Религиозно-правовые школы в Исламе – мазхабы (ханафиты, ханбалиты, шафииты, маликиты; имамиты) презентация

Содержание

Слайд 2

ТЕРМИН «МАЗХАБ». ЗНАЧЕНИЕ И ЭТИМОЛОГИЯ

Мазха́б (араб. مذهب‎, [ˈmaðhab]) —
в богословской литературе – учение, доктрина, толк, школа.
Наиболее

устоявшееся значение — богословско-правовая школа.

Слово «мазхаб» относится к арабскому корню «захаба» — пойти, направиться. Поэтому любое направление в религии, основанное на чьём-либо мнении, стало называться «мазхаб».

ТЕРМИН «МАЗХАБ». ЗНАЧЕНИЕ И ЭТИМОЛОГИЯ Мазха́б (араб. مذهب‎, [ˈmaðhab]) — в богословской литературе

Слайд 3

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАЗХАБОВ (СУННИТЫ)

Среди суннитов, которые составляют абсолютное большинство мусульман мира, распространение имеют четыре канонические школы права: 
Ханафитский, 
Маликитский, 
Шафиитский и 
Ханбалитский


Мазхабы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАЗХАБОВ (СУННИТЫ) Среди суннитов, которые составляют абсолютное большинство мусульман мира, распространение имеют

Слайд 4

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ (ДЕЙСТВУЮЩИЙ)

Основан на следующих источниках:
Коран;
Сунна (при тщательном отборе хадисов);
Высказывания сподвижников (сахабов) Мухаммада; утверждения табиинов (следующее поколение

за сахабами) не равны высказываниям сподвижников, так как они непосредственно не общались с Посланником Аллаха.
Кияс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решённой);
Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения);
Иджма (единое мнение богословов);
Урф или адат (традиционно распространённые мнения, обычаи).

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ (ДЕЙСТВУЮЩИЙ) Основан на следующих источниках: Коран; Сунна (при тщательном отборе хадисов);

Слайд 5

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ (ДЕЙСТВУЮЩИЙ). ФОРМА:

Форма передачи:
Почти всё наследие Абу Ханифы было передано им в

устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. В сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли сахибайн («два ученика») — Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани.
Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе — четкая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа; Абу Юсуф; аш-Шейбани; другие). Если по какой-либо проблеме возможно применение как кияса, так и истихсана, то в большинстве случаев приоритет отдается истихсану.

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ (ДЕЙСТВУЮЩИЙ). ФОРМА: Форма передачи: Почти всё наследие Абу Ханифы было передано

Слайд 6

МАЛИКИТСКИЙ МАЗХАБ

Для вынесения правовых предписаний и суждений имам Малик опирался на:
Коран, прежде всего

очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).
Сунна. Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев».
«Деяния мединцев», то есть устоявшуюся после Мухаммада в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть её сомнению. Фетвы сподвижников. Кыяс, истислах. Истихсан он понимал по-своему, считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы независимо от того, имеется возможность кыяса (суждения по аналогии) или нет. Это он назвал истислахом.
Садду аз-Зарайи — какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, — поощряемо.

МАЛИКИТСКИЙ МАЗХАБ Для вынесения правовых предписаний и суждений имам Малик опирался на: Коран,

Слайд 7

ШАФИИТСКИЙ МАЗХАБ

Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:
Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний

как единое Откровение. Ясные и недвусмысленные положения Откровения (нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны и не противоречить им. Большое значение придается толкованию аятов Корана сподвижниками Мухаммада. Коран не может отменять (насх) положения Сунны; если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие, то преимущество отдается Корану, и хадис надлежит считать слабым. Хадисы-ахад (хадисы от единичных передатчиков) принимаются и используются для вынесения правовых решений;
Иджма, прежде всего иджма сподвижников Мухаммада. Разделена на 2 категории: основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах Откровения и основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках и не признанная всеми (в том числе «деяния мединцев», принимаемая лишь в исключительных случаях);
Высказывания сподвижников Мухаммада
Кыяс, проведённый подготовленным правоведом (муджтахид) путём особого исследования (иджтихада). При этом отвергаются истихсан (предпочтительное мнение при противоречии кыяса другим постулатам религии) и истислах.

ШАФИИТСКИЙ МАЗХАБ Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках: Коран и Сунна, рассматривавшиеся

Слайд 8

ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ

Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих источниках[6]:
нассы (Коран и Сунна , рассматривавшиеся при

вынесении правовых предписаний как единое Откровение);
фетвы сподвижников Мухаммада;
мнение сподвижников. В случае различия во мнениях
необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям Корана и Сунны;
иджма (единое мнение различных поколений правоведов);
истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств).

ХАНБАЛИТСКИЙ МАЗХАБ Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих источниках[6]: нассы (Коран

Слайд 9

ШИИТСКИЙ МАЗХАБ - ИМАМИТЫ

ИМАМИТЫ - одно из главных направлений шиизма.
По­доб­но др. шии­там,

имамиты счи­та­ют, что вер­хов­ная власть (има­мат) над му­суль­ма­на­ми долж­на пе­ре­да­вать­ся в пре­де­лах ро­да Али ибн Аби Та­ли­ба от от­ца к сы­ну пу­тём яс­но­го ука­за­ния (насс) пред­ше­ст­вую­ще­го има­ма. При­зна­ют 12 има­мов-Али­дов, ожи­дая воз­вра­ще­ния в Суд­ный день как мах­ди 12-го, «скры­то­го има­ма» Му­хам­ме­да ибн аль-Ха­са­на, ис­чез­нув­ше­го вско­ре по­сле смер­ти его от­ца.
Крае­уголь­ный ка­мень док­три­ны имамитов и пя­тый ко­рень ве­ры - уче­ние об има­ма­те. В от­ли­чие от сун­нит­ско­го по­ни­ма­ния ха­ли­фа­та имамиты при­зна­ют бо­же­ст­вен­ную при­ро­ду вла­сти ши­ит­ских има­мов, с ко­то­ры­ми они свя­зы­ва­ют рас­кры­тие ис­тин­но­го смыс­ла Ко­ра­на, ша­риа­та и ус­та­нов­ле­ние на зем­ле бо­же­ст­вен­ной спра­вед­ли­во­сти. 

ШИИТСКИЙ МАЗХАБ - ИМАМИТЫ ИМАМИТЫ - одно из главных направлений шиизма. По­доб­но др.

Слайд 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мухаметов А.-Р. М. Эволюция фикха и будущее мазхабов с позиций социально-исторического

анализа // «Минарет». — ИД «Медина», 2009. — № 3—4 (21-22). 
Рыжкова Е.А. Мусульманское право / Е.А. Рыжкова // Ислам в мировой политике в начале XXI века: учебное пособие / под. ред. Л. М. Ефимовой, М. А. Сапроновой; [А. М. Ахунов, В. А. Ахмадуллин, Р. И. Беккин и др.] ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. востоковедения. — М. : МГИМО-Университет, 2016. - С.71-103
Сравнительное правоведение: учебное пособие / И. А. Андреева, Д. А. Матанцев. – Москва: Академия управления МВД России, 2021. – 96 с

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Мухаметов А.-Р. М. Эволюция фикха и будущее мазхабов с позиций

Имя файла: Религиозно-правовые-школы-в-Исламе-–-мазхабы-(ханафиты,-ханбалиты,-шафииты,-маликиты;-имамиты).pptx
Количество просмотров: 20
Количество скачиваний: 0