Сравнительное богословие. Древние Восточные Церкви презентация

Содержание

Слайд 2

ДРЕВНИЕ ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ

ДРЕВНИЕ ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ

Слайд 3

Древние Восточные Церкви: термин

Древние Восточные Церкви (стар.)
Древневосточные Церкви (нов.)
Ориентальные Церкви (т.е. «Восточные»)
только

монофизитские:
Дохалкидонские Церкви
Нехалкидонские Церкви

Древние Восточные Церкви: термин Древние Восточные Церкви (стар.) Древневосточные Церкви (нов.) Ориентальные Церкви

Слайд 4

Древние Восточные Церкви: термин

Христианский Запад называет Древневосточные Церкви Ориентальными (т.е. «Восточными»), которые сами

себя именуют «Православными»
А как же Православные Церкви?
- они тоже Восточные!
На Западе Православные Церкви называют Восточными Церквами византийского обряда

Древние Восточные Церкви: термин Христианский Запад называет Древневосточные Церкви Ориентальными (т.е. «Восточными»), которые

Слайд 5

Древние Восточные Церкви

Несторианская Церковь:
Ассирийская Церковь Востока
Монофизитские (Дохалкидонские) Церкви:
Армянская Апостольская Церковь
Коптская Православная Церковь
Эфиопская Православная

Церковь
Эритрейская Православная Церковь
Сирийская Православная Церковь
Маланкарская Православная Церковь

Древние Восточные Церкви Несторианская Церковь: Ассирийская Церковь Востока Монофизитские (Дохалкидонские) Церкви: Армянская Апостольская

Слайд 6

Древние Восточные Церкви

ПРАВОСЛАВИЕ и ОРИЕНТАЛИЗМ
Причины разделения:
богословские?
политические?
молодая Византия VS древние национальные окраины
победившая Западно-Римская империя

ромеев-греков
и
побежденные цивилизации древности: копты-египтяне, ассирийцы, сирийцы

Древние Восточные Церкви ПРАВОСЛАВИЕ и ОРИЕНТАЛИЗМ Причины разделения: богословские? политические? молодая Византия VS

Слайд 7

Восточнокатолические Церкви

Несторианские Церкви:
Халдейская Католическая Церковь
Сиро-Малабарская Католическая Церковь
Монофизитские (Дохалкидонские) Церкви:
Армянская Католическая Церковь
Коптская Католическая Церковь
Эфиопская

Католическая Церковь
Эритрейская Католическая Церковь
Сирийская Католическая Церковь
Сиро-Маланкарская Католическая Церковь
Монофелитские Церкви:
Маронитская Церковь

Восточнокатолические Церкви Несторианские Церкви: Халдейская Католическая Церковь Сиро-Малабарская Католическая Церковь Монофизитские (Дохалкидонские) Церкви:

Слайд 8

Восточнокатолические Церкви

Восточнокатолические Церкви – параллельные Древневосточным Церквам иерархии, созданные Римом
Причина появления Восточнокатолических Церквей

– активное миссионерство Рима в период Позднего Средневековья
Восточнокатолические церкви пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви, в связи с чем в их адрес часто применяется термин «Церкви своего права» (sui iuris)
Предстоятели Восточнокатолических Церквей входят в Римскую курию на правах кардиналов
Восточнокатолические церкви находятся в юрисдикции папы римского через Конгрегацию для Восточных Церквей — одно из отделений Римской курии, образованной в 1862 г. в рамках Конгрегации по распространению веры (Propaganda Fide, ныне - Конгрегация евангелизации народов), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви
В 1917 г. она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию
Второй Ватиканский собор в 1964 г. принял декрет о Восточнокатолических церквях «Orientalium Ecclesiarum» («Восточные Церкви»), закрепивших за ними собственное каноническое право и литургические обряды
В 1990 г. Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных церквей, содержащий нормы канонического права, общие для всех католических церквей восточных обрядов

Восточнокатолические Церкви Восточнокатолические Церкви – параллельные Древневосточным Церквам иерархии, созданные Римом Причина появления

