Фаворский свет. Сияние нетварных Божественных энергий презентация

Содержание

Слайд 3

КАКОВА ПРИРОДА ТОГО СВЕТА?

Вероучительный вопрос о природе того Света был поставлен в ходе

богословской полемики, состоявшейся в 14 веке между свт. Григорем Палаамой и еретиком Варлаамом Калабрийским.
Варлаам утверждал, что свет Фавора – свет видимый глазами человека, свет, имеющий физическую природу происхождения (солнце, звезды излучают такое же свечение).

Слайд 4

VS.

СВЯТИТЕЛЬ ЕРЕТИК

Слайд 5

Свт. Григорий выработал богословскую позицию по этому вопросу.
Свет Фаворский – не равен свету,

сотворенному Творцом (как солнце, звезды). Глазу человеческому невидим, к материальному миру не относится.
Свет Фаворский – это сияние Самого Бога. Он – нетварный Божественный Свет, предвечно и беспрерывно исходящий из неприступной для человека Божественной сущности.
Этот Свет отчасти может быть познан человеком, если это угодно Господу.

Слайд 6

О СУЩНОСТИ БОГА

Спор с Варлаамом перерос в богословскую полемику о Божественной сущности и

Божественных энергиях.
По учению Святителя – Бог сокрыт , непознаваем и непричаствуем по Своей Божественной сущности. Но тем не менее мы можем приобщиться Ему через посылаемые Им Божественные энергии, действия, силы.
Этими энергиями Бог создал вселенную, промышляет о мире, спасает и освящает человека.
Те из энергий, действием которых Бог спасает человека, принято называть Божественной благодатью.

Слайд 7

По учению святителя Григория Паламы, между сущностью и энергиями в Боге имеется «богодостойное

различие».
Нетварные энергии исходят из неприступной сущности Бога, не отделяясь от неё, но пронизывая собой все мироздание.
Божественные энергии – это Сам Бог, творчески и промыслительно действующий в мире вне Своей сокрытой Божественной сущности.
Христианин может приобщиться Божественным энергиям, однако Божественной сущности он приобщиться не может.

Слайд 8

МНЕНИЕ ЦЕРКВИ

Учение о нетварных Божественной сущности и энергиях было принято Православной Церковью.
Оно основывается

на надежном фундаменте древней святоотеческой традиции.
О фаворском Свете многие отцы говорили в проповедях на Преображения, в гомилиях:
Свт. Иоанн Златоуст, Прп. Ефрем Сирин, Прп. Иоанн Дамакин, Прп. Григорий Синаит, Еп. Василий Селевкийский, Свт. Филарет Московский.

Слайд 9

СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ

Фаворское сияние было
откровенным и зримым
явлением апостолам
Славы Божией –

намного
более яркой чем даже
солнечный свет.

Слайд 10

ПРП. ЕФРЕМ СИРИН

Свет Фавора был Собственным Светом Сына Божия, иходившим из Него Самого,

этот Свет был явлен апостолам в той мере, в какой они могли его вместить.
«Иисус во всем Своем теле, как солнце лучами своими, сиял славой Божества Соего»

Слайд 11

ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН

Преподобный Иоанн именут Фаворский Свет «Светом невещественным»;
Он утверждает, что апостолам здесь

бало явлено Христово «земное тело, блистающее Божественным сиянием, смертное тело, источающее славу Божества»;
Этот Свет, по его мысли, исходил из самой Божественной природы Господа и вместе с тем был явлен в Его обоженной человеческой природе, целиком пронизанной Божественной блогодатью.

Слайд 12

«О, чудо, превосходящее всякий ум! Не снаружи слава присоединилась телу, но изнутри, от

неизреченным образом соединенного с ним ипостасно Пребожественного Божества Бога Слова»

ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН

Слайд 13

ПРП. ГРИГОРИЙ СИНАИТ

Преподобный возвышенно говорит о том, что Фаворский Свет был явлением «облистания

Божества», откровением Его «Божественной и умной, вечной лучезарности», «вечного Света и Божественного сияния». Сам Христос есть «пучина этого Света»

Слайд 14

СВТ. ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

По мысли Святителя Филарета, именно Фаворский Свет привлек Моисей и Илию

на гору Преображения, привел их сюда своим путеводным сиянием, подобно маяку, ко встрече со Христом.
Имя файла: Фаворский-свет.-Сияние-нетварных-Божественных-энергий.pptx
Количество просмотров: 12
Количество скачиваний: 0