Рождественский пост презентация

Содержание

Слайд 3

«Предпразднуим, людие, Христово Рождество». Это время Четыредесятницы Рожде-ства Христова, время поста и приготовления

к великому Празднику. А что мы знаем об истории этого поста? Каковы его традиции и что о нём говорит церковный Устав?

Слайд 4

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам хрис-тианства.

Уже в V–VI веках его упо-минают многие церковные западные писатели. Рождественский пост возник из поста накануне праздника Богояв-ления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века. В IV веке праздники Рождества Христова и Крещения Господня разделились.

Чётких канонов проведения поста хрис-тианская церковь в те времена ещё не уста-новила, поэтому первоначально Рождест-венский пост длился у одних христиан 7 дней, у других — дольше.
Уже после крещения Руси, на соборе 1166 года при императоре Византии Мануиле и патриархе Константинополя Луке всем верующим было предписано придержи-ваться сорокадневного поста.

Слайд 5

Святитель Иоанн Златоуст назы-вает Рождество Христово матерью всех праздников.
«Скоро настанет праздник, кото-рый более

всех праздников достоин почитания и благоговения, и кото-рый безошибочно можно назвать материю всех праздников.
Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти. От него полу-чили начало и основание Богояв-ление и священная Пасха, и Возне-сение, и Пятидесятница…».
Вот какой нас ожидает день, вот какой Праздник по окончании по-прища поста!
Вот к какому торжеству готовимся – к встрече Владыки Вселенной, при-нявшего на Себя нашу плоть, чтобы мы смогли получить спасение в жизни вечной!

Слайд 6

По словам блж.Симеона Солунско-го, «пост Рождественской Четыре-десятницы изображает пост Мои-сея, который, постившись сорок

дней и сорок ночей, получил на ка-менных скрижалях начертание сло-вес Божиих.
А мы, постясь сорок дней, созер-цаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покая-нием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Слайд 7

Этот период является последним в году многодневным постом. В это время хри-стиане прилагают

усилия для очищения своих помыслов молитвой и покаянием, а также воздержанием от развлечений и отказом от скоромной пищи.
Разнообразные овощи и фрукты во многих семьях заготовлены впрок – до самой весны. Сочетая их со свежими овощами, крупами, хлебом и фруктами, любая хозяйка может приготовить вкусные и полезные блюда. А известная русская книга «Домо-строй» перечисляет подаваемые к столу в Филиппов пост блюда из разнообразных видов рыбы: осетрины, стерляди, белорыбицы, лодоги, налима и множества иных…

Слайд 8

В давние времена на Руси всегда строго держали предписанные Церковью посты, однако же

богатыри на нашей земле в ту пору не переводились. И речь не только о богатырском теле , но и о выносливости русского человека, привыкшего к самоогра-ничению. Недаром ведь и в 17 веке иностранные купцы (и даже византийские мона-хи) поражались 5-6- часовому стоянию на церковных службах нашего Государя Алексея Михайловича , его бесконечным поклонам и более чем скромному постно-му столу.

Слайд 9

Церковь не отвергает скоромную пищу как таковую, но осуждает само желание чрево-угодия. То

есть мясные и молочные продукты не считаются скверными (это дар Бо-жий людям), а вот само желание нарушить запрет– это уже грех.
С нарушения Божьего повеления не вкушать запретного плода произошло грехо-падение Адама и Евы, после чего ими было потеряно самое драгоценное для них – общение со своим Творцом в раю.

Слайд 10

12 "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в

Господе, и вразумляющих вас, 13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. 14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчин-ных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. 15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. 16 Всегда радуйтесь. 17 Непрестанно молитесь. 18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. 19 Духа не угашайте. 20 Пророчества не уничижайте. 21 Все испытывайте, хорошего держитесь. 22 Удерживайтесь от всякого рода зла " ...

Пост - это умеренность во всём, даже в простой еде, ведь вкушая её без меры, тоже можно впасть в многоядение. Соблюдая пост, следует помнить, что выше телесных ограничений есть добросердечие и любовь к ближним, как учит Священной Писа-ние. Апостольские наставления – как карта для лоцмана корабля, желающего провес-ти свой корабль целым и невредимым между отмелями и рифами – то есть страстя-ми мира. Вот как наставляет братий св. апостол Павел (1 Послание к фессалоникий-цам, гл.5):

Слайд 11

А что ещё необходимо для того, чтобы каждый из нас мог сказать :

«Постимся постом приятным»? При наступлении вечера, после лёгкого ужина, вместо пустых развлечений стоит почитать духовные наставления и поучения, а завершить день благодарением Творцу молитвами вечернего правила.

