Слайд 2
![1. Общие характеристики первобытной культуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-1.jpg)
1. Общие характеристики первобытной культуры
Слайд 3
![Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописьменная Главная ее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-2.jpg)
Первобытная культура – это культура доклассовая, догосударственная, дописьменная
Главная ее характеристика –
гомогенность – отсутствие ценностного плюрализма и социальных групп с различными интересами
Слайд 4
![Недостаток источников для изучения приводит к быстрым изменения в знании](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-3.jpg)
Недостаток источников для изучения приводит к быстрым изменения в знании о
первобытности. (в 70-е гг. время появления человека на земле – 1 млн. лет назад, сейчас – ок. 3,5 млн. лет назад)
Источники – археологический материал, этнографический материал (фольклор, эпос), существующие в наше время примитивные сообщества.
Как отдельный тип культуры первобытность была выделена в 19 веке, когда начались широкомасштабные археологические раскопки, были найдены памятники эпохи и написаны первые научные работы. (Э. Тайлор «Первобытная культура», 1871, Л. Морган «Древнее общество», 1877)
Слайд 5
![Процесс гоминизации - переход от животного к человеку: от инстинкта](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-4.jpg)
Процесс гоминизации - переход от животного к человеку:
от инстинкта и
рефлекса к неопределенности знания – принятия решения на основе стратегий предсказания будущего:
Стратегия подражания (магия, колдовство)
Систематическое наблюдение пространственно-временных связей и зависимостей (приметы)
Умозаключения по аналогии (очеловечивание природы)
Слайд 6
![Знания и умения человека: Счет, меры длины, высоты, количества –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-5.jpg)
Знания и умения человека:
Счет, меры длины, высоты, количества – на
основе отождествления с человеческим телом.
Использование растений для собственных нужд - еды, приготовления лекарств и т.д.
Умения ориентироваться в пространстве (география).
Изготовление лука и стрел, копьеметалки (физика)
Изготовление лекарств, красок, обработка шкур (химия)
Лечение ран, ушибов, удаление зубов и т.п. (медицина)
Слайд 7
![2. Духовная культура первобытного общества](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-6.jpg)
2. Духовная культура первобытного общества
Слайд 8
![Для первобытной культуры характерен синкретизм – т.е. неразделенность различных видов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-7.jpg)
Для первобытной культуры характерен синкретизм – т.е. неразделенность различных видов культурной
практики. Трудовые операции, художественная деятельность и магические обряды переплетаются между собой.
Слайд 9
![Универсальной системой, определяющей ориентацию человека в природе и обществе является миф (от греч. сказание).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-8.jpg)
Универсальной системой, определяющей ориентацию человека в природе и обществе является миф
(от греч. сказание).
Слайд 10
![Функции мифа обеспечивает единство, гармонию человека с миром через очеловечивания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-9.jpg)
Функции мифа
обеспечивает единство, гармонию человека с миром через очеловечивания враждебных и
неизвестных сил природы.
сохраняет все познания и представления человека о мире.
гармонизирует жизнь человеческого коллектива, определяет место каждого его члена, обеспечивает социальную преемственность.
Слайд 11
![Типы мифов Космогонические мифы – о сотворении мира.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-10.jpg)
Типы мифов
Космогонические мифы – о сотворении мира.
Слайд 12
![Антропогонические мифы – о сотворении человека.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-11.jpg)
Антропогонические мифы – о сотворении человека.
Слайд 13
![Мифы о катастрофах – где отражаются представления о цикличности времени.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-12.jpg)
Мифы о катастрофах – где отражаются представления о цикличности времени.
Слайд 14
![Мифы о культурных героях – богах, людях или животных, которые дают человечеству блага цивилизации.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-13.jpg)
Мифы о культурных героях – богах, людях или животных, которые дают
человечеству блага цивилизации.
Слайд 15
![С мифами тесно связаны ритуалы, которые выступают основной формой актуализации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-14.jpg)
С мифами тесно связаны ритуалы, которые выступают основной формой актуализации мифа
и формой социального бытия человека.
Ритуал – строго регламентированная последовательность действий, имеющих символическое значение.
