Иконография. Праздники презентация

Содержание

Слайд 2

Двунадесятые праздники - 12 важнейших после Пасхи праздников в православии.

Двунадесятые праздники - 12 важнейших после Пасхи праздников в православии.

Посвящены

событиям земной жизни
Иисуса Христа и Богородицы.
(по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября):
Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
Крещение Господне — 6 (19) января;
Сретение Господне — 2 (15) февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
Преображение Господне — 6 (19) августа;
Успение Богородицы — 15 (28) августа.
Слайд 3

Господни праздники

Господни праздники

Слайд 4

Рождество Христово — 25 декабря (7 января) Иисус родился в

Рождество Христово — 25 декабря (7 января)

Иисус родился в Вифлееме, куда

Святое семейство прибыло для участия в переписи населения, устроенной римским императором.
Мест в гостиницах не было, и Дева Мария вместе с Иосифом Обручником устроились ночевать в пещере, где ночевал домашний скот.
Родившемуся Младенцу и Богоматери Деве Марии пришли на поклон местные пастухи, которым о рождении Спасителя возвестил Ангел Господень и трое волхвов, идущих на свет дивной Вифлеемской звезды, служащей ориентиром.
Слайд 5

Сретение Господне — 2 (15) февраля "Сретение" на старославянском языке

Сретение Господне
— 2 (15) февраля

"Сретение" на старославянском языке означает слово

"встреча«.
В этот день Приснодева Мария с Иосифом Обручником вошли в Иерусалимский храм с Младенцем Иисусом, где на ступеньках храма их встретил старец - первосвященник Симеон.
Сцена встречи Симеона Богоприимца со Святым Семейством в Иерусалимском храме символизирует встречу Ветхого и Нового завета и приход в мир христианства.
Слайд 6

Крещение Господне — 6 (19) января Крещение Иисуса Христа Иоанном

Крещение Господне
— 6 (19) января

Крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем, состоявшееся

в священных водах реки Иордан.
Евангелие от Иоанна рассказывает о том, что во время крещения на Спасителя снизошёл Святой Дух в обличье голубя, а глас с небес произнёс: "Сей есть Сын мой возлюбленный, и в Нём Моё благоволение!".
Слайд 7

Преображение Господне — 6 (19) августа В этот день в

Преображение Господне — 6 (19) августа

В этот день в Галилее на

горе Фавор Господь Бог явил трём своим ученикам - апостолам Иоанну Богослову, Иакову Зеведееву и Симону Петру свою триединую сущность.
Во время молитвы Иисус преобразился - лицо его воссияло как солнце, а одежды стали белыми. Рядом с Иисусом возникли пророки Моисей и Илия, с которыми Спаситель начал беседу о Его исходе, который состоится в Иерусалиме. Над испуганными апостолами собралось светлое облако, давшее тень на гору Фавор и раздался голос из него: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё Благоволение, слушайте Его!"
Значение Преображения в одновременном явлении людям Святой Троицы: Бога-Отца(Голос), Бога-Сына(Иисус Христос), Бога-Святого Духа(облако).
В России принято ещё одно распространённое название этого праздника - Яблочный Спас.
Слайд 8

Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой (переходящий) В

Вход Господень
в Иерусалим —
воскресенье перед Пасхой
(переходящий)

В этот день

Иисус Христос верхом на осле въезжал в Иерусалим. Простой народ горячо приветствовал Его, зная о чуде воскрешения Лазаря. Дорогу Иисусу местные жители устилают собственной одеждой и пальмовыми ветвями, восклицая: "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израильский!" В Иерусалимском храме Иисус Христос изгоняет торговцев из храма, воскликнув им: "Храм Мой есть дом молитвы, а не вертеп разбойников!" и совершает многочисленные чудеса исцеления больных.
В России этот праздник имеет второе название - Вербное воскресенье.
Слайд 9

Пасха Сошествие во Ад главный праздник богослужебного года (переходящий) В

Пасха
Сошествие во Ад
главный праздник богослужебного года
(переходящий)

