Ислам как духовная основа арабо-мусульманской презентация

Содержание

Слайд 2

План:

1. Формирование и развитие Арабского халифата;
2. Ислам как духовная основа арабо­мусульманской культуры;
3. Течения

в исламе: суннизм, шиизм и суфизм.

Слайд 3

Формирование и развитие Арабского халифата

Арабо-­мусульманская культура была создана арабскими племенами (от араб. смелый

наездник), населявшими Аравийский полуостров и находившимися на весьма невысоком уровне развития.
В социальном плане арабы делились на две части: городское население, основным занятием которого была торговля, и кочевники-бедуины («люди кочевой жизни»), которые разводили верблюдов и другой скот. Первоначально арабская цивилизация сосредоточивалась в оазисах, которые были торговыми центрами для кочевых племен.

Слайд 4

Религия доисламской Аравии была языческой, каждое племя верило в своего бога-­покровителя, совершая жертвоприношения

его каменному идолу, которых насчитывалось около 360, что не способствовало объединению арабов.

Слайд 5

Масджид аль-Харам (араб. – заповедная (запретная) мечеть) — главная и крупнейшая в мире мечеть, во внутреннем

дворе которой находится главная святыня ислама — Кааба. Расположена в Мекке в Саудовской Аравии.

Слайд 6

Одним из средств объединения многочисленных арабских племен в единое государство стала новая религия

– ислам. По­арабски «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» (араб. предавший себя Аллаху, во множественном числе — «муслимун»).

Слайд 7

Мухаммед (570-632) – арабский политический и религиозный деятель, проповедник единобожия и центральная фигура

ислама. Являлся основателем и главой уммы (мусульманской общины, которая в ходе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове).
Согласно исламскому вероучению, последний пророк и посланник Аллаха, которому было ниспослано священное писание — Коран.

Слайд 8

Аль-Масджид ан-Набави (араб – Мечеть Пророка‎) — мечеть в Медине, являющаяся второй святыней

в исламе после Заповедной мечети в Мекке (мечеть Аль-Акса в Иерусалиме — третья). Место погребения пророка Мухаммеда.

Слайд 9

«Мухаммед — посланник Бога» — надпись на воротах Мечети Пророка в Медине

Слайд 10

После своей смерти в 632 г. Мухаммед оставил своим преемникам (халифам) сильное, быстро

растущее государство.
Первые четыре халифа считаются «праведными» — Абу Бекр (632-634), Омар (634-644), Осман (644-656), Али (656-661).

Слайд 11

В VIII в. появилась огромная держава – Арабский халифат, который включил в себя,

помимо Аравии, Северную Африку, Испанию, Месопотамию, Армению, Албанию, Среднюю Азию и Индию

Слайд 12

Арабский халифат

Первые халифы

Династия Омейядов (661-750)
Центр. область халифата – Сирия;
Столица - Дамаск

Династия Аббасидов
(750-1258)
Центр. область

халифата – Месопотамия;
Столица - Багдад

Слайд 14

Но в халифате в силу религиозных разногласий никогда не было монолитного единства, всегда

были сильны центробежные тенденции. Они в конце концов привели к тому, что халифат с конца IX в. оказался разделен на множество практически самостоятельных государств, которыми правили султаны и эмиры, лишь номинально признающие верховную власть багдадского халифа.
В XI в. власть в регионе захватили тюрки (туркмены) из рода Сельджукидов, пришедшие из Великой степени под натиском монголов и продержавшиеся у власти до XIII в. – нашествия монголов.
Затем в тюркском мире утвердились Османы. Так начала формироваться будущая Турция – полуевропейская­полуазиатская империя, сохранявшаяся практически в неизменном виде до начала XX в.

Слайд 15

Ислам как духовная основа арабо­мусульманской культуры

Коран (араб. – священная книга мусульман.
Слово «Коран»

происходит от арабского «чтение вслух», «назидание» (Коран, 75:16-18). Согласно исламскому вероучению, он был передан путём откровения пророку Мухаммеду и является Последним Заветом для человечества.

Рукопись Корана VII в.

Слайд 16

Коран состоит из 114 глав – сур, каждая из которых содержит одно откровение.

После вводной «открывающей» суры (Аль­-Фатиха) суры расположены по убывающей, от самой длинной к самой короткой. Суры состоят из стихов – аятов. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного».

Слайд 18

Шариат (араб. – правильный путь, образ действия) – комплекс предписаний, определяющих убеждения, а

также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман.
Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной пророка Мухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.

Слайд 19

Мусульманская культура практически не признает замкнутости, пропагандируя принцип социальной мобильности. Человек может быть

рожден рабом, но случай, дарованный ему Аллахом, сделает его эмиром или султаном.
Единственность и абстрактная всеобщность Аллаха, его вечное существование делают его подобным иудейскому богу. В этих условиях любое изображение божества воспринимается как покушение на религию.
Не менее святотатственным представляется мусульманину также изображение людей и животных, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только богу. Поэтому ислам запрещает изображение всех живых существ, что коренным образом повлияло на искусство Арабского Востока.

Слайд 20

Течения в исламе: суннизм, шиизм и суфизм

Суннизм – одно из основных направлений

ислама. Второе направление носит название – шиизм. Отличительной чертой суннизма является признание не только Корана, но и Сунны. Сунна (в переводе с арабского — "поведение", "образ действий") — свод правил, который регулирует все стороны жизни правоверного мусульманина, на основе преданий о действиях и изречениях пророка Мухаммеда.
Другое принципиальное отличие от шиизма — отвержение постулата о духовных истоках халифата, и не признание чудесных свойств за потомками пророка.

Слайд 22

Суфизм (от араб. шерсть) – мусульманский мистицизм, до сих пор пользующийся большим уважением

в исламском мире. В основе его лежал аскетический идеал, презрение к земным благам, стремление к мистическому слиянию с Аллахом.

Слайд 23

Танец суфиев дервишей

Слайд 24

Внешне это находило свое выражение в ношении грубого плаща из овечьей шерсти –

суфы, давшего название всему движению.
Суфии отказывались от обязательных для всех мусульман обрядов и условностей (намаз и пр.), а заменяли их обрядом радения (коллективным молением с хождением по кругу) – зикром, который должен был способствовать слиянию с божеством, мистическому экстазу.
Идеи суфизма находили свое воплощение как в многочисленных философских и богословских сочинениях (теоретиком суфизма был аль­Тазали, считавший суфизм самой сутью ислама), так и в поэтических произведениях (рубаи Омара Хайяма).
Имя файла: Ислам-как-духовная-основа-арабо-мусульманской.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0