Распространение Ислама в Казахстане презентация

Содержание

Слайд 2

Введение. Распространение религии Ислам на территории Казахстана арабами-миссионерами. История нашей

Введение. Распространение религии Ислам на территории Казахстана арабами-миссионерами.

История нашей страны уже

много столетий незыблемо связана с исламом. Ислам стал одним из главных источников формирования самобытной духовности и культуры казахского народа. Древние тюрки, предки казахов, непосредственно участвовали в становлении исламской цивилизации и причастны ко многим ее победам. Распространение мусульманских идей на территорию Центральной Азии и земли Казахстана относится к VII-VIII вв. н.э. Первое знакомство жителей региона с исламом происходило еще в 670-е гг., когда здесь появились первые арабы-миссионеры. В начале VIII в. в Центральной Азии отмечается развитие миссионерской деятельности. Деятельность арабских проповедников и сегодня может служить образцом посвящения людей к вере путем убеждения и доброго примера. Идеалы ислама утверждались в Центральной Азии с помощью благих дел. Коренное население региона стало органической и неотъемлемой частью мусульманского мира. Утверждение исламских ценностей, сыграло большую роль в приобщении народов к гуманистическим традициям одной из мировых религий.
Слайд 3

Ислам среди местного населения. Введение ислама среди местного населения проходило

Ислам среди местного населения.

Введение ислама среди местного населения проходило мирным путем

и не привело к притеснениям и насилию. Ислам добровольно принимали представители разных сословий и народов. В литературных памятниках, эпосе и исторических документах не были зафиксированы случаи неприязненного отношения к мусульманству. Деятельность арабских проповедников и сегодня может служить образцом посвящения людей к вере путем убеждения и доброго примера. Идеалы ислама утверждались в Центральной Азии с помощью благих дел. Коренное население региона стало органической и неотъемлемой частью мусульманского мира. Утверждение исламских ценностей, сыграло большую роль в приобщении народов к гуманистическим традициям одной из мировых религий.
Слайд 4

Принятие религии Ислам как государственной. Распространение ислама на территории современного

Принятие религии Ислам как государственной.

Распространение ислама на территории современного Казахстана было

процессом, продолжавшимся несколько столетий. Вначале новая религия проникла в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Жетысу и на Сырдарье. В начале X в. мусульманство принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-хан Харун Муса в 960 г. объявил ислам государственной религией.Положение ислама утвердилось после принятия мусульманства Золотой Ордой при хане Берке (1255-1266 гг.), а также принятия его последующими ханами (Тудеменгу, Узбеком). К примеру, при хане Узбеке (1312-1342 гг.) в золотоордынской столице, городе Сарае, функционировало 13 мечетей.
Слайд 5

Религия как один из инструментов, обеспечивающих единство общества. Велись целенаправленные

Религия как один из инструментов, обеспечивающих единство общества.

Велись целенаправленные призывы к

исламу среди кочевников. Проповедники шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Ордена накшбандийа и ясавийа пользовались огромным влиянием на власть и общественное сознание. С образованием казахской народности в XV веке, внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность. Жители Казахского ханства придерживались суннитского ислама ханафитского мазхаба, но при этом в общественной и частной жизни складывался своеобразный синтез ислама с элементами тенгрианства и шаманизма. Казахская государственность с момента своего появления опиралась на мусульманские правовые нормы. Свою приверженность шариату утверждали все казахские ханы от Керея и Жанибека до последнего обще казахского хана Кенесары. Значительное влияние шариат оказал на кодексы степного государственного права, принятые Касым ханом и Есим ханом. Значительным шагом к введению ислама в общественную жизнь и юридическую практику стал кодекс законов «Жеті Жарғы», утвержденный ханом Тауке.
Слайд 6

Религия как один из инструментов, обеспечивающих единство общества. Велись целенаправленные

Религия как один из инструментов, обеспечивающих единство общества.

Велись целенаправленные призывы к

исламу среди кочевников. Проповедники шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Ордена накшбандийа и ясавийа пользовались огромным влиянием на власть и общественное сознание. С образованием казахской народности в XV веке, внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность. Жители Казахского ханства придерживались суннитского ислама ханафитского мазхаба, но при этом в общественной и частной жизни складывался своеобразный синтез ислама с элементами тенгрианства и шаманизма. Казахская государственность с момента своего появления опиралась на мусульманские правовые нормы. Свою приверженность шариату утверждали все казахские ханы от Керея и Жанибека до последнего обще казахского хана Кенесары. Значительное влияние шариат оказал на кодексы степного государственного права, принятые Касым ханом и Есим ханом. Значительным шагом к введению ислама в общественную жизнь и юридическую практику стал кодекс законов «Жеті Жарғы», утвержденный ханом Тауке.
Слайд 7

Нормы прав казахского народа,опирающиеся на положения шариата. Нормы административного, уголовного

Нормы прав казахского народа,опирающиеся на положения шариата.

