Канондық құқық дереккөздері презентация

Содержание

Слайд 2

Канондық құқық дереккөздері

В материальдық

В формальді

Адамдар мен институттар

Құқықтық нормаларды
бекітуші
құжаттар,

формалар

Слайд 3

Самые известные из древних правовых систем

Кодекс Хаммурапи,
~1759 до Н.Э., 282 статьи

Закон Моисеев,


~1440 до Н.Э, 10 (613) заповедей

Слайд 4

Системы мусульманского права

Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны

с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).
Основные источники мусульманского права:
Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;
Сунна – мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;
Иджма – соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;
Кияс – современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.

Слайд 5

Индуистское право

Основные источники индусского права:
Дхармашастры – религиозные правила поведения и древние законы;
Веды –

священные тексты брахманизма;
Законы Ману – собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни;
Творец права в религиозной правовой семье – Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.

Слайд 6

Вот, я научил вас постановлениям и законам,
как повелел мне Господь, Бог мой,

дабы вы так поступали
в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею;
итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша
и разум ваш пред глазами народов,
которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут:
только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.
Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его
были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш,
когда ни призовем Его?
и есть ли какой великий народ,
у которого были бы такие справедливые
постановления и законы, как весь закон сей,
который я предлагаю вам сегодня?
(Второзаконие 4:5-8)

ЗАКОН МОИСЕЕВ:

Слайд 7

Божьи заповеди вне времени
Они отражают неизменный Божий характер
- почтение к родителям
- святость жизни
-

верность в браке
- уважение к собственности
- честность
Культура меняется, технологии меняются
Божьи принципы неизменны!
Бог нелицеприятен (Деяния 10:34)
Следование Божьим заповедям – благословение
как для человека, так и для народа

Слайд 8

Следование Божьим заповедям - благословение
как для человека, так и для народа:
«Прославлю прославляющих

Меня,
а бесславящие Меня будут посрамлены»
(1 Царств 2:30)
«Да обратятся нечестивые в ад, -
все народы, забывающие Бога»
(Псалтирь 9:18)
«Блажен народ, у которого Господь есть Бог»
(Псалтирь 32:12)
Только общество,
построенное на неизменных нравственных принципах, способно устоять!

Слайд 9

«О гражданском правлении»
1500 ссылок на Библию
Разграничены правовые сферы (юрисдикции)
Обоснован принцип
разделения ветвей

власти
Развита теория закона как общественного договора

Джон Локк (1632-1704)

1689 - «О гражданском правлении»
(Two Treatises of Government)
1693 - «Мысли о воспитании»
(Some Thoughts Concerning Education)
1695 - «Разумность христианства»
(The Reasonableness of Christianity,
as Delivered in the Scriptures)

Слайд 10

«Поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не

должен
наносить ущерб жизни, здоровью, свободе
или собственности другого;
ибо все люди созданы одним всемогущим
и бесконечно мудрым Творцом;
все они – слуги одного верховного Владыки,
посланы в мир по Его приказу и по Его делу»

Джон Локк (1632-1704)

1689 - «О гражданском правлении»
(Two Treatises of Government)
1693 - «Мысли о воспитании»
(Some Thoughts Concerning Education)
1695 - «Разумность христианства»
(The Reasonableness of Christianity,
as Delivered in the Scriptures)

Слайд 11

ЧЕТЫРЕ ПРАВОВЫЕ СФЕРЫ В БИБЛИИ

1) Личность

2) Семья

3) Церковь

4) Государство

Слайд 12

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ СФЕР В БИБЛИИ
Праведность (этические принципы)
Забота о бедных
Справедливый суд для бедных

Л
+

С
+

Ц
+
+

Г
+
+

Забота церкви

о неимущих – 205 указаний в Библии!
Забота правительства о неимущих – ни одного!

