Проблема истины в философии. Абсолютная и относительная истина презентация

Содержание

Слайд 2

Истина Добро Смысл жизни Справедливость

Истина

Добро

Смысл жизни

Справедливость

Слайд 3

Истина «Относительное» знание «Абсолютное» знание Незнание Знание

Истина

«Относительное» знание

«Абсолютное» знание

Незнание

Знание

Слайд 4

Многоликость истины Логическая истина Абстрактная истина Спекулятивная истина

Многоликость истины

Логическая истина

Абстрактная истина

Спекулятивная истина

Слайд 5

Глава 1. Проблема истины в истории философии

Глава 1. Проблема истины в истории философии

Слайд 6

Парменид: истинное бытие «Одно и то же – мышление и

Парменид: истинное бытие

«Одно и то же – мышление и то, о

чем мысль»

Истина – бытие рассудка

Бытие истинно, если оно подчиняется требованиям истинного мышления (законам логики); мышление истинно, если оно укоренено в (истинном) бытии, если оно адекватно этому бытию.

Слайд 7

Платон: истина – это «непотаенность» и правильность «Все течет, все

Платон: истина – это «непотаенность» и правильность

«Все течет, все изменяется»

Двойственность истины:
«идея

добра» есть «причина всего правильного, равно как и всего прекрасного», однако идея добра есть «госпожа, обеспечивающая непотаенность, но также и восприятие».
Слайд 8

Аристотель об истине «…Философия называется знанием об истине» «Истинно утверждение

Аристотель об истине

«…Философия называется знанием об истине»

«Истинно утверждение относительно того, что

на деле связано, и отрицание относительно того, что на деле разъединено; а ложно то, что противоречит этому разграничению… Ведь ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно ложным, а имеются в (рассуждающей) мысли …»
Слайд 9

Послеаристотелевские представления об истине Фома Аквинский Георг Гегель Владимир Соловьев Карл Маркс

Послеаристотелевские представления об истине

Фома Аквинский
Георг Гегель
Владимир Соловьев
Карл Маркс

Слайд 10

Фома Аквинский «Истина в собственном смысле находится в человеческом или божественном рассудке»

Фома Аквинский

«Истина в собственном смысле находится в человеческом или божественном рассудке»

Слайд 11

Георг Гегель Истина есть процесс, процесс самопознавания этой абсолютной идеи, процесс становления абсолютного духа

Георг Гегель

Истина есть процесс, процесс самопознавания этой абсолютной идеи, процесс становления

абсолютного духа
Слайд 12

Владимир Соловьев Истина – это «всеединое сущее» Истину видит в религии

Владимир Соловьев

Истина – это «всеединое сущее»

Истину видит в религии

Слайд 13

Карл Маркс Истина понимается в диалектическом материализме не как неизменная,

Карл Маркс

Истина понимается в диалектическом материализме не как неизменная, застывшая картина

действительности, а как совершенствующееся в ходе познания ее отображение.
Слайд 14

Глава 2. Основные концепции истины

Глава 2. Основные концепции истины

Слайд 15

Корреспондентская (классическая) концепция истины Истина – это соответствие мысли и

Корреспондентская (классическая) концепция истины

Истина – это соответствие мысли и действительности, представление,

предельно адекватное или совпадающее с реальностью.

Аристотель

Слайд 16

Концепция когеренции Истинность как согласованность мышления с самим собой, непротиворечивость. И. Кант Г. Гегель

Концепция когеренции

Истинность как согласованность мышления с самим собой, непротиворечивость.

И. Кант

Г. Гегель

Слайд 17

Прагматистская концепция истины Свойством истинности обладает все знание, которое полезно

Прагматистская концепция истины

Свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически

применимо.

У. Джеймс

Ф. Ницше

Слайд 18

Карл Поппер об истине Фальсификационизм Он полагал более адекватным применение

Карл Поппер об истине

Фальсификационизм

Он полагал более адекватным применение для характеристики научных

теорий не понятия «истина», а понятия «правдоподобие».
Слайд 19

Анри Пуанкаре об истине Конвенционализм В основе научного знания лежат

Анри Пуанкаре об истине

Конвенционализм

В основе научного знания лежат конвенции (соглашения) между

учеными, заключаемые ими по соображениям удобства, простоты, привычности.
Слайд 20

Пол Фейерабенд об истине Эпистемологический анархизм Одним из принципов этого

Пол Фейерабенд об истине

Эпистемологический анархизм

Одним из принципов этого подхода является принцип

пролиферации (размножения) теорий.
Познание (научное познание в том числе) не является процессом, приближающим нас к некоторому идеалу, к истине.
Слайд 21

Глава 3. Проблема соотношения абсолютной и относительной истины

Глава 3. Проблема соотношения абсолютной и относительной истины

Слайд 22

Относительная и абсолютная истина Относительная истина есть верное, но ограниченно

Относительная и абсолютная истина

Относительная истина есть верное, но ограниченно знание о

чем-либо.
предметы познания всегда очень сложны своими свойствами, отношениями.
относительность истины обусловлена ее конкретностью
относительность обусловлена человеческим фактором, то есть зависит от мировоззренческих, классовых установок.
Абсолютная истина – это знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
Слайд 23

Соотношение абсолютной и относительной истины Догматизм Относительной истины быть не

Соотношение абсолютной и относительной истины

Догматизм

Относительной истины быть не может

Гносеологический релятивизм

Всякая истина

относительна, абсолютной истины нет

Диалектическая теория

Абсолютная истина складывается из бесконечной суммы относительных истин

Эстетика

Ироническое отношение ко всем достигнутым истинам

Слайд 24

Критерий истины Критерий истины – это средство проверки истинности или

Критерий истины

Критерий истины – это средство проверки истинности или ложности того

или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения.

Практика

Полезность

Самосогла-сованность

Слайд 25

Достижима ли истина Абсолютная истина – это представитель того ряда,

Достижима ли истина

Абсолютная истина – это представитель того ряда, в который

входят также другие абсолюты.
Достижение абсолютов человеком означало бы, что он перестал быть человеком и стал Богом.

Если считать, что истина всегда соразмерна с человеком, что она является атрибутом именно человека, то человек – творец, носитель и критерий истины.

Слайд 26

Трансцендентальный субъект есть синтез основных познавательных способностей человека: чувственности, рассудка,

Трансцендентальный субъект есть синтез основных познавательных способностей человека: чувственности, рассудка, разума,

воображения, памяти.
Поскольку же, трансцендентальный субъект присутствует в каждом эмпирическом субъекте познания, постольку каждый человек потенциально может достичь знания высокой степени объективности.
Слайд 27

Категории меры Мера фиксирует единство, взаимозависимость качественных и количественных характеристик

Категории меры

Мера фиксирует единство, взаимозависимость качественных и количественных характеристик интересующего нас

предмета.

В рамках плюралистического подхода истина предстает как принципиально не завершаемый процесс гармонизации многообразия мер, свойственных человеку, и многообразия мер.

Имя файла: Проблема-истины-в-философии.-Абсолютная-и-относительная-истина.pptx
Количество просмотров: 73
Количество скачиваний: 0