Содержание
- 2. Жертвоприношения в ветхозаветный исторический период. Прообразы Искупительной Жертвы Христа в иудейском обрядовом законодательстве.
- 3. Для того чтобы лучше уяснить смысл выражения: «Искупительная Жертва», необходимо, в первую очередь, разобраться в том,
- 4. Итак, жертвоприношение – это одна из важнейших форм многообразных религиозных культов древности. Известно, что жертвоприношения играли
- 5. Примерами подобного рода могут, скажем, служить жертвоприношения множества добро-соседствующих и недобро-соседствующих Израилю народностей. Что касается идеологической
- 6. К слову, обряд жертвоприношений известен человеку ещё со времён праведного Авеля и его жестокосердного брата Каина,
- 7. Жертвы приносили: Ной, Авраам, Исаак и другие благочестивые, не очень благочестивые, и даже совсем не благочестивые
- 8. Уникальность иудейского религиозного культа в целом, и жертвоприношений в частности, заключалась, прежде всего, в посвящении их
- 9. В дальнейшем, традиция ежегодного потребления пасхального агнца была сохранена и закреплена в Синайском обрядовом законодательстве. Это
- 10. С «наступлением полноты времени», с Пришествием в мир, служением, Крестными страданиями, Воскресением и Вознесением Спасителя, этот
- 11. Так, этот великий проповедник слова Божия в своём «Послании к Евреям» пишет: «Закон, имея тень будущих
- 12. По соображению архиепископа Аверкия (Таушева), поскольку в рассмотренном месте апостол говорит, что закон был «сенью грядущих
- 13. Примерно в таком же ключе излагает свои рассуждения в «Толковании на послание к евреям святого апостола
- 14. В иудейском восприятии, тому кто приносил жертву Сущему со всею искренностью своих благоговейных чувств, а не
- 15. Для того, чтобы правильно перейти от понимания идеологии ветхозаветных иудейских жертв к пониманию идеологии новозаветной Крестной
- 16. Средство, избранное Богом для восстановления или искупления человека и значение этого средства.
- 17. Бог нашел для восстановления человека такое средство, в котором милость и истина Его сретостеся, правда и
- 18. Средство это состоит в следующем:
- 19. Второе Лицо пресвятой Троицы, единородный Сын Божий, добровольно восхотел соделаться человеком, принять на себя все грехи
- 20. В Слове Божием это великое дело изображается под образом завета между Богом Отцом и Богом Сыном,
- 21. Средство, самое достойное Бога и Его совершенств! Здесь проявилась Его бесконечная благость: тако бо возлюби Бог
- 22. Проявилась Его бесконечная правда, когда для удовлетворения еe потребовалась такая чрезвычайная, изумительная жертва: смерть Богочеловека, Егоже
- 23. Проявилась Его бесконечная премудрость, которая обрела, таким образом, способ примирить в деле искупления человека вечную правду
- 24. Проявилось Божественное всемогущество, которое в состоянии было сочетать в одно лицо Богочеловека, два, бесконечно расстоящие между
- 25. Но, называя избранное Богом средство для нашего искупления вполне согласным с Его совершенствами, св. Отцы и
- 26. Св. Афанасий великий: «Бог, и совершенно не приходя в мiр, мог только сказать слово, и таким
- 27. Св. Григорий Богослов: «Для нас стал Он (Сын Божий) человеком и принял зрак раба, за наши
- 28. Блаж. Августин: «Для опровержения тех, которые говорят: ужели у Бога не было другого способа к избавлению
- 29. Блаж. Феодорит: «Весьма легко было для Него и без воплощения совершить спасение людей, и одною волею
- 30. Св. Лев: «Праведно милосердие Господа: ибо тогда, как для искупления рода человеческого были у Него неизреченно
- 31. Св. Иоанн Дамаскин: «Он сделался человеком для того, чтобы побежденное победило, Всамогущий мог исторгнуть человека из
- 32. Если же некоторые из св. Отцов и учителей Церкви говорили, что воплощение и смерть Сына Божия
- 33. Участие всех Лиц пресвятой Троицы в деле искупления, и почему воплотился для сего именно Сын?
