Церковная реформа. Положение традиционных конфессий презентация

Содержание

Слайд 2

«Духовенство «не есть иное государство», и должно, «наравне с другими


«Духовенство
«не есть иное государство»,
и должно, «наравне с другими сословиями»,
подчиняться

общим государственным законам»
Петр Великий
Слайд 3

«Церковная реформа. Положение традиционных конфессий» Тема урока:

«Церковная реформа. Положение традиционных конфессий»
Тема урока:

Слайд 4

Домашнее задание: Параграф 8 Вопросы и задания на стр. 56 Составьте схему церковной иерархии

Домашнее задание:

Параграф 8
Вопросы и задания на стр. 56
Составьте схему церковной

иерархии
Слайд 5

План: Пётр I и церковь. Упразднение патриаршества. Феофан Прокопович. Старообрядцы

План:
Пётр I и церковь.
Упразднение патриаршества.
Феофан Прокопович.
Старообрядцы и другие конфессии.
Почему Петр стремился

полностью подчинить церковь государству?
Слайд 6

Проблемный вопрос ! (стр.53-54) С помощью каких мер Пётр I

Проблемный вопрос ! (стр.53-54)
С помощью каких мер Пётр I стремился

поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?
Слайд 7

К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»-

К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»- трудиться

на благо Отечества, которое отождествлялось с государством.
Дворяне- служат
Крестьяне и горожане- платят подати
Духовенство- воспитывает паству
Слайд 8

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя

антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви -Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей
Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Патриарх Адриан

Петр и церковь

Слайд 9

Церковная реформа В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр

Церковная реформа

В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I

запретил проводить выборы нового патриарха
Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский
Управление делами церкви передано Святейшему Синоду
Действия Синода контролировал назначаемый царем гражданский чиновник – обер-прокурор
1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины.
Церковь содержала школы и богадельни
Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители.

Петр и церковь

Слайд 10

Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века) Стефан Яворский –

Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века)

Стефан Яворский – местоблюститель с

1700 г.

1700 год – запрет проводить новые выборы патриарха

1721 год – упразднение патриаршества

Создание Святейшего Синода, контролируемого обер-прокурором, как «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде»

Петр и церковь

Слайд 11

Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722

Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов

для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами.

Петр и церковь

Слайд 12

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании

института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Петр и церковь

Слайд 13

В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению

В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными

делами — Святейший Синод. Это было закономерным шагом. После смерти Патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Теперь Синод, по существу, стал Духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначавшиеся царем. Церковь была окончательно подчинена государству.

Петр и церковь

Слайд 14

1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве.

1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве.
Патриаршество

упразднялось.
Создавался Священный синод- «духовная коллегия из епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода.
Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви

Упразднение патриаршества

Слайд 15

Страница 54 – выпишите функции Синода

Страница 54 – выпишите функции Синода

Слайд 16

Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг; Боролся с

Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг;
Боролся с ересями и

расколом;
Ведал церковными школами;
Судил духовенство и мирян по делам, подлежащим церковному праву;
Надзирал за «иностранными исповеданиями»;
Избирал архиереев по указанию императора.

СИНОД

Упразднение патриаршества

Слайд 17

Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё духовенство

Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё духовенство

на государственное содержание не хватило средств.
Священники:
вели метрические книги (записи о рождении, браках, смертях)
Выявляли в своём приходе беглых.
Доносили о государственных преступлениях(покушение на жизнь и здоровье государя, измена и «бунт»)

Упразднение патриаршества

Слайд 18

Указы Сената и Синода 1722 года ТРЕБОВАЛИ, чтобы все прихожане

Указы Сената и Синода 1722 года
ТРЕБОВАЛИ,
чтобы все прихожане регулярно посещали церковь

и исповедовались

Упразднение патриаршества

Слайд 19

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей

вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.
11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Духовный регламент

Упразднение патриаршества

Слайд 20

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов,

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор

Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович.
1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя.

Феофан Прокопович

Слайд 21

В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного

В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного Александро-Невского

монастыря; там было напечатано «Первое учение отрокам» — букварь и поучение для детей, по которому в XVIII в. учились в светских и духовных школах. В 1721 г. он учредил при монастыре школу, а ещё одну открыл в собственном доме. Феофан Прокопович возглавил «учёную дружину» — людей, отстаивавших развитие науки и просвещения, поддерживавших преобразования Петра I.

Феофан Прокопович

Слайд 22

1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое

1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение

отрокам»- букварь и поучение для детей

Феофан Прокопович

Слайд 23

Духовный регламент, составленный Феофаном Прокоповичем Феофан Прокопович

Духовный регламент, составленный
Феофаном Прокоповичем

Феофан Прокопович

Слайд 24

Что такое старообрядчество? Задание

Что такое старообрядчество?

Задание

Слайд 25

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные

течения- толки и согласия:
Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)
Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.

Старообрядцы и другие конфессии

Слайд 26

В каких правах были ограничены старообрядцы, представители не православных конфессий? Стр.55-56. Выписать. Задание

В каких правах были ограничены старообрядцы, представители не православных конфессий?
Стр.55-56. Выписать.

Задание


Слайд 27

Для старообрядцев было введено: двойное налогообложение предписывалось носить особую одежду-

Для старообрядцев было введено:
двойное налогообложение
предписывалось носить особую одежду- зипун со стоячим

красным воротником -«козырем»;
Запрет занимать выборные и государственные должности.

Старообрядцы и другие конфессии

Слайд 28

Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других,

Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя

с нашею церковию несогласных христианских сект»
ПРОТЕСТАНТЫ- строили кирхи и приглашали пасторов.
В 1706 году построен первый каменный католический храм Петра и Павла в Москве, в 1710 году -костёл в Петербурге. Разрешены браки православных с «иноверными» , но с принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей в браке крестить в православие.
МУСУЛЬМАНЕ - запрет владеть православными крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и постройки (Указ Петра 1 от 1715 года).
ЛЮТЕРАНЕ - (дворяне и горожане Лифляндии и Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного устройства и школ.

Старообрядцы и другие конфессии

Слайд 29

Итоги и результаты реформы Церкви Фактически ликвидирована должность Патриарха Церковь

Итоги и результаты реформы Церкви

Фактически ликвидирована должность Патриарха
Церковь начала терять финансовую

и административную автономию
Снижено количество монахов и монастырей
Увеличено число налогов
Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян
Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.
Слайд 30

Значение реформы Административное значение реформы церковного управления в общем ключе

Значение реформы

Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I

— централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.
Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви
Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.
Имя файла: Церковная-реформа.-Положение-традиционных-конфессий.pptx
Количество просмотров: 104
Количество скачиваний: 0