Нормы административного, уголовного и гражданского

права, зафиксированные в этом документе, в значительной степени опирались на положения шариата. В частности, законы «Жеті Жарғы» признавали поддержку государством мусульманской религии. Доказательством этому служат следующие положения: «Богохульника, изобличенного семью свидетелями, должно убивать каменьями...»; «Ежели кто примет христианскую веру, у того родственники отнимают все его имение»; «Духовные завещания делаются при родственниках и муллах». Законодательное утверждение получил сложившийся в Казахском ханстве строй общества, в котором доминирующую позицию получило аристократическое сословие - ак-суйек, стоявшее вне традиционного деления на жузы и роды. К элитному сословию относились чингизиды, ведшие происхождение от потомков Чингисхана, а также ходжи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммеда. Выделение в «Жеті Жарғы» ходжей в качестве одного из ведущих сословий указывает о высоком социальном статусе ислама. Тем самым, юридические нормы еще в большей степени были связаны со сложившимся в степи обычным правом – адатом, либо представляли собой синтез адата с шариатом. Несомненно, что ислам освятил многие нормы и традиции адата, что нередко затрудняло выявление четкой границы между адатом и шариатом. Это можно проследить и в нормах «Жеті Жарғы».
Слайд 8

Смешение ислама с древними казахскими традициями и возникновение Народного Ислама.

Смешение ислама с древними казахскими традициями и возникновение Народного Ислама.

В казахском

обществе сохранялось смешение элементов ислама и древних народных традиций. Например, ислам не отверг древний обычай сватовства детей – «Бесік құда». Соответственно этому обычаю, когда степень родства становится отдаленной, заинтересованные стороны связывают новыми брачными узами своих детей, близких родственников. Ислам проявил благонамеренность и лояльность к такому древнему обычаю, как калым. Таким образом, можно сказать, что укрепление положения мусульманской религии в регионе происходило на фоне сохранения позиций и определенного согласования с языческими верованиями. Сложился так называемый религиозный синкретизм, когда следование исламскому вероучению совмещалось с сохранением в культовой практике древних языческих традиций, заметным оставалось влияние анимизма, шаманизма, поклонения предкам. Из чего следует то, что в степи получил распространение так называемый народный ислам, включавший азы до исламских верований.
Слайд 9

Ислам в современном Казахстане. «Для нас, казахов, ислам – это,

Ислам в современном Казахстане.

«Для нас, казахов, ислам – это, в

первую очередь, высокий идеал и фактор, определяющий наше мировоззрение, своего рода Символ, позволяющий воздать должное памяти наших предков и богатой мусульманской культуре, которым некогда угрожало полное забвение», – пишет Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей книге «Критическое десятилетие».
Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой. За эти годы в стране существенно изменились число мусульманских общин. Если в 1991 г. их было всего 68, то в начале 2000-х гг. их численность достигла 1652, а по данным 2012 года число мусульманских общин выросло до 2229. По результатам переписи 2009 год численность мусульман в Казахстане составляет 70,19 %. По всей стране возводятся новые мечети. По результатам перерегистрации религиозных объединений в 2012 году в стране действовало 2228 мусульманских культовых сооружений.
Слайд 10

Исламские культурные сооружения. Мечеть «Нур-Астана» вошла в состав Исламского культурного

Исламские культурные сооружения.

Мечеть «Нур-Астана» вошла в состав Исламского культурного центра,

украсившего собой левый берег столицы. Мечеть одновременно может принять до пяти тысяч прихожан. Величественное здание украшают четыре минарета, каждый высотой в 62 метра, и 21 купол, покрытый алюминием с позолотой.Высота главного купола равняется 43 метрам.
В 2012 году по инициативе главы государства, была открыта крупнейшая в стране мечеть «Хазрет Султан».Расположение новой мечети «Хазрет Султан» рядом с Дворцом мира и согласия, Дворцом Независимости, монументом «Қазақ Елі» формирует единый градостроительный ансамбль столицы.
В Алматы действует казахстанско-египетский Исламский университет «Нур-Мубарак». Каждый год в стране появляются новые медресе.
Имя файла: Распространение-Ислама-в-Казахстане.pptx
Количество просмотров: 79
Количество скачиваний: 1