- 34. Хотя для искупления нашего избрано было, как наилучшее средство, воплощение Сына Божия, но в этом великом
- 35. Такая мысль — а) сама собою вытекает из догмата, что все Лица пресв. Троицы единосущны, имеют
- 36. б) очевидна из тех мест Писания, где Спасителем нашим называется вообще Бог, совершающий наше спасение чрез
- 37. В частности св. Писание представляет следующее отношение Бога Отца и Бога Духа Святого к делу воплощения
- 38. 1) Сын Божий приходил в мир и воплотился от пресв. Девы: и об Отце говорится, что
- 39. 2) Сын Божий крестился, вступая в должность своего общественного служения: и се отверзошася ему небеса, и
- 40. 3) Сын Божий проповедывал, проходя свое общественное служение, — и в тоже время свидетельствовал: мое учение
- 41. 4) Сын Божий творил чудеса для доказательства божественности своего учения и своего посольства, — и говорил:
- 42. 5) Сын Божий, для искупления нас, умер на кресте плотию своею: и Апостол учит, что Отец
- 43. 6) Сын Божий воскрес плотию своею в третий день по смерти, по свидетельству св. Павла (Рим.
- 44. Почему же воплотился именно Сын Божий для совершения нашего спасения, а не Отец и не Дух
- 45. На основании, однакож, того, что открыто нам о божеских Лицах и деле нашего искупления, св. Отцы
- 46. 1) Как Сына. «Отец есть Отец, а не Сын, говорит св. Иоанн Дамаскин, — Сын есть
- 47. Св. Афанасий, приведши изречение Апостола: подобаше ему, егоже ради всяческая и имже всяческая, приведшу многи сыны
- 48. Или вот слова св. Льва, папы римского: «в непостижимом единстве Троицы, у которой все дела и
- 49. 2) Как вечного Слова, которое одно могло возвестить нам о Боге (Иоан. 1, 1. 18). «Иначе,
- 50. 3) Как образа Божия (Евр. 1, 3), по которому создан человек. «Что надлежало делать Богу, спрашивает
- 51. Во всем этом ясно раскрывается мудрое соответствие всех действий Божиих. Как сотворил все Отец чрез Сына
- 52. Побуждение к делу искупления и цель пришествия на землю Сына Божия.
- 53. I. Почему триипостастный Бог благоволил искупить нас, причина этому одна: Его бесконечная любовь к нам грешным.
- 54. В частности здесь проявилась бесконечная любовь:
- 55. а) Бога Отца: о сам явися любы Божия в нас, яко Сына своего единороднаго посла Бог
- 56. б) Бога Сына, который сам свидетельствовал: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит
- 57. в) Бога Духа Святаго: зане тем (Сыном) имамы приведение обоя во едином Дусе ко Отцу (Еф.
