Слайд 2
Вспомним:
Каковы пути развития святости в Московской Руси?
Прокомментируйте слова Д.С