Слайд 9

Вероучение Древних Восточных Церквей

Арианство – Александрийская школа
Аполлинарианство – Александрийская школа
Несторианство – Антиохийская школа
Монофизитство

– Александрийская школа
аполлинарианство vs арианство
несторианство vs аполлинарианство
монофизитство vs несторианство

Вероучение Древних Восточных Церквей Арианство – Александрийская школа Аполлинарианство – Александрийская школа Несторианство

Слайд 10

Вероучение Древних Восточных Церквей

свт. Афанасий Великий
свт. Кирилл Александрийский Аполлинарий Лаодикийский
До IV Вселенского Собора

не выработалось еще собственной православной богословской терминологии в христологии (она была фактически сформулирована свт. Проклом Константинопольским): термины «природа» («физис») и «ипостась» («ипостасис») используются как синонимы, а «лицо» («просопон») и «ипостась» наоборот – не синонимы

Вероучение Древних Восточных Церквей свт. Афанасий Великий свт. Кирилл Александрийский Аполлинарий Лаодикийский До

Слайд 11

свт.Кирилл, патриарх Александрийский Κύριλλος Α΄ Αλεξανδρείας (376-444)

свт.Кирилл, патриарх Александрийский Κύριλλος Α΄ Αλεξανδρείας (376-444)

Слайд 12

Вероучение Древних Восточных Церквей

Формула-эксцерпция свт. Кирилла Александрийского:
μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη
«Единая природа

Бога Слова воплощённая»
стала «камнем преткновения»:
формула неточная (допускает несколько трактовок)
еще не сформирована богословская терминология
Свт. Кирилл Александрийский взял ее из трудов, подписанных именем свт. Афанасия Великого, на самом деле это был подлог аполлинаристов

Вероучение Древних Восточных Церквей Формула-эксцерпция свт. Кирилла Александрийского: μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου

Слайд 13

Вероучение Древних Восточных Церквей

НЕСТОРИАНСТВО:
две природы, две ипостаси
МОНОФИЗИТСТВО:
одна природа (после соединения), одна ипостась
ПРАВОСЛАВИЕ:
две

природы, одна ипостась; человеческая природа воипостазирована в ипостась Бога Слова

Вероучение Древних Восточных Церквей НЕСТОРИАНСТВО: две природы, две ипостаси МОНОФИЗИТСТВО: одна природа (после

Слайд 14

Вероучение Древних Восточных Церквей

НЕСТОРИАНСТВО
*патр. Несторий Константинопольский
Основа – богословие блж. Феодорита Киррского
Феодор Мопсуэстийский и

Несторий выступали против Аполлинария Лаодикийского
Против Нестория выступил свт. Кирилл Александрийский с 12-ю анафематизмами
Несторий осужден на IV Вселенском Соборе, а
Феодор Мопсуэстийский – на VI Вселенском Соборе
Термин Нестория (встречается и у Феодора Мопсуэстийского) - «лицо единения», т.е. Христос

Вероучение Древних Восточных Церквей НЕСТОРИАНСТВО *патр. Несторий Константинопольский Основа – богословие блж. Феодорита

Слайд 15

блж.Феодорит, епископ Киррский Θεοδώρητος ο Κύρου (386/393-458)

блж.Феодорит, епископ Киррский Θεοδώρητος ο Κύρου (386/393-458)

Слайд 16

Вероучение Древних Восточных Церквей

«парсопа» = «природа» (адекватный перевод)
«кнома» = «ипостась» (неверный перевод)
Кнома ("qnome")

– конкретная реализация природы, данный термин не является аналогом греческого термина „ипостась“ и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности; причем обе кномы соединены в одном лице Христа.
Христологическая формула несторианской Церкви – выражена Мар Бавваем Великим (VII в.): «Две природы, две кномы, в одном лице и одной воле Христа».