Слайд 13

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ СФЕР В БИБЛИИ
Праведность (этические принципы)
Забота о бедных
Справедливый суд для бедных
Наказание преступников

(Рим.13:1-6)

Л
+

С
+

Ц
+
+

Г
+
+
+

Ф. Гойя. «Трибунал инквизиции» (1812-1819)

Слайд 14

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ СФЕР В БИБЛИИ
Праведность (этические принципы)
Забота о бедных
Справедливый суд для бедных
Наказание преступников

(Рим.13:1-6)
Воспитание детей (Еф.6:4)

Л
+

С
+
+

Ц
+
+

Г
+
+
+

Наши дети принадлежат Богу,
а не государству.
Не министерство образования,
а мы в ответе за формирование их мировоззрения

Слайд 15

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ СФЕР В БИБЛИИ
Праведность (этические принципы)
Забота о бедных
Справедливый суд для бедных
Наказание преступников

(Рим.13:1-6)
Воспитание детей (Еф.6:4)
Забота о пожилых (Мк.7:11-12)

Л
+

С
+
+
+

Ц
+
+

Г
+
+
+

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!
И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
(Иоанна 19:26,27)

Слайд 16

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ СФЕР В БИБЛИИ
Праведность (этические принципы)
Забота о бедных
Справедливый суд для бедных
Наказание преступников

(Рим.13:1-6)
Воспитание детей (Еф.6:4)
Забота о пожилых (Мк.7:11-12)
Совершение святых (Еф.4:12)
Благовестие народам (Мф.28:19-20)

Л
+

С
+
+
+

Ц
+
+
+
+

Г
+
+
+

Слайд 17

- на жизнь
- на свободу
- на обладание собственностью
- на распоряжение собственностью
- на самозащиту
-

на исповедание веры
- на богослужение
- на мировоззрение
- на выражение своего мнения
- на собрания
- на объединения
- на семью
- на труд
- на достойную жизнь
- на получение выгоды
- на передвижение
- на товарообмен
и т..д.

Неотъемлемые права:

Слайд 18

Но почему знающие благо должны творить его?
Само по себе знание ни к

чему не обязывает
Впоследствии («Законы») Платон заключает: благо трансцендентно
Атеисты не могут быть хорошими гражданами
Совершенная воля Бога – единственное объяснение «нравственного закона»

Платон («Государство»):
Знающие благо будут любить его и стремиться к нему
Добродетель – необходимое условие познания блага

знание блага

добродетель

Слайд 19

ЧЕТЫРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В БИБЛИИ

супружеская измена (Левит 20:10),
изнасилование (Второзаконие 22:25-27),


близкородственные связи (Левит 20:14),
кровосмешение (Левит 20:11-12, 17, 21),
проституция (Левит 19:29, 21:9),
гомосексуализм (Левит 18:22,20:13),
убийство (Бытие 9:6, Исход 21:12-14, Левит 24:17, Числа 35:9-34),
похищение людей (Исход 21:16, Второзаконие 24:7),
клятвопреступление (Второзаконие 19:15-21),
скотоложство (Исход 22:19, Левит 20:15-16),
поджог (Исход 22:6),
инфантицид (Исход 21:22-24, Иеремия 32:35), и т.д.

1) Нравственный закон: что есть добро, и что – зло

Нравственные принципы неизменны - они отражают Божий характер
Мерзость перед Богом:

Слайд 20

ЧЕТЫРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В БИБЛИИ

1) Нравственный закон: что есть добро, и что –

зло

2) Церемониальный закон: путь к праведности

К месту, какое изберет Господь, Бог ваш,
из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите…
Там вы не должны делать … каждый,
что ему кажется правильным…
Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте,
которое ты увидишь; но на том только месте,
которое изберет Господь, в одном из колен твоих,
приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе.
(Второзаконие 12:5,8,13-14)

Церемониальный закон устанавливается Богом
Его положения – вне юрисдикции человека

Слайд 21

ЧЕТЫРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В БИБЛИИ

1) Нравственный закон: что есть добро, и что –

зло

2) Церемониальный закон: путь к праведности

«Закон - это лишь тень тех благ, которые ожидают людей в будущем, а не сами эти блага. Поэтому Закон не может сделать совершенными тех, кто приходит, чтобы постоянно, из года в год, приносить те же самые жертвы.
Если бы Закон был в состоянии это сделать, то разве они не перестали бы приносить свои жертвы? Поклоняющиеся были бы очищены раз и навсегда, и больше не чувствовали бы вины за свои грехи. Но эти жертвы служат для того, чтобы из года в год напоминать о грехе, потому что кровь быков или козлов не может устранять грехи»
(Евреям10:1-4, МБО)

Церемониальный закон упразднен жертвой Христа!

