Содержание
- 2. Природа (греч.φύσις - «природа, естество»)
- 3. 1. В самом широком смысле слова обозначает все, что существует объективно, независимо от нашего сознания: «природа
- 4. 2. В более узком смысле означает некоторый род вещей (существ), обладающих тождественными качественными характеристиками. При этом
- 5. Сущность (греч.οὐσία — «сущность, существо, субстанция», лат. essentia)
- 6. Сущность - представляет собой причастие жен. рода настоящего времени от глагола ἑιμι (быть) и означает участие
- 7. Понятие сущности чего-либо выводится из набора отличительных свойств, присущих всем существам данного рода, посредством которых все
- 8. Такие свойства называются существенными свойствами или атрибутами (лат.аttribuo — «наделять»). Природа
- 9. Именно существенные свойства «делают» вещь тем, чем она является. Природа
- 10. Энергия (греч.ἐνέργεια — «действие, деятельность, активность, сила, мощь, энергия, сила в действии, осуществленная действительность»)
- 11. Энергия -в философском смысле — всякая активность вещи. В православном учении - «нетварная и природная благодать
- 12. Причастность Богу есть причастность Его энергии. Энергия
- 13. Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις, «сущность»)
- 14. Ипоста́сь - термин, используемый в христианском (преимущественно Восточном) богословии для обозначения одной из личностей Триединого Бога:
- 15. Термин широко применяется и в философском учении Плотина, правда в другом значении, подразумевающем некую сущность или
- 16. Так, один из трактатов Плотина носит название: «О трёх изначальных ипостасях» (у неоплатоников это Благо, Ум
- 17. Отцы-каппадокийцы начинают использовать термин, чтобы подчеркнуть глубину бытия каждого лица Святой Троицы, что не позволяют термины
- 18. Василий Великий определял отношение ипостаси к сущности, как отношение особого (частного) к общему. Ипостась
- 19. Позже эта интерпретация признается богословски не вполне точной, так как индивидуум также относится к сущности-природе как
- 20. Согласно учению каппадокийцев, сущность Божества и её отличительные свойства (неначинаемость бытия и Божеское достоинство) принадлежат всем
- 21. В итоге, понятие ипостась (личность) обретает смысл только в сравнении с сущностью, причем обозначается парадоксальным образом,
- 22. Ипостась, сущность, энергия
- 23. Различение — реальное различение — между Божественной «сущностью» и Божественной «энергией» стало неминуемым в контексте учения
- 24. Все эти аспекты учения о воле Божией будут в повестке дня во время споров Григория Паламы
- 25. Вывод, к которому он, по необходимости, пришел, таков: «Три начала присущи Богу: сущность, энергия и триада
- 26. Такое тройственное различение выглядит неизбежным, если отбрасывается августиновский вариант учения о Троице и предпочитается каппадокийский. Ипостась
- 27. Ибо, по сути, если Лица есть лишь отношения, внутренне присущие Сущности, то откровение Божие, если оно
- 28. Но если, напротив, Лица отличаются от Сущности, Которая у них общая, но трансцендентная и недоступная человеку,
- 29. Это отдавание Богом Себя и есть Божественная «энергия»; Живой и Личный Бог есть несомненно деятельный Бог.
- 30. Мы видели, что учение об «энергиях» в византийской традиции являлось центральным как для понимания творения, так
- 31. Отказываясь сводить Бытие Бога к философскому понятию простой «сущности», византийская мысль утверждала полную и различимую действительность
- 32. Эти два «умножения», тем не менее, не совпадают. Ипостась сущность, энергия.
- 33. Терминология, принятая учением об энергиях в его связи с тремя Ипостасями, окончательно установилась в паламитском синтезе
- 34. Так, жизнь есть общее имя Отца, Сына и Духа, но предведение не зовется ни жизнью, ни
- 35. Поэтому каждая из этих реальностей, которые мы перечислили, принадлежат одновременно Отцу, Сыну и Духу; но они
- 36. Напротив, Отец, есть надлежащее имя одной единственной Ипостаси, но оно проявляется во всех энергиях. … И
- 37. Таким образом, Бог в Своей полноте вполне воплотился, Он неизменно соединен со всеми людьми… Божественной природой
- 38. Поэтому также, через каждую из Его энергий можно участвовать во всей полноте Бога… Отца, Сына и
- 39. Тройственное различение — сущность, ипостась, энергия — есть не разделение бытия Божия; оно отображает таинственную жизнь
- 40. Формулировкам Паламы, появившимся в XIV в., предшествовали богословские определения, относившиеся к тому же тройственному различению. Ипостась
- 41. В 1156 и 1157 гг. в Константинополе заседали два поместных собора, занимавшиеся вопросом о том, предлагается
- 42. Сотерих, богослов, подвергся тогда осуждению за то, что считал акты предложения и приятия составляющими ипостасные характеристики
- 43. И, конечно, византийские литургии Василия и Иоанна Златоуста содержат в качестве молитвы обращенние ко Христу: «Ты
- 44. Тайна ипостасной жизни, как она открылась в Воплощении и в акте Искупления, выражена и в византийском
- 45. Следовательно, даже если один Отец есть Тот, к Кому обращается Евхаристическая молитва, сам акт «приятия» жертвы
- 46. Тайна Воплощения состоит в том, что Божественная Ипостась Логоса приняла также и роль предлагаемого, жертвы, приводя
- 47. Ипостасное, личное существование подразумевает «открытость», которая делает возможным для Воплощенного Логоса «предлагать» и «принимать», быть человеком
- 48. Ипостасное, личное существование подразумевает «открытость», которая делает возможным для Воплощенного Логоса «предлагать» и «принимать», быть человеком
- 50. Скачать презентацию