Вероучение Древних Восточных Церквей «парсопа» = «природа» (адекватный перевод) «кнома» = «ипостась» (неверный

Слайд 17

Вероучение Древних Восточных Церквей

МОНОФИЗИТСТВО
«строгое»
*архим. Евтихий Константинопольский и *патр. Диоскор Александрийский
Человеческая природа Христова смешалась

с Божественной
«нестрогое» (+ современное монофизитство)
*патр. Севир Антиохийский (V-VI вв.)
Термин Севира – «единая сложная природа»
Современные монофизиты анафематствовали «строгих» монофизитов (осужденных Халкидонским Собором)

Вероучение Древних Восточных Церквей МОНОФИЗИТСТВО «строгое» *архим. Евтихий Константинопольский и *патр. Диоскор Александрийский

Слайд 18

Диоскор, патриарх Александрийский Διόσκορος Α΄ ὁ Ἀλεξανδρείας (?-454)

Диоскор, патриарх Александрийский Διόσκορος Α΄ ὁ Ἀλεξανδρείας (?-454)

Слайд 19

Севир, патриарх Антиохийский Σεβήρος Αντιοχείας (465-538)

Севир, патриарх Антиохийский Σεβήρος Αντιοχείας (465-538)

Слайд 20

Вероучение Древних Восточных Церквей

Севир Антиохийский
утверждает:
Единый Христос «из двух природ»
отрицает:
две природы после соединения
«в двух

природах»
«человечество Христа – природа»

свт. Кирилл Александрийский
утверждает:
«из двух природ»
два естества во Христе – Божество и Человечество
старается не говорить:
«человечество Христа – природа» (из-за полемики с Несторием)

Вероучение Древних Восточных Церквей Севир Антиохийский утверждает: Единый Христос «из двух природ» отрицает:

Слайд 21

Вероучение Древних Восточных Церквей

Сложившаяся в период Вселенских Соборов христологическая терминология
«сущность»/«ουσία» - делает явление

тем, что оно есть само по себе
«природа»/«φύσις» - выражение сущности: общее, родовое понятие
«ипостась»/«υπόστασις» - самостоятельное, индивидуальное бытие
«лицо»/«πρόσωπον» - фактически отождествлен с ипостасью

Вероучение Древних Восточных Церквей Сложившаяся в период Вселенских Соборов христологическая терминология «сущность»/«ουσία» -

Слайд 22

Вероучение Древних Восточных Церквей

НЕСТОРИАНСТВО
отрицает: «из двух природ», «одного и того же»
признает: «в

двух природах»
МОНОФИЗИТСТВО
отрицает: «в двух природах»
признает: «из двух природ», «одного и того же»
ПРАВОСЛАВИЕ
признает: «в двух природах», «одного и того же»
отрицает: «из двух природ»

Вероучение Древних Восточных Церквей НЕСТОРИАНСТВО отрицает: «из двух природ», «одного и того же»

Слайд 23

Вероучение Древних Восточных Церквей

«из двух природ» (ἐν δύο φύσεσιν)
Богословские выражения Халкидонского Ороса:
«в

двух природах» (ἐν δύο φύσεσιν)
«его же» (τὸν αὐτὸν)
«одного и того же» (ἕνα καὶ τὸν αὐτὸν)
п.17: «В двух природах неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого» (ἐν δύο φύσεσιν, ἀσυγχύτως, ἀτρέπτως ἀδιαιρέτως, ἀχωρίστως γνωριζόμενον)
Христология Собора – взята у отцов-каппадокийцев
(не принята Древневосточными Церквами)

Вероучение Древних Восточных Церквей «из двух природ» (ἐν δύο φύσεσιν) Богословские выражения Халкидонского

Слайд 24

Вероучение Древних Восточных Церквей

НЕСТОРИАНСТВО – ПРАВОСЛАВИЕ – МОНОФИЗИТСТВО
Дифизитство – «две природы»
Диафизитство – «двойственная

природа»
Монофизитство – «одна природа»
Миафизитство – «единая природа»
Для несториан православные и монофизиты – монофизиты
Для монофизитов православные и несториане – дифизиты/диафизиты
Себя монофизиты называют миафизитами

Вероучение Древних Восточных Церквей НЕСТОРИАНСТВО – ПРАВОСЛАВИЕ – МОНОФИЗИТСТВО Дифизитство – «две природы»

Слайд 25

Ассирийская Церковь Востока

Ассирийская Церковь Востока

Слайд 26

Ассирийская Церковь и ее особенности

Основатель: апостол Фаддей
17 епархий; центр – Багдад (Ирак)
Предстоятель: Католикос-Патриарх

Мар Геворгис III
Язык: древнесирийский
Календарь: григорианский (часть священников – не согласна)
Численность: 200 – 400 тыс.чел.

