Слайд 2
Слайд 3
О жизни и чудесах блаженной Матроны
(1885-1952)
Её могила находится на московском Даниловском
кладбище. Могила стала местом паломничества верующих со всех концов России.
Слайд 4
На Руси всегда любили и почитали больных, калек, убогих, несущих свою
немощь без ропота, а с благодарностью Богу. Их смиренное «лежание» или «сидение» воспринималось народным сознанием как подвижничество или юродство Христа ради. Так было и во времена расцвета благочестия, и во времена смутные, безбожные. В эпоху гонений на веру значение таких людей в Церкви возрастает: духовно слабые ищут у них утешение и учатся христианскому терпению скорбей.
Слайд 5
Парализованные, или безногие, или слепые, нуждающиеся в посторонней помощи, часто
не имеющие собственного угла … Мир считает их несчастными страдальцами – Церковь именует блаженными. Они не от мира сего, они именно люди Божии, вырванные болезнью из житейской суеты и поставленные лицом к лицу с миром духовным.
Слайд 6
На таких блаженных сбывается слово Писания:» .. сила Моя совершается в
немощи». Убогие, они помогают внешне более благополучным, потому что стоят близко к Богу и многое могут вымолить у Него, как «свои». Чрез них действует всеисцеляющая благодать Божия. Лишенные житейских радостей, они часто становятся обладателями духовных дарований: дара рассуждения, прозорливости, исцеления болящих, изгнания бесов, молитвы за весь мир ...
Слайд 7
Одним из таких светильников Божиих, горящих во тьме греховной мира,
в ХХ веке была (и есть, поскольку у Бога все живы) блаженная Матрона.
Слайд 8
В 1885 году в селе Себене Епифанского уезда Тульской губернии
в бедной крестьянской семье родилась слепая девочка, при крещении названная Матроной (в честь преподобной Матроны, память которой празднуется 9/22 ноября).
Слайд 9
Родители её Дмитрий и Наталья Никоновы, уже имели троих детей
(двух сыновей и дочь), и четвертый ребенок, при такой материальной нужде, когда и печку топили соломой, по-черному, был в семье прежде всего лишним ртом. Поэтому мать еще до рождения нежеланного ребенка задумала было избавиться от него. Разумеется, об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской среде не могло быть и речи. Зато во множестве существовали приюты, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей.
Слайд 10
В один из таких приютов, находящийся в соседнем селе, Наталья Никонова
и решилась определить будущее дитя. Однако, как рассказывают, перед родами она получила некое предупреждение: еще не родившаяся дочь явилась ей во сне - в образе небесной птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами. Приняв вещий сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать слепую девочку в приют: своё «дитя несчастное» она будет любить и жалеть.
Слайд 11
О крещении Матроны рассказывают удивительные вещи. Со слов очевидцев, их дети
и внуки упоминают о дивном благоухании, наполнившем церковную сторожку, когда младенца поместили в воду; кто-то даже видел столб ароматного дыма, поднявшийся в это время над купелью. Рассказывают даже о внешнем, телесном знаке избранности - нерукотворном нательном крестике (на груди девочки была выпуклость в виде креста) ...
Слайд 12
Матрона была не просто слепой - она вовсе не имела
глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что привидилась матери во сне. Конечно, такой ребёнок не мог стать полноправным участником игр сверстников. Дети чаще всего безжалостны к немощным и убогим. Матрону они дразнили и даже издевались над нею: девочки постарше стегали беспомощного ребёнка крапивой, зная, что Матрона не увидит, кто её обижает, и не пожалуется; они сажали её в глубокую яму и с жестоким любопытством наблюдали, как она наощупь, с трудом выбиралась оттуда и брела домой. Поэтому Матрона с ранних лет начала сторониться детей и даже перестала выходить из дома на улицу.
Слайд 13
Девочка подрастала, и всё заметнее становилась её незаурядная одарённость. Уже в
раннем младенчестве Матрону влекло святое, небесное. Рассказывают, что по ночам она пробиралась в красный угол, каким-то непостижимым образом клала их на стол и в тишине играла с ними. Видимо, уже тогда она находила утешение в духовной беседе со святыми.
Слайд 14
По достижении Матроной шести-семи лет окружающие стали замечать, что убогой девочке
открыто то, что сокрыто от взрослых, житейски опытных благополучных, зрячих. Например, что ей ведомы не только их тайные грехи и преступления, но и мысли. Что она предчувствует наступление опасности, предвидит стихийные и общественные бедствия. Что по её молитве люди получают утешение в скорбях и исцеление от телесных недугов. К Матроне стали ходить и ездить посетители, как всегда ходят к тому, от кого получают реальную помощь.
Слайд 15
Прошло ещё немного времени, и Господь , посещающий Своих избранников
скорбями, лишил Матрону великого утешения бывать на церковной службе: на семнадцатом году жизни у неё внезапно отнялись ноги. Она стала «сидячей» И сидение продолжалось до самой смерти, то есть ещё 50 лет.
Между тем наступили времена, давно предсказанные Матроной: революция, раскулачивание. В 1925 году она перебирается в Москву, скитается по родным и знакомым.
Слайд 16
Внешне её жизнь текла однообразно: днём она принимала людей, практически ни
на минуту не оставаясь одна, а ночью, в покое и тишине, молилась. Подобно древним подвижникам, Матрона по-настоящему, «всерьёз» никогда не укладывалась спать – лишь дремала, лёжа на боку, «на кулачке».
Говорят, в день у неё бывало по сорок посетителей, приходивших каждый со своею бедою. Своей душевной или телесной болью.
Слайд 17
Какой запомнилась блаженная Матрона людям, знавшим её лично? Маленькой, как ребёнок.
С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки (или поджав их под широкую юбку), на кровати или сундуке… Пушистые волосы на прямой пробор…Крепко сомкнутые веки…Доброе, светлое лицо…Ласковый голос.
Слайд 18
2 мая 1952 года Матрона скончалась. 4 мая при большом
стечении народа состоялось отпевание и похороны блаженной Матроны. По её желанию, Матушка была погребена на Даниловском кладбище, «чтобы слушать службу». Пожив жизнь как странница и гостья, не имевшая собственного угла, блаженная Матрона и похоронена была в чужой ограде: место ей дала знакомая, служительница храма Ризоположения.