В православной традиции икона “Сошествие

во ад” символизирует Воскресение Христа. На многих иконах, изображающих сошествие Христа в ад, есть надпись: "Воскресение Христово". Согласно Евангелиям Иисус Христос после распятия и смерти сошел в преисподнюю и освободил заключенные там души праведников. Это произошло в Великую субботу перед Пасхальным воскресеньем. Икона считается пасхальной и традиционно участвует в пасхальной литургии.
Фигура Христа, изображенного на иконе, окружена особым сиянием — сферой, которая разделяет жизнь до Нового завета (пещера за сферой) и после Нового завета, в которой Христос воскрес и воскресил мертвых.
Правой рукой Христос держит Адама,
левой - Еву в красном одеянии.
Фигуры с коронами — ветхозаветные цари, фигуры с нимбами — избранные святые.
Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны — мрачное пространство преисподней.
Слайд 10

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг

Вознесение Господне
— 40-й день после Пасхи,
всегда в четверг (переходящий)

Вознесение

Господне - тот самый день, когда плоть Иисуса Христа вознеслась на небо, подтвердив тем самым свою Божественную природу.
Часто на иконах Вознесения Господня, входящих в иконографию двунадесятых праздников, изображён отпечаток стопы Спасителя, оставленный им на одном из камней Елеонской горы, с которой Он и вознёсся на небо.
Слайд 11

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в

День Святой Троицы
— 50-й день после Пасхи,
всегда в воскресенье


(переходящий)

День Святой Троицы - празднуется в 50-й день после Пасхи, праздник, также именуемый как Сошествие Святого Духа.
По преданию, на десятый день после Вознесения Господня, на апостолов, собравшихся в Сионской горнице, где проходила Тайная Вечеря, снизошёл Святой Дух - поднялся сильный шум и ветер, заполнивший собой всё пространство горницы, и явились многочисленные языки огненные, которые нашли себе дом в каждом из апостолов, после чего ученики Иисуса смогли разговаривать и понимать другие языки человечества.
Благодаря знанию других языков апостолы смогли разделиться и пойти проповедовать Его учение в других странах и на других континентах.

Слайд 12

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в

День Святой Троицы
— 50-й день после Пасхи,
всегда в воскресенье


(переходящий)

Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:
12 апостолов, причём место Иуды Искариота обычно занимает не Матфий, а Павел; иногда – Богородица. Пустое место между Петром и Павлом напоминает о присутствии Святого Духа — отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. В верхней иконы части обычно изображаются лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — основанный на библейском описании (Деян. 2:3) способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесенный из описания Крещения Господня. В нижней части, внутри подковообразной композиции оставлено тёмное пространство, обозначающее первый этаж дома в Иерусалиме, под горницей, где произошло событие. Оно может оставаться не заполненным, ассоциируясь таким образом с пустой гробницей Христа и будущим воскресением мёртвых либо с миром, ещё не просвещённым апостольской проповедью Евангелия. На средневековых миниатюрах здесь обычно изображались толпы народа из разных стран, бывшие свидетелями сошествия Святого Духа. Позже их сменяет фигура царя с двенадцатью малыми свитками на полотне. Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей.

Слайд 13

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в

День Святой Троицы
— 50-й день после Пасхи,
всегда в воскресенье


(переходящий)

День Святой Троицы - празднуется в 50-й день после Пасхи, праздник, также именуемый как Сошествие Святого Духа. По преданию, на десятый день после Вознесения Господня, на апостолов, собравшихся в Сионской горнице, где проходила Тайная Вечеря, снизошёл Святой Дух - поднялся сильный шум и ветер, заполнивший собой всё пространство горницы, и явились многочисленные языки огненные, которые нашли себе дом в каждом из апостолов, после чего ученики Иисуса смогли разговаривать и понимать другие языки человечества. Благодаря знанию других языков апостолы смогли разделиться и пойти проповедовать Его учение в других странах и на других континентах.

Слайд 14

Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября Отмечаются события, связанные

Воздвижение
Креста Господня
— 14 (27) сентября

Отмечаются события, связанные с крестом,

на котором распяли Иисуса - обретение Креста Господня и его возвращение. Обретение Креста Господня связывают с именем матери императора Константина - Еленой,
которая в возрасте 80 лет прибыла в Палестину для отыскания чудесных реликвий Страстей Христовых. Во время раскопок на Голгофе был обнаружен Гроб Господень, где лежали орудия Страстей Христовых: крест, четыре гвоздя и табличка "I.N.R.I"("I.N.Ц.I" в православии - Иисус Назорей, Царь Иудейский), написанную Понтием Пилатом.
В честь обретения Креста Господня Константин I повелел воздвигнуть в Иерусалиме большой храм Воскресения Христова, в который вместились Голгофа с Гробом Господним.
Через 300 лет персидский царь Хозрой II вторгся в Иерусалим, разграбил все храмы и увез с собой и Крест Господень в качестве военного трофея. И только при императоре Ираклии, победившем персов, происходит торжественное Возвращение Креста Господня из Персии в Иерусалим.
Слайд 15

Богородичные праздники

Богородичные праздники

Слайд 16

Рождество Богородицы — 8 (21) сентября Родители Девы Марии праведный

Рождество
Богородицы
— 8 (21) сентября

Родители Девы Марии праведный Иоаким и

праведная Анна до самой старости были бесплодны и горевали по этому поводу. Однажды Иоаким ушёл молиться в пустыню и там ему явился Ангел Господень, сообщивший о будущем рождении у того "потомства, о котором буду говорить во всём мире." Обрадованный Иоаким поспешил обратно в Иерусалим, где его у городских ворот уже ждала Анна, которую также посетил ангел с новостью о будущем зачатии Богородицы. После появления ангела с доброй вестью, праведная Анна дала обет посвятить ребёнка Богу, какого бы пола он ни родился. Через девять месяцев Анна родила от Иоакима дочь.
Слайд 17

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря)

Введение во храм
Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря)

Иоаким и

Анна дали обет посвятить своего долгожданного ребёнка Богу, и когда Деве Марии исполнилось три года, родители повели её в Иерусалимский Храм.
Там, на ступеньках Храма её встретил дальний родственник - первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя (Предтечи).
В храме Мария проводила всё время за рукоделием и молитвами, изучая Священные тексты вместе с другими праведными девами.
Слайд 18

Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля) Явления архангела

Благовещение
Пресвятой Богородицы
— 25 марта (7 апреля)

Явления архангела Гавриила
Деве

Марии с вестью о будущем рождении от неё Сына Всевышнего, которого будут звать Иисус.
Мария выслушала архангела Гавриила и покорно согласилась, молвив:
"Я раба Божья, да будет Мне по слову Твоему".
В этот момент на Деву Марию снизошёл Святой Дух и Дева Мария непорочно зачла.
Слайд 19

Успение Богородицы — 15 (28) августа

Успение Богородицы —
15 (28) августа

Слайд 20

Успение Богородицы — 15 (28) августа Мария после Вознесения Господня

Успение Богородицы —
15 (28) августа

Мария после Вознесения Господня продолжала жить

в Иерусалиме, пребывая в молитвах, пока не явился к ней архангел Гавриил с ветвью райского дерева в руках и сообщил о скором её успении.
Богоматерь, решив попрощаться перед отходом в мир иной со всеми апостолами, взмолилась к Господу Богу и тот совершил очередное чудо:
ангелы собрали всех учеников Иисуса, проповедующих Его учение на всех концах света, и на облаках доставили их к дверям дома Богородицы.
Пречистая, отдав последние распоряжения и попрощавшись с близкими людьми, приготовилась к успению.
В этот момент в комнате, где находилась Богородица возник ярчайший свет Божественной славы, в котором избранные увидели Христа со всеми Силами бесплотными, праведниками и праведными душами и Пречистая Дева Мария скончалась.
Слайд 21

Покров Пресвятой Богородицы - 1 (14) октября. В царствование Льва

Покров
Пресвятой Богородицы
- 1 (14) октября.

В царствование Льва VI Философа (886

– 911) в 910 году, во время вторжения сарацин в пределы Греческой империи, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь в 1-ый день октября во Влахернском храме
Константинополя, во время всенощного воскресного пения видели в воздухе чудное явление Пресвятой Девы Богородицы, окруженной как венцом пророками, Апостолами и Ангелами, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным своим омофором (покровом). Сподобившийся этого видения Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», - отвечал ему Епифаний.
Видение прославлено было сперва молящимися в храме, потом во всем Константинополе. Жители города, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных вторжением сарацин. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны.
Греческая Церковь такого праздника не знает.
Имя файла: Иконография.-Праздники.pptx
Количество просмотров: 19
Количество скачиваний: 0