Ассирийская Церковь и ее особенности Основатель: апостол Фаддей 17 епархий; центр – Багдад

Слайд 27

Ассирийская Церковь и ее особенности

Восточно-Сирийский обряд
Чин Литургии – Нестория
7 таинств (в т.ч.

закваска «малька» и крестное знамение), соборование и брак таинствами не являются
отсутствие икон (принимается только Крест и Спас Нерукотворный), на стенах пишут цитаты Св.Писания
В XX в. исчезли монастыри
Вима – продолжение солеи в центр храма
Заколают баранов на праздники в качестве милостыни

Ассирийская Церковь и ее особенности Восточно-Сирийский обряд Чин Литургии – Нестория 7 таинств

Слайд 28

Священство Ассирийской Церкви

Священство Ассирийской Церкви

Слайд 29

Священство Ассирийской Церкви

Священство Ассирийской Церкви

Слайд 30

Ассирийская Церковь в России

Ассирийская Церковь в России

Слайд 31

Ассирийская Церковь в России

Канонически территория России входит в состав ассирийской епархии Северного Ирака

и стран СНГ:
Приход «Мат-Марьям» в Москве на Дубровке
Две общины в Краснодарском крае

Ассирийская Церковь в России Канонически территория России входит в состав ассирийской епархии Северного

Слайд 32

Урмийская миссия Русской Церкви

Русская духовная миссия в Урми́и учреждена в 1898 г. вслед

за присоединением айсоров (ассирийцев) во главе с еп. Мар Ионой к Русской Православной Церкви. Первым начальником миссии стал архим. Феофилакт (Клементьев). Айсоры испытывали давление со стороны британцев и мусульман. На 1905 год имела двух епископов (этнических ассирийцев) и более 60 священников и диаконов, располагала около 40 храмами и 60 школами.
В 1914 г. из-за начавшейся I Мировой войны часть миссии была эвакуирована в пределы Российского Закавказья. С 1917 г. Русская Церковь уже не могла более поддерживать Урмийскую миссию.
В 1945 г. последний православный епископ-ассириец покинул территорию Ирака. В 1946 г. миссия была формально закрыта со стороны РПЦЗ.

Урмийская миссия Русской Церкви Русская духовная миссия в Урми́и учреждена в 1898 г.

Слайд 33

Коптская Православная Церковь Александрии

Коптская Православная Церковь Александрии

Слайд 34

Коптская Церковь и ее особенности

Основатель: апостол Марк
60 епархий; центр – Каир (Египет)
Предстоятель:

Папа и Патриарх Феодор II
Язык: коптский (северный, бохейрский диалект), арабский, греческий (нек.возгласы)
Календарь: коптский
Численность: 18 млн.чел.
В России намереваются строить храм – в Москве

Коптская Церковь и ее особенности Основатель: апостол Марк 60 епархий; центр – Каир

Слайд 35

Коптская Церковь и ее особенности

В храмах – деление храма решеткой, используют макеты

Ноева ковчега
На Литургии: отсутствует Херувимская песнь, совершается «Представление Святых даров»
7 больших и 7 малых господских праздников (входят: Обрезание, Чудо в Кане, Сретение, Тайная Вечеря, Неделя о Фоме, Бегство в Египет, Преображение)
Помимо 4 основных есть 2 малых поста: Ниневийский и пост Ираклия (по поводу падения Иерусалима)
36 раз помазывают на Миропомазании (12 мест по 3 раза)

Коптская Церковь и ее особенности В храмах – деление храма решеткой, используют макеты