Слайд 22

ЧЕТЫРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В БИБЛИИ

1) Нравственный закон: что есть добро, и что –

зло

2) Церемониальный закон: путь к праведности

«И потому, что Он исполнил волю Божью,
мы были раз и навсегда освящены
принесением в жертву тела Иисуса Христа.
Каждый священник изо дня в день выполняет
свои обязанности, вновь и вновь принося
одни и те же жертвы, не способные удалить грехи.
Этот же Первосвященник принес одну жертву за грехи, действенную вовеки, и сел по правую руку от Бога … Одной жертвой Он навсегда сделал освящаемых совершенными» (Евреям 10:10-12,14, МБО)

«На безгрешного Бог возложил вину за грех людей,
чтобы в Нем мы стали праведными перед Богом»
(2 Коринфянам 5:21, МБО)

Слайд 23

ЧЕТЫРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В БИБЛИИ

1) Нравственный закон: что есть добро, и что –

зло

2) Церемониальный закон: путь к праведности

3) Общественный закон: «социальный договор»

- Правила дорожного движения
- Гражданский кодекс
- Налоговый кодекс
- Трудовой кодекс
- Жилищный кодекс
- Таможенный кодекс
и т.п.

«Принцип большинства» применим исключительно к общественному закону Он не распространяется ни на моральный, ни на церемониальный закон

Слайд 24

ЧЕТЫРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В БИБЛИИ

1) Нравственный закон: что есть добро, и что –

зло

2) Церемониальный закон: путь к праведности

3) Общественный закон: «социальный договор»

4) Юридический закон: судебное право

Юридический закон определяет степень наказания
за те или иные преступления закона

Левит 24:19-22. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего,
тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом,
око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека,
так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти (юридический закон).
Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца;
ибо Я Господь, Бог ваш (нравственный закон).

Слайд 25

ЧЕТЫРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В БИБЛИИ

1) Нравственный закон: что есть добро, и что –

зло

2) Церемониальный закон: путь к праведности

3) Общественный закон: «социальный договор»

4) Юридический закон: судебное право

Тора – универсальный закон Израиля
Галаха (613 заповедей Торы) включает в себя
все четыре законодательные сферы
Общественный и юридический закон даны через Моисея так же, как нравственный и церемониальный

Слайд 26

ТОРА – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАКОН ИЗРАИЛЯ
Цель – сохранение национальной идентичности евреев
Общественный и юридический и

церемониальный закон служили «оградой» для нравственного закона

С приходом Мессии общественный закон
утратил оградадительную функцию
и является продуктом общественного договора

Он (Христос) есть мир наш,
соделавший из обоих
(евреев и язычников) одно
и разрушивший стоявшую посреди преграду
(Ефесянам 2:14)

До пришествия веры мы заключены были под стражею (охраной) закона
(Галатам 3:23)

Слайд 27

ТОРА – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАКОН ИЗРАИЛЯ

Им говорили: «вот - покой, дайте покой утружденному, и

вот успокоение».
Но они не хотели слушать. И стало у них словом Господа:
заповедь на заповедь , заповедь на заповедь, правило на правило,
правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут,
и упадут навзничь, и разобьются , и попадут в сеть и будут уловлены.
(Исаия 28:12,13)

«Сейчас они посвящают себя
исключительно этой Галахе,
и Израиль окружен "сетью Галахи"
настолько, что его не может
достичь ни один лучик солнца …
Традиция этического учения Израиля –
это оазис в пустыне Галахи»
Готтлиб Кляйн (1852-1914)

Современный иудаизм – «ограда вокруг Торы»

Слайд 28

ЧЕТЫРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В БИБЛИИ

1) Нравственный закон: что есть добро, и что –

зло

2) Церемониальный закон: путь к праведности

3) Общественный закон: «социальный договор»

4) Юридический закон: судебное право

Тора – универсальный закон Израиля
Для античного иудея нравственный, церемониальный, общественный и юридический закон нераздельны
Религия неотделима от политики

Слайд 29

ЧЕТЫРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В БИБЛИИ

1) Нравственный закон: что есть добро, и что –

зло

2) Церемониальный закон: путь к праведности

3) Общественный закон: «социальный договор»

4) Юридический закон: судебное право

Церемониальный закон упразднен жертвой Христа
Положения общественного и юридического закона могут быть обусловлены культурой и традициями
Нравственный закон неизменен!