- 58. Оттого все дело нашего искупления называется делом милости и благодати: благодатию есте спасени, чрез веру, и
- 59. Св. Отцы и учители Церкви единодушно признавали причиною пришествия в мир Искупителя бесконечную любовь Божию к
- 60. II. Что же касается до цели посольства и пришествия в мир Сына Божия: ее ясно указывает
- 61. И св. Писание подтверждает, что Сын Божий приходил на землю, действительно, не для какой–либо другой цели,
- 62. а) чтобы удовлетворить за нас правде вечной: егоже предположи Бог очищение верою в крови его, в
- 63. б) чтобы очистить нас от грехов: иже дал есть себе за ны, да избавит ны от
- 64. в) чтобы избавить нас от смерти и власти диавола: понеже убо дети приобщишася плоти и крови,
- 65. г) чтобы воссоединить нас с Богом: да вси едино будут: яко же ты, Отче, во мне
- 66. д) чтобы просветить наш разум, помраченный грехом: аз на сие родихся, и на сие приидох в
- 67. е) чтобы исправить нашу волю, удобопреклонную ко греху, и научить ее добрым делам: явися благодать Божия
- 68. ж) чтобы научить нас снова достойно славословить Бога: прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом в
- 69. з) даровать нам живот вечный: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть,
- 70. Эту же цель пришествия на землю Сына Божия исповедывали единогласно св. Отцы и учители Церкви:
- 71. а) св. Ириней : «если бы не надлежало спасти плоть, Слово Божие никогда бы не соделалось
- 72. б) св. Афанасий : «мы послужили поводом к Его пришествию; наше преступление столько возбудило человеколюбие Слова,
- 73. в) св. Григорий Богослов : «какая причина тому, что Бог ради нас приемлет человечество? Та, чтоб
- 74. г) св. Иоанн Златоуст : «будучи Богом, Он не для чего–либо другого принял нашу плоть и
- 75. д) св. Василий великий: «домостроительство Бога и Спасителя нашего о человеке есть воззвание из состояния падения
- 76. е) блаж. Августин: «не было никакой причины к пришествию Христа Господа, кроме той, чтобы спасти грешников;
- 77. ж) св. Григорий великий: «если бы Адам не согрешил, не нужно было бы Искупителю воспринимать нашу
- 78. Таким образом совершенно опровергается ложное учение пелагиан и других неправомыслящих, будто Сын Божий пришел бы на
- 79. Вечное предопределение искупления, и почему не скоро пришел на землю Искупитель?
- 80. I. Судя по тому, что Бог благоволил спасти нас единственно по своей благости, вечной и бесконечной,
- 81. И Слово Божие подтверждает эту истину со всею очевидностию. Обнимая мыслию все дело нашего искупления, св.
- 82. да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия: по предложению век, еже
- 83. Говоря, в частности, об Искупителе Господе Иисусе, называют Его агнцем непорочным, предъуведенным убо прежде сложения мира,
- 84. Говоря, наконец, об нас, за которых пострадал Искупитель, выражаются, что Бог избра нас в нам прежде
- 85. II. Если так, если Всеблагий еще от века, и след. до падения нашего определил искупить нас:
- 86. Ответом на этот вопрос служит все Божественное домостроительство, бывшее до пришествия Искупителя. Св. Отцы и учители
- 87. 1) Надлежало, чтобы люди, в продолжение веков, опытно дознали и, сколько возможно, сильнее почувствовали всю глубину
- 88. 2) Надлежало, чтобы зараза греха, глубоко проникшая природу человеческую, мало–помалу вышла вся наружу, чтобы эта нравственная
- 89. 3) Надлежало предварить людей о пришествии на землю такого чрезвычайного Посланника Божия, каков Искупитель, и сообщить
- 90. 4) Надлежало грешному человечеству предварительно пройти долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех
- 91. «Удивлятися кто может, пишет и один из позднейших учителей православия, яко по преступлении Адамовом нескоро прииде
- 92. Надлежало сперва разными способами и в разных отношениях приготовить род человеческий к приятию от века предопределенного
- 93. Приготовление Богом рода человеческого к принятию Искупителя и вера в Него во все времена.