Слайд 12

А поутру, если позволяет время, после утреннего правила хорошо прийти в храм на

Божественную литургию. Столько праздников выпадает на период Рождественского поста! Это и великий праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм, и дни па-мяти великомучениц Екатерины и Варвары, и празднование дня памяти святителя Николая Чудотворца. А кто ещё не пособоровался, есть время принять участие и в этом великом Таинстве…

Слайд 13

Участие в Божественной литургии – это самая главная потребность жизни хрис-тианина. В любой

из многодневных постов это ощущается особенно глубоко. Под- готовка к Исповеди и Святому Причащению должна быть очень вдумчивой и осно-вательной. Следует проверить себя, честно и без оправдания оценивая совершённые поступки и произнесённые слова. Не обидели ли кого? Не рассердились ли на кого-нибудь? Уступали ли своим близким в их просьбах? Если никто на нас не обижен, если совесть нас не обличает, то можно приступать к Таинствам. И так, постепенно приближаясь к Рождественскому Сочельнику, мы будем готовить себя к великому событию – к встрече с родившимся Спасителем мира Иисусом Христом.

Слайд 14

В Типиконе, который используется в Русской Православной Церкви в настоящее время, содержится це-лый

ряд указаний о том, как соб-людать Рождественский пост.
Считается, что первая часть поста не очень строгая, а вот до Сочель-ника (6 января) канонических пра-вил следует придерживаться стро-жайше.
Установлена 40-дневная продол-жительность поста:
 (Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»):
Подобaетъ ведати: яко заyтра начи-нaемъ постъ къ Рождеству Христо-ву, святую четыредесятницу.

Слайд 15

Как наиболее строгие дни указаны понедельник, среда и пятница: в эти дни положено

вкушать только раз в день, а пищей должно быть «сухо-ядение».
Буквально это слово обозначает не-вареную пищу: хлеб, соленья, сухо-фрукты, орехи. В пищу не добав-ляется растительное масло, а взрос-лым в эти дни не дозволяется вино.
Вторник и четверг занимают про-межуточное положение: раститель-ное масло и вино дозволены.
По субботам и воскресеньиям с 28 ноября по 1 января в посте послаб-ление: допускается вкушать не толь-ко пищу с растительным маслом, но и рыбу.
Последняя неделя, предваряющая великий праздник, самая строгая: это время предельного сосредото-чения помыслов на состоянии души.

Слайд 16

На Введение Пресвятой Богородицы во Храм пост максимально ослабляется: незави-симо от дня недели

соблюдается устав суббот и воскресений, то есть разрешается рыба.

Слайд 18

С 28 ноября по 19 декабря включительно
Понедельник
Разрешено употреблять растительную вареную пищу, приготовленную на

воде без добавления масла. Это могут быть цукаты, вареники, кисель, рис и т.д.
Вторник
Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яб-лочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.
Среда
Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).
Четверг
Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яб-лочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.
Пятница
Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).
Суббота
Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яб-лочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.
Воскресенье
Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яб-лочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

Слайд 19

С 20 декабря по 1 января включительно
Понедельник
Разрешено употреблять растительную вареную пищу, приготовленную на

воде без добавления масла. Это могут быть цукаты, вареники, кисель, рис и т.д.
Вторник
В рацион разрешено ввести вареную пищу растительного происхождения, заправ-Ленную постным маслом. Например, баклажанная икра, томатный суп, яблочный пирог, картошка с грибами, фалафель и др.
Среда
Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).
Четверг
Разрешено ввести вареную пищу растительного происхождения, заправленную пост-ным маслом. Например, баклажанная икра, томатный суп, яблочный пирог, картош-ка с грибами, фалафель и др.
Пятница
Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).
Суббота
Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яб-лочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.
Воскресенье
Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яб-лочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

Слайд 20

Со 2 по 6 января (до Рождественского Сочельника)
Понедельник
Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи,

орехи, мед).
Вторник
Разрешено употреблять растительную вареную пищу, приготовленную на воде без до-бавления масла. Это могут быть цукаты, вареники, кисель, рис и т.д.
Среда
Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).
Четверг
Разрешено употреблять растительную вареную пищу, приготовленную на воде без до-бавления масла. Это могут быть цукаты, вареники, кисель, рис и т.д.
Пятница
Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).
Суббота
В рацион разрешено ввести вареную пищу растительного происхождения, заправ-ленную постным маслом. Например, баклажанная икра, томатный суп, яблочный пирог, картошка с грибами, фалафель и др.
Воскресенье
В рацион разрешено ввести вареную пищу растительного происхождения, заправлен-ную постным маслом. Например, баклажанная икра, томатный суп, яблочный пирог, картошка с грибами, фалафель и др.

Слайд 21


Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – послед-ний день поста, канун Рождества Хрис-това.

Это самый строгий день Рождест-венского поста, поэтому в этот день стоит воздержаться от еды до первой звезды.
Само название сочельника происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — варёные зерна риса или пшеницы).
Вкушать «сочиво», или «коливо», поло-жено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечер-ней.
В Сочельник православные христиане готовятся к наступающему празднику: раскладывают рождественские подар-ки, сервируют праздничный стол, что-бы праздник Христова Рождества не был омрачён житейской суетой.

Слайд 22

Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр

храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог
(Кондак, глас 3-й)
Пост окончен. Начинаются Святки –святые вечера от Рождества до Богоявления.
Имя файла: Рождественский-пост.pptx
Количество просмотров: 69
Количество скачиваний: 0