Слайд 16
![Ритуалы перехода (А. ван Генеп) ритуалы территориального перехода (порог, снимать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-15.jpg)
Ритуалы перехода
(А. ван Генеп)
ритуалы территориального перехода (порог, снимать обувь)
ритуалы беременности
(что можно и что нельзя делать)
ритуалы рождения (омовение, крещение)
ритуалы инициации – вступления во взрослую жизнь (связан с испытанием, переживанием боли)
ритуалы женитьбы (выкуп, установление целомудрия невесты)
ритуалы дарения и обмена (подарок должен быть отдарен, патлач)
ритуалы смерти и погребения (омовение, порядок похорон)
Слайд 17
![Ранние формы религии Анимизм (anima - душа) – вера в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-16.jpg)
Ранние формы религии
Анимизм (anima - душа) – вера в существование нематериального
двойника человека – душу и вера в одушевленность явлений мира.
Слайд 18
![Тотемизм («его род») – вера в кровнородственную связь человека с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-17.jpg)
Тотемизм («его род») – вера в кровнородственную связь человека с животным
или растением. В отношении тотема существует система табу (запретов).
Слайд 19
![Фетишизм (талисман) – вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-18.jpg)
Фетишизм (талисман) – вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов.
Слайд 20
![Главным способом влияния человека на мироздание и попыткой подчинить его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-19.jpg)
Главным способом влияния человека на мироздание и попыткой подчинить его своим
интересам является магия – совокупность обрядов и действий, воздействующих на мир через двойники или символы явлений.
Слайд 21
![Особым видом магии является шаманизм – вера в способность перевоплощения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-20.jpg)
Особым видом магии является шаманизм – вера в способность перевоплощения и
контакт со сверхчувственным миром.
Во время ритуала камлания шаман («тот, кто знает») впадает в магический транс, и его душа совершает экстатические «путешествия».
Искусство шамана обеспечивают ему высокий авторитет, дающий возможность порой объединять в себе власть шамана и вождя.
Слайд 22
![3. Первобытное искусство Искусство представлено мегалитами - культовыми сооружениями из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-21.jpg)
3. Первобытное искусство
Искусство представлено мегалитами - культовыми сооружениями из камней и
изобразительным искусством (рисунок, рельеф, скульптура)
Слайд 23
![Кромлехи – ансамбли из камней вокруг центрального камня Стоунхендж, Англия (4-1 т. л.до н.э.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-22.jpg)
Кромлехи – ансамбли из камней вокруг центрального камня
Стоунхендж, Англия (4-1
т. л.до н.э.)
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-23.jpg)
Слайд 25
![Дольмены – вертикальные камни, перекрытые горизонтальным камнем. Менгиры – длинные вертикальные камни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-24.jpg)
Дольмены – вертикальные камни, перекрытые горизонтальным камнем. Менгиры – длинные вертикальные
камни
Слайд 26
![Современные друиды выполняют в Стоунхендже свои ритуалы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-25.jpg)
Современные друиды выполняют в Стоунхендже свои ритуалы
Слайд 27
![Российский Стоунхендж. Культовый комплекс из кромлехов, открытый в 1993 г.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-26.jpg)
Российский Стоунхендж. Культовый комплекс из кромлехов, открытый в 1993 г. в
Карелии на горе Воттоваара. Датируется 2 тыс. лет до н.э.
Слайд 28
![В изобразительном искусстве в качестве материала используются различные породы камня,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-27.jpg)
В изобразительном искусстве в качестве материала используются различные породы камня, глина,
дерево, рога и кость, в качестве краски - сажа, разноцветная охра.
Скульптура:
-каменные или костяные изображения животных (медведь из пещеры Монтеспан (Франция);
- «палеолитические Венеры» - женские фигурки
Живопись:
- наскальные рисунки в пещерах Ляско, Монтеспан, Фон де Гом во Франции, Альтамир в Испании и др.
Слайд 29
![скульптура "Венера Виллендорфская"](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-28.jpg)
скульптура "Венера Виллендорфская"
Слайд 30
![рисунки в пещере Ляско (Франция)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-29.jpg)
рисунки в пещере Ляско (Франция)
Слайд 31
![Голова быка из пещеры Ляско](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-30.jpg)
Голова быка из пещеры Ляско
Слайд 32
![Фрагмент из пещеры Ляско](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-31.jpg)
Слайд 33
![рисунки в пещере Альтамир (Испания),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-32.jpg)
рисунки в пещере Альтамир (Испания),
Слайд 34
![рисунок бизона в пещере Альтамир](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/39255/slide-33.jpg)
рисунок бизона в пещере Альтамир