Слайд 36

Священство Коптской Церкви

Священство Коптской Церкви

Слайд 37

Священство Коптской Церкви

Священство Коптской Церкви

Слайд 38

Священство Коптской Церкви

Священство Коптской Церкви

Слайд 39

Сирийская Православная Церковь Антиохии и всего Востока

Сирийская Православная Церковь Антиохии и всего Востока

Слайд 40

Сиро-Яковитская Церковь и ее особенности

апостольская кафедра в Антиохии
16 епархий; центр – Дамаск

(Сирия)
Предстоятель: Патриарх Игнатий Эфрем II
Язык: старосирийский (западн., эдесский диалект)
Календарь: григорианский (кр. Святой Земли)
Численность: 2,25 млн.чел. (вместе с малабарами)
Основана Иаковом Барадеем (VI в.), рукоположение – от коптов. Претерпела истребление со стороны Тамерлана
В 1665 г. включили в свой состав малабаров (Индия)

Сиро-Яковитская Церковь и ее особенности апостольская кафедра в Антиохии 16 епархий; центр –

Слайд 41

Сиро-Яковитская Церковь и ее особенности

Западно-сирийский обряд
Чин Литургии – св. Иакова
Хлеб для Евхаристии используется

квасной, смешанный с солью и елеем
Вставка в Трисвятое «…распныйся за ны»
Дополнительный пост: Ниневийский
Крестное знамение – совершается одним пальцем

Сиро-Яковитская Церковь и ее особенности Западно-сирийский обряд Чин Литургии – св. Иакова Хлеб

Слайд 42

Священство Сиро-Яковитской Церкви

Священство Сиро-Яковитской Церкви

Слайд 43

Священство Сиро-Яковитской Церкви

Священство Сиро-Яковитской Церкви

Слайд 44

Эфиопская Православная Церковь Тевахедо

Эфиопская Православная Церковь Тевахедо

Слайд 45

Эфиопская Церковь и ее особенности

Основатель: апостол Марк; Фрументий Аксумский
44 епархии; центр –

Аддис-Абеба (Эфиопия)
Предстоятель: Абуна Матиас
Язык: геэз (староамхарский), оромо, тигринья
Календарь: древн. доюлианский = юлианский
Численность: 16 млн.чел.
Тевахедо – доктрина о благодатности Церкви в связи с сохранением Ей правильной христологии

Эфиопская Церковь и ее особенности Основатель: апостол Марк; Фрументий Аксумский 44 епархии; центр

Слайд 46

Эфиопская Церковь и ее особенности

Литургия совершается минимум двумя священниками и тремя диаконами

(необходимый состав клириков)
В дьяконы посвящают с 12-ти лет
Используют литургические танцы и музыкальные инструменты за богослужением: меквомию (флейту), систр и барабан
Имеют некоторые иудейские традиции: почитание субботы наряду с воскресеньем, обрезание, запрет в пище
Особый «примитивный» стиль иконописи
Храмы имеют выход на 4 стороны света (иногда – круглые), алтарь – в центре храма
Используют зонтики за богослужением
Ходят на крестный ход с крышками от престолов

Эфиопская Церковь и ее особенности Литургия совершается минимум двумя священниками и тремя диаконами

Слайд 47

Храм св.Георгия в Лалибэле

Храм св.Георгия в Лалибэле

Слайд 48

Священство Эфиопской Церкви

Священство Эфиопской Церкви

Слайд 49

Священство Эфиопской Церкви

Священство Эфиопской Церкви

Слайд 50

Священство Эфиопской Церкви

Священство Эфиопской Церкви

Слайд 51

Эритрейская Православная Церковь и ее особенности

Основатель: апостол Марк, Фрументий
10 епархий; центр –

Асмэра (Эритрея)
Предстоятель: Абуна Диоскор
Обряд – эфиопский
Численность: 1,7 млн.чел.

