догматы, определённые в оросах Вселенских Соборов, принимаемых Восточной

церковью. Это не исключает появления новых догматов в дальнейшем, при условии составления их Вселенским Собором, который в Православной церкви не собирался с 787 г.
Слайд 46

Свойства догматов

Свойства догматов

Слайд 47

1. Теологичность (вероучительность) — свойство догматов по содержанию, то есть

1. Теологичность (вероучительность) — свойство догматов по содержанию, то есть что догмат содержит

только учение о Боге и Его домостроительстве. В догматах не определяются истины нравоучительные, литургические, исторические, естественно-научные и т. д.
Слайд 48

2. Богооткровенность — свойство догматов по способу их получения. Это

2. Богооткровенность — свойство догматов по способу их получения. Это означает, что

догматы не выводятся логическим путём, а происходят из Божественного Откровения, то есть даются человеку Самим Богом.
Слайд 49

3. Церковность — свойство догматов по способу их существования и

3. Церковность — свойство догматов по способу их существования и сохранения. Это

означает, что догматы могут существовать только во Вселенской Церкви, и вне её догматы, как основанные на Откровении, данном всей Церкви, не могут возникать. Именно Церковь, на Вселенских Соборах, имеет право закреплять за теми или иными вероучительными истинами именование догматов.
Слайд 50

4. Общеобязательность — свойство догматов по отношению к ним членов

4. Общеобязательность — свойство догматов по отношению к ним членов Церкви. Догматы

выступают в роли правил и норм, не признавая которые, нельзя являться членом Церкви.
Слайд 51

Наиболее известные догматы в православии

Наиболее известные догматы в православии

Слайд 52

В православной Церкви не определено количество догматов, как и границы

В православной Церкви не определено количество догматов, как и границы между

ними: в одном догмате могут заключаться и другие догматы
Слайд 53

Догмат о Пресвятой Троице. Догмат о сотворении мира. Догмат об

Догмат о Пресвятой Троице. Догмат о сотворении мира. Догмат об ангелах. Догмат о грехопадении. Догмат о приснодевстве Пресвятой Богородицы. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса

Христа. Догмат об Искуплении человечества от греха. Догмат о Крестных страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа.
Слайд 54

Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Догмат об

Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Догмат об исхождении Святого Духа. Догмат о единой (одной),

святой, соборной Церкви и преемственности в ней учения и священства от апостолов. Догмат о таинствах Церкви. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее. Догмат о божественной энергии или о Благодати
Слайд 55

Догматы с 1 по 15 содержатся в Никео-Цареградском Символе веры.

Догматы с 1 по 15 содержатся в Никео-Цареградском Символе веры. Приняты на I

Никейском и дополнены на II Вселенском Соборе в Константинополе.
Слайд 56

Догмат о грехопадении (повреждённости духовной природы всего человечества, вслед за

Догмат о грехопадении (повреждённости духовной природы всего человечества, вслед за Адамом)

неявно вытекает из Никео-Цареградского Символа веры, но также является неотъемлемой частью православного вероучения.
Слайд 57

Последний догмат о благодати принят на Пятом Константинопольском соборе 1351 года.

Последний догмат о благодати принят на Пятом Константинопольском соборе 1351 года.

Слайд 58

Никео-Цареградский Символ веры является единой догматической формулой, подразделяющейся на 12 членов, содержащих догматическую основу христианства.

Никео-Цареградский Символ веры является единой догматической формулой, подразделяющейся на 12 членов,

содержащих догматическую основу христианства.
Имя файла: Догмат-и-связанные-с-ним-понятия.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0