Слайд 30

МОНАРХИЯ: БИБЛЕЙСКИЕ ПРИНЦИПЫ

1) Бог не рекомендует своему народу поставлять царя
2) Царь должен сделать

собственный список Закона,
постоянно изучать и неуклонно исполнять его (конституционализм):
«Когда он сядет на престоле царства своего,
должен списать для себя список закона сего с книги,
находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него,
и пусть он читает его во все дни жизни своей,
дабы научался бояться Господа , Бога своего,
и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его,
и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево,
дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его
посреди Израиля» (Второзаконие 17:18-20)
3) Между Богом, царем и народом заключается
трехсторонний завет (4 Царств 11:17, 2 Царств 5:3).
Люди следуют за царем, только если он следует за Богом.
(Цари Израиля постоянно игнорировали эти требования)

Слайд 31

Библейские основания конституционализма

И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых , и

испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим.
И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо,
как брата с братом, так и пришельца его;
не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого,
ибо суд - дело Божие
(Второзаконие 1:15-17)
Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим,
чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона,
не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи,
дабы ты был жив и овладел землею,
которую Господь, Бог твой, дает тебе"
(Второзаконие 16:18-20)

Слайд 32

ОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ИЗРАИЛЯ

1) Храм (институционализм)

Элита – священники и левиты

2) Тора (конституционализм)


Элита – книжники и учителя Закона

Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты,
что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею,
и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя,
есть больше всех всесожжений и жертв.
Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему:
недалеко ты от Царствия Божия
(От Марка 12:32-34)

Слайд 33

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ ИИСУСА

Три составляющие успешного правления:
- хлеб
- зрелища
- контроль

Три составляющие искушения Иисуса:
- хлеб
-

зрелища
- контроль

«Если Ты – Сын Божий»
(сделай камень хлебом, бросься вниз, сойди с креста):
- докажи, что так
- воспользуйся этим во благо Себе

Иисус не делает хлебов во благо Себе,
но преумножает хлеба на благо голодных

Слайд 34

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ ИИСУСА

Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на

земле.
Итак идите, научите все народы, крестя их
во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам;
и се, Я с вами во все дни до скончания века
(От Матфея 28:18-20)

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его,
и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери,
снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
Потом влил воды в умывальницу
и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
(Иоанна.13:3-5)

Иисус – верховный Правитель
Он – постоянная угроза тем политикам,
которые не желают этого признавать

Слайд 35

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ ИИСУСА

Каково безмерное величие Его силы в нас,
верующих под действием Его

безграничной силы.
Этой же силой Бог произвел действие и во Христе,
когда воскресил Его из мертвых
и посадил по правую руку от Себя на небесах,
выше всяких начальств, властей, сил и господств
и выше всякого имени, упоминаемого
не только в этом веке, но и в будущем.
Бог все покорил под ноги Христа,
поставил Его, владыку всего,
главой Церкви, которая является Его телом,
полнотой Того, Кто наполняет все во всем.
(Ефесянам 1:19-23, МБО)

Политики временно исполняют свои обязанности
ХРИСТОС ПРАВИТ ВОВЕКИ

Слайд 37

ИСТОЧНИКИ
Бартон Дэвид. Библейские принципы гражданского правления. Семинар. - Киев, 2014
Гайслер Норман, Питер Бокино.

Непоколебимые основания. - Симферополь: Христианский научно-апологетический центр, 2003. - 400 с.
Головин Сергей. В Поисках воли Божьей. - Симферополь: Христианский научно-апологетический центр, 20014. - 120 с.
Локк Джон. Два трактата о правлении. // Сочинения: в 3 т. – Т.3. – М: Мысль, 1988. Сс 137-405.
Сторки Алан. Иисус и политика . - Черкассы: Коллоквиум, 2008 . - 416 с.
Имя файла: Канондық-құқық-дереккөздері.pptx
Количество просмотров: 57
Количество скачиваний: 0