Эритрейская Православная Церковь и ее особенности Основатель: апостол Марк, Фрументий 10 епархий; центр

Слайд 52

Маланкарская Православная Церковь

Маланкарская Православная Церковь

Слайд 53

Священство Маланкарской Церкви

Священство Маланкарской Церкви

Слайд 54

Каноническая картина Древневосточной Церкви в Индии

Каноническая картина Древневосточной Церкви в Индии

Слайд 55

Каноническая картина Древневосточной Церкви в Индии

Каноническая картина Древневосточной Церкви в Индии

Слайд 56

Маланкарская Церковь и ее особенности

Основатель: апостол Фома
25 епархий; центр – Коттаям (шт.

Керала, Индия)
Предстоятель: Католикос Мар Фома Павел II
Язык: сирийский, малаялам
Календарь: григорианский
Численность: 1,2-2,5 млн.чел.
В 1653 г. Церковь противостояла униатству с Римом – «клятва Креста Кунан»

Маланкарская Церковь и ее особенности Основатель: апостол Фома 25 епархий; центр – Коттаям

Слайд 57

Армянская Апостольская Церковь

Армянская Апостольская Церковь

Слайд 58

Армянская Церковь и ее особенности

Основатели: апостолы Варфоломей и Фаддей; Григорий Просветитель
2 католикосата

(Армянский и Киликийский) +
2 патриархата (Иерусалимский и Константинопольский);
центр – Эчмиадзин (Армения)
Предстоятель: Католикос всех армян Гарегин II
Язык: армянский
Календарь: григорианский (в диаспоре – юлианский)
Численность: 10 млн.чел.

Армянская Церковь и ее особенности Основатели: апостолы Варфоломей и Фаддей; Григорий Просветитель 2

Слайд 59

Армянская Церковь и ее особенности

В свое время был принят западно-сирийский обряд
Чины Литургии:

свт. Афанасия Великого, свт. Григория Просветителя, свт. Василия Великого (испытали сирийское и византийское влияние)
Евхаристия совершается на опресноках и вине без добавления воды
Вставка в Трисвятое «…распныйся за ны» (и др. варианты)
На Миропомазании используют особое «сесамское масло»
Богоявление («Епифания») – праздник, включающий и Рождество
Многодневных постов – 6 (+ Передовой и Преображенский), недельные посты в честь св.Григория Просветителя, свт.Иакова Низибийского, св.Креста на горе Варанг и св.Илии
Используют музыкальные инструменты за богослужением: цинга, орган (в Эчмиадзине)
Матах – заклание баранов на праздники в качестве милостыни
Установка каменных поклонных крестов - хачкаров

Армянская Церковь и ее особенности В свое время был принят западно-сирийский обряд Чины

Слайд 60

Армянская Церковь в России

Армянская Церковь в России

Слайд 61

Армянская Церковь в России

Канонически территория России входит в состав двух армянских епархий:
Российской

и Ново-Нахичеванской (Москва)
Юга России (Краснодар)

Армянская Церковь в России Канонически территория России входит в состав двух армянских епархий:

Слайд 62

Священство Армянской Церкви

Священство Армянской Церкви

Слайд 63

Священство Армянской Церкви

Священство Армянской Церкви

Слайд 64

Восточнокатолические Церкви

Несторианские Церкви:
Халдейская Католическая Церковь
Сиро-Малабарская Католическая Церковь
Монофизитские (Дохалкидонские) Церкви:
Армянская Католическая Церковь
Коптская Католическая Церковь
Эфиопская

Католическая Церковь
Эритрейская Католическая Церковь
Сирийская Католическая Церковь
Сиро-Маланкарская Католическая Церковь
Монофелитские Церкви:
Маронитская Церковь

Восточнокатолические Церкви Несторианские Церкви: Халдейская Католическая Церковь Сиро-Малабарская Католическая Церковь Монофизитские (Дохалкидонские) Церкви:

Слайд 65

Маронитская Католическая Церковь

Маронитская Католическая Церковь

Слайд 66

Священство Маронитской Церкви

Священство Маронитской Церкви

Имя файла: Сравнительное-богословие.-Древние-Восточные-Церкви.pptx
Количество просмотров: 17
Количество скачиваний: 0