- 94. Догмат искупления — центральный догмат христианства. Христос есть Искупитель и Спаситель рода человеческого. Вся предыдущая история
- 95. Это приготовление Богом рода человеческого к принятию Искупителя представляет два великие периода: период первый — от
- 96. Необъемлема для человеческого ума вся полнота дела, совершенного Спасителем нашим. Ни описанием, ни перечислением не охватить
- 97. Помня о необъемлемой умом полноте и величии дела Христова — дела спасения мира,—надлежит в возможно большей
- 98. Еще в пророческих книгах Ветхого Завета, отчасти и в псалмах Давидовых, избранный народ еврейский, а в
- 99. “Уже и секира при корне древ лежит: всякое дерево, приносящее добро плода, срубают и бросают в
- 100. О том же говорит Господь и дает ученикам притчу о смоковнице. “Некто имел в винограднике своем
- 101. Подобно этой смоковнице, человеческий род был бесплодным и мог быть поэтому обречен на уничтожение за потерю
- 102. Человечество, в лице лучше своих представителей, знало свой неисполненный долг, тяжелый долг многочисленных прежних поколений и
- 103. И Творец, прежде творения предвидевший падение человека, по Своей безграничной любви и неизреченному милосердию, возжелал и
- 104. Бог Отец послал в мир Сына Своего Единородного. Сын Божий сошел на землю, воплотился и родился
- 105. Он искупил нас: дал новые силы, возродил. Не имея Личного греха, Христос принял на Себя весь
- 106. Плод земного служения Сына Человеческого был настолько обилен, что возместил все прежнее бесплодие человечества, Об этом
- 107. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Иоан. 15:13). “Ибо
- 108. Нравственное приложение догмата.
- 109. 1) Размышляя внимательно о необходимости Божественной помощи для восстановления падшего человечества, — о том, что человек–грешник
- 110. 2) Представляя потом, как Господь Бог действительно явил свою высокую помощь для искупления падшего человечества, как
- 111. 3) Наконец, соображая благоговейною мыслию, какое необычайное средство избрал Бог для нашего искупления, почему воплотился для
- 112. Искупление и освящение.
- 113. Догмат искупления останавливает внимание на первой, искупительной, стороне единого нераздельного дела спасения человека. “Христос не с
- 114. Свв. Отцы нередко ставят вопрос: кому же уплатил наш Искупитель долг за нас? Богу? Диаволу? Идее
- 115. Св. Григорий Богослов рассуждает: “Кому и для чего пролита сия, излаянная за нас, кровь великая и
- 116. Таким образом, на вопрос, кому или чему служила жертва, остается ответ: делу спасения нашего. И дело
- 117. Сама земная жизнь Господа имела не только искупительное значение, но она была и освящением мира. Живя
- 118. В совершеннейшем же виде освящение состоит в том, что Господь открыл путь для вечной блаженной жизни
- 119. “Освобождение от клятв.”
- 120. Кроме общего понятия “искупления нашего,” в Священном Писании говорится об “искуплении от клятвы.” Какая клятва имеется
- 121. Спаситель освободил нас а) от “клятвы Адама” и б) от “клятвы закона.”
- 122. А) Первая клятва указана в 3-ей главе кн. Бытия. При изгнании прародителей из рая Господь сказал
- 123. Б) Вторая клятва указана в кн. Второзакония. Моисей давая своему народу открытие ему Богом законы, чтобы
- 124. Однако закон оставался неисполненным во всей его полноте, и оттого проклятие падало на подзаконных людей. Эту
- 125. Об этом подробное рассуждение содержится в 3 гл. Послания апостола Павла к Галатам: “Все, утверждающиеся на
- 126. Здесь апостол объясняет, что Христос уничтожил правомочность Моисеева закона о клятве, ибо в применении ко Христу
- 127. Закон, как а) не искупавший вины, б) не возрождавший нравственно, в) осудивший по букве Самого Господа,
- 128. Но Спаситель не правом одной власти или силы Божественной отменил данный чрез Моисея закон. Христос его
- 129. Подпадало под подобную клятву и все остальное человечество, “языческое,” не исполнявшее нравственного закона, “написанного в сердцах”
- 130. Истолкование истины искупления получило большую сложность благодаря тому направлению, какое ему было дано в западной богословской
- 131. Это одностороннее истолкование искупления стало господствующим в латинском богословии до настоящего времени. В протестантстве оно вызвало
- 132. Термин “удовлетворение” нашел себе отчасти место в области русского православного богословия, но в измененном виде, а
- 134. Скачать презентацию