История религий. Введение презентация

Содержание

Слайд 2

50 баллов = 10 (контрольная работа (3-5 стр. печатного или

50 баллов =
10 (контрольная работа (3-5 стр. печатного или рукописного

текста) «Политеистическая религия»: анализ одной религии на выбор (древние египтяне, древние греки и римляне, шумеры, ассирийцы, вавилоняне, восточные славяне, древние германцы, древние скандинавы, кельты, майя, ацтеки, марийское язычество, верования хантов и манси и т.д.) по определенному плану:
Религиозное сознание (во что верили? Кому поклонялись?)
Религиозные действия (культовая практика – обряды, праздники, жертвоприношения и т.д. Как поклонялись?)
Религиозная организация
5 (ответы на вопросы после просмотра фильма «Загадки Красного Дракона»)
5 (ответы на вопросы после просмотра фильма «Маленький Будда»)
10 (презентация «Христианские сюжеты и образы в искусстве»)
10 (презентация «Мечети мира, России, Казани»)
10 (выступление на круглом столе «Современные нетрадиционные религиозные движения»)
Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Христианство (1 век до н.э.) Иисус Христос Библия = Ветхий

Христианство (1 век до н.э.)

Иисус Христос
Библия = Ветхий Завет+ Новый завет
Западная

Европа, Латинская Америка, Россия, США
Слайд 9

христианство

христианство

Слайд 10

ИСЛАМ (7 век, Аравийский полуостров)

ИСЛАМ
(7 век, Аравийский полуостров)

Слайд 11

Индуизм (2 тыс. до н.э., Индия)

Индуизм (2 тыс. до н.э., Индия)

Слайд 12

Сансара – круг бытия, круговорот жизни и смерти, чувственный материальный

Сансара – круг бытия, круговорот жизни и смерти, чувственный материальный мир
Брахман

– мировая душа, абсолют, духовная основа этого мира
Атман – духовная сущность человека, душа
Карма – закон, регулирующий череду перерождений в сансаре, закон воздаяния, сумма добрых и злых поступков
Мокша – освобождение, выход из сансары и из-под действия кармического закона

Сансара – круг бытия, круговорот жизни и смерти, чувственный материальный мир
Брахман – мировая душа, абсолют, духовная основа этого мира
Атман – духовная сущность человека, душа
Карма – закон, регулирующий череду перерождений в сансаре, закон воздаяния, сумма добрых и злых поступков
Мокша – освобождение, выход из сансары и из-под действия кармического закона

Слайд 13

БУДДИЗМ (6-5 вв. до н.э.)

БУДДИЗМ (6-5 вв. до н.э.)

Слайд 14

Место: северо-восточная Индия Время: 6-5 век до н.э. Распространение: Тибет,

Место: северо-восточная Индия
Время: 6-5 век до н.э.
Распространение: Тибет, Китай, Япония, Шри-Ланка

(4 век н.э., храниться зуб Будды), Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджия, Бирма (Мьянма)
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

РЕЛИГИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

РЕЛИГИИ
СОВРЕМЕННОГО
МИРА

Слайд 19

Национально- государственные религии Синто (Япония) Индуизм (Индия) Иудаизм (евреи) Сикхизм,

Национально- государственные религии

Синто (Япония)
Индуизм (Индия)
Иудаизм (евреи)
Сикхизм, джайнизм (Индия)
Даосизм, конфуцианство (Китай)
Зороастризм
(Иран)

Слайд 20

Слайд 21

Отличительные особенности мировых религий: исповедуются несколькими этносами и в нескольких

Отличительные особенности мировых религий:

исповедуются несколькими этносами и в нескольких государствах;
обращаются с

проповедью ко всем людям независимо от их этнического и социального происхождения;
акцент перемещается с коллективной религиозной жизни на индивидуальную;
мировая религия впитывает и усваивает элементы местных религиоз­ных верований, культов, традиций и обычаев по мере удаления от места возникновения;
5) мировыми принято считать три религиозные системы – буддизм (возникает в VI – V вв. до н.э.), христианство (возникает в I в.) и ислам (возникает в VII в.).
Слайд 22

Религии Монотеистические (единобожие): Ислам Иудаизм Христианство Политеистические (многобожие): Синто Индуизм Даосизм

Религии

Монотеистические
(единобожие):
Ислам
Иудаизм
Христианство

Политеистические
(многобожие):
Синто
Индуизм
Даосизм

Слайд 23

Определение религии остаётся одной из проблем философии религии. Современное религиоведение

Определение религии остаётся одной из проблем философии религии. Современное религиоведение в

целом предлагает не менее 250 определений религии. Эти определения чрезвычайно многообразны. В отношении общего понятия религии возможны две крайние позиции: радикальный теизм и крайний атеизм. Условно говоря, все имеющиеся в наличии и возможные определения религии расположены на одной шкале, "полюсами" которой являются строго атеистические и строго теистические (теологические) определения.
На атеистическом "полюсе" мы найдём такие определения, которые представляют религию либо иллюзией, либо психической патологией.
На противоположном "полюсе" - теологические (религиозные) определения; они, как правило, представляют религию в виде такой связи человека и Бога, которая понимается и как "завет", и как "союз", и как "жизненное отношение".
Слайд 24

Relegere = «относиться с особым почтением, поклоняться» Religare = «связывать, соединять»


Relegere = «относиться с особым почтением, поклоняться»
Religare = «связывать, соединять»

Слайд 25

Существует более 250 определений религии. «Религия есть организованное поклонение высшим

Существует более 250 определений религии.
«Религия есть организованное поклонение высшим

силам» (С.Н. Трубецкой) Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.
«Религия есть стык видимого положения вещей с невидимым» (У.Джеймс)
«Религия есть, - или по крайней мере притязает быть художницей спасения, и дело ее - спасать... Она спасает нас от нас,- спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса... Спасение в психологическом смысле слова, есть равновесие душевной жизни». (П.А. Флоренский (1882-1937) православный богослов и философ).
«Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. вещам отдельным, запретным; эта система верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью всех тех, кто признает эти верования и обряды"(Э. Дюркгейм (1858-1917) французский социо­лог и философ).
«Религию можно считать общечеловеческим навязчивым неврозом... благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасно­сти, известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невро­за".(3. Фрейд (1856-1939) австрийский психолог, невропатолог и психиатр).
«Под «религией» я понимаю любую систему взглядов, действий которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивидуальную систему ориентации и объект поклонения».(Э. Фромм (1900-1980) немецко-американский философ, социолог и психолог).
«Вера в вездесущность чего-то, что превосходит разум» (Спенсер)
«Усилие к постижении непостижимого, к выражению невыразимого, устремление к бесконечному» (М.Мюллер)
«Высшие и последние ценности, которые признает человек над собой и выше себя» (С.Н.Булгаков)
«Религия есть опыт священного» (И.Вах)
«Религия – это состояние захваченности предельным интересом, которые делает все остальные интересы предварительными и содержит в себе ответ на вопрос о смысле жизни» (Л.Тиллих)
Слайд 26

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание,

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
религиозное сознание, которое

может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые),
религиозные организации.
Слайд 27

Слайд 28

Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Вера - это

Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера.
Вера - это особое

психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки.
Слайд 29

ВЕРА – убеждение в истинности какого-либо знания при отсутствии доказательств

ВЕРА – убеждение в истинности какого-либо знания при отсутствии доказательств его

истинности. Вера – особое эмоционально - психологическое состояние (психологическая установка) полного признания какого-либо утверждения без доказательств. Вера – активное эмоциональное и оценочное личностное отношение к своему предмету, захватывающее волевой процесс. Разум не требует ничего принимать на веру. Эмоции служат заменой разумного обоснования. Вера всегда иррациональна.
Предмет веры – гипотетические представления, образы, не получившие статуса объективной истины.
Предмет религиозной веры – сверхъестественное, не подчиняющееся законам окружающего мира, находящееся по ту сторону эмпирической реальности.
Вера в существование сверхъестественного (как считает большая часть ученых)– минимум религии. Хотя в ранних формах религии, индуизме, буддизме – нет представлений о сверхъестественном.
ВЕРОУЧЕНИЕ – систематизированное изложение веры в догматах.
ДОГМАТ – формула вероучения, считающаяся неоспоримой.
Слайд 30

Dei Filius, non pudet, quia pudendum est; et mortuus est

Dei Filius, non pudet, quia pudendum est;
et mortuus est Dei

Filius, prorsus credibile est, quia ineptum est;
et sepultus resurrexit, certum est, quia impossibile.
(De Carne Christi V, 4)
«Сын Божий распят; мы не стыдимся, хотя это постыдно.
И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно.
И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно»
(из сочинения Тертуллиана «О плоти Христа»)
Слайд 31

О соотношении разума и веры из книги В.Г.Глушко «Вера и

О соотношении разума и веры из книги В.Г.Глушко «Вера и разум»

(СПб, 1998):
Вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Апостол Павел)
Верую, ибо невозможно. Верую, ибо абсурдно. (Тертуллиан)
Верю, чтобы понимать. (Августин, Ансельм Кентерберийский)
Понимаю, чтобы верить. (П.Абеляр)
Быть трезвым и ничему не верить. (Лукиан)
Хоть знаю, но не верю. (Я.Княжин)
***
«Вера - уверенность в ожидаемом и убежденность в вещах невидимых» (Библия. К евреям 2:1)
***
«Верить в бессмертие души – значит желать, чтобы душа была бессмертной, но желать с такой силой, чтобы это желание могло растопить разум и пойти дальше него» (Мигель де Унамуно)
Слайд 32

КУЛЬТ Культ (cultus (лат.) – уход, почитание) – совокупность символических

КУЛЬТ

Культ (cultus (лат.) – уход, почитание) – совокупность символических действий с

помощью которых верующий пытается повлиять на вымышленные (сверхъестественные) или реально существующие объекты;
- социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы.
- «Вера, ставшая зримой».
Цель – ощутить связь с божественным, с объектом веры; культ – «мост, соединяющий верующих с богом».
Слайд 33

Формы культовой практики коллективные богослужения, жертвоприношения, молитвы, посты, праздники, мистерии,

Формы культовой практики
коллективные богослужения,
жертвоприношения,
молитвы,
посты,
праздники, мистерии,
обряды жизненного цикла,
посвящения,
паломничества,


тайные церемонии,
медитации,
камлания,
песнопения,
танцы,
трапезы,
спортивные игры…
Слайд 34

Средства культовой деятельности: - культовое здание - религиозное искусство -

Средства культовой деятельности:
- культовое здание
- религиозное искусство
- культовые предметы (крест, свечи,

жезл, церковная утварь, коврик, священнические облачения …
Слайд 35

КУЛЬТ обряды инициации —посвящение к иную социально-возрастную группу; жертвоприношения —

КУЛЬТ

обряды инициации —посвящение к иную социально-возрастную группу;
жертвоприношения — обряд умилостивительного или

благодарственного характера;
таинства и мистерии — обряды «сообщения» благодати;
богослужения — совокупность обрядов, проводимых коллективно и в особо отведенном месте;
посты — религиозные запреты или ограничения на прием пищи либо отдельных ее видов;
общие или индивидуальные очищение и покаяние;
молитвы — обращение к сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага, отвращении зла;
праздники — знаменательные дни, отмечаемые в память о тех или иных событиях и персонажах религиозного плана и сопровождаемые особыми обрядами.
Слайд 36

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов,

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование

у них определённых целей, ценностей, идеалов.
Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций:
1) Выработка систематизированного вероучения;
2) Разработка систем его защиты и оправдания;
3) Руководство и осуществление культовой деятельности;
4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм;
5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.
Слайд 37

Религиозная организация Религиозная организация —объединение на основе общности верований и обрядов верующих, принадлежащих к одной конфессии.

Религиозная организация
Религиозная организация —объединение на основе общности верований и обрядов

верующих, принадлежащих к одной конфессии.
Слайд 38

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта,

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций:
церковь,
секта, харизматический

культ,
деноминация.
Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемой членство.
Слайд 39

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и

священнослужителей на основе изменения вероучения и культа.
Характерными чертами секты являются:
сравнительно небольшое количество последователей,
добровольное постоянно контролируемое членство,
стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни,
претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем” ,
проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим,
отсутствие деления на священнослужителей и мирян,
провозглашение равенства всех членов организации.
Слайд 40

Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей

Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты.

Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы) . Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана) . Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Слайд 41

Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера

Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования

и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты.
От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма.
С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношение различного типа религиозных организаций представлено в таблице.
Необходимо иметь в виду, что приведённая классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковно-образовательные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей эволюции могут превратится в церкви. Так, например, возникли и христианство, и ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуют секты.
Слайд 42

Слайд 43

Функции религии. 1. Мировоззрение – формирование целостной картины мира, месте

Функции религии.
1. Мировоззрение – формирование целостной картины мира, месте и роли

человека в этом мире.
2. Регулятивная – контроль за формами поведения и общения людей, соотнесение их с явлениями священной реальности.
3. Интегративная – это объединение людей на основе системы определенных идей.
4. Легитимизирующая – освящение определенных порядков и традиций, принятых в обществе и придание им статуса безусловной законности.
5. Культуротранслирующая – это сохранение норм и ценностей культуры, передача их от поколения к поколению.
Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Основные функции (роли) религии Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих,

Основные функции (роли) религии
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их

жизни неким особым значением и смыслом.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Некоторые из исследователей полностью отвергают мысль о существовании дорелигиозного периода, а в качестве обоснования своего взгляда утверждают, что «современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное»[26].
Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Понятие «функция религии»[11] в социологическом словаре означает деятельность и направленность

Понятие «функция религии»[11] в социологическом словаре означает деятельность и направленность религии

на индивидов, общество, политический институт. Иначе говоря: является ли религия социальным институтом? Что дает вера каждому индивиду, человеку? Каким образом она влияет на поддержание морального согласия в обществе? Религия, как неотъемлемый элемент гражданского общества, выполняет несколько взаимосвязанных функций. Все религиозные функции принято делить на две группы. К первой относятся специфические функции, то есть присущие только религиозным организациям. Ко второй группе относят общие функции присущие не только религиозным организациям, но различным социально-политическим институтам. Кратко остановимся на наиболее общих и характерных функциях религии, представленных на рисунке 1. «Социальные функции религии».
Рис. 1. Социальные функции религии.
Предназначение любой религиозной организации заключается в том, чтобы оказывать помощь нуждающимся. Человек верит в то, что бог поможет ему в трудной жизненной ситуации, легко разрешит сложный вопрос, накажет зло, восторжествует справедливость, добро. Когда терпение человека на пределе ему на помощь приходит религия, она помогает ему поверить в себя, обрести потерянную любовь поверить в бога. Утешение дарит ему спокойное существование на земле. Эта функция религиозных организаций называется компенсаторная[12]. Прихожане, которые связывают свою жизнь с церковью, религиозной общиной свято верят в то, что их мерзкие добрые дела найдут место в загробном, потустороннем мире, и они будут бессмертны, а их жизнь будет истинный рай на небесах.
Всё чаще и чаще члены нашего общества нуждаются в том, чтобы кто- то их выслушал, дал совет, поддержал их в любых начинаниях. Всё это они могут найти в храмах. Религиозные служители выслушают нуждающихся, утешат, дадут совет, призовут к терпению. Возможно такую миссию помощи, успокоения может оказать любое государственное учреждение, выполняющее социальные функции, но нельзя забывать о том, что:
1) бог – главная идея религии. Его действия тождественны деятельности людей, он гуманен, всех любит, прощает, берёт на себя грехи.
2) все вероучения любые конфессий провозглашают божественные заповеди. У религиозных организаций разные обычаи, обряды, но бог един.
Существующая терапевтическая[13] функция перекликается по смыслу с компенсаторной. Эта деятельность религии направлена на поддержание в человеке внутреннего спокойствия. Прихожан учат владеть собой в любых жизненных ситуациях, анализировать поступки и принимать верные решения.
Нельзя не отметить ещё одну значимую функцию религии – мировоззренческую[14]. Глубокий смысл мировоззрения кроется в понимании окружающего нас мира, умении человека найти место в этом мире. Однако приоритетное значение в жизни отдаётся богу. Служение и вера не отделимы от человека. Всё, что есть у человека и всё что с ним происходит это воля бога. И если глубоко верующий человек не найдет ответы на волнующие его вопросы, если чудо не произойдет, то такой верующий разочаруется в боге. В такой ситуации человек отходит от веры и может стать атеистом. Вот почему для верующих необходима мировоззренческая деятельность религиозных организаций.
Деятельность религиозных организаций незаменима и в регулировании норм и правил поведения. Верующие должны уметь себя вести не только на службах и церковных праздниках, но и в повседневной жизни. Нормы морали и нравственности религиозные организации по крупицам собирали столетия. Именно религиозные организации первыми занималась просветительской деятельностью среди населения.
Новая ступень в развитии государства и общества привела к нравственному упадку, вызвала волну девиации, изменились ценностные ориентиры современного общества. Несмотря на трудности, религия продолжает выполнять коммуникационную[15] функцию. Религиозная организация пытается установить диалог с верующими во время молитв, выполнения обрядов, ритуалов. Религия объединяет людей не только в стенах храма, но и за его пределами. Общение людей в домашних условиях, общность интересов, организация кружков и клубов даёт положительный результат. Верующие, живущие в разных странах, городах, областях, но единые в своих религиозных убеждениях, легко устанавливают контакты друг с другом. Верующие люди легко договариваются и быстрее устанавливают контакты, в различны областях: медицины, образования, экономики, внешней политики. Передают и хранят культурные традиции народов мира.
Значимой, социальной функцией является легитимизация[16]. Очень важно, чтобы деятельность религиозных организаций осуществлялась в рамках правового поля.
Выполняя объединительную функцию, религия выступает механизмом идейной интеграции людей. Условно интегративную[17] деятельность религиозных организаций можно разделить на две группы. Первая группа объединяет людей по конфессиональной принадлежности (православные, буддисты, мусульмане). Вторая группа связанна с определенной формацией, где религия может являться катализатором существующих социальных отношений.
Несомненно, велик вклад религии в развитии культуры. Религия стояла у истоков письменности, книгопечатания, иконописи, живописи, искусства. Причём не всё в области культуры и искусства религия принимала, отчего-то она отказывалась, не воспринимала. Накапливая ценнейший опыт религиозных, культурных ценностей религиозная организация сохраняет и передает его новому поколению
Имя файла: История-религий.-Введение.pptx
Количество просмотров: 23
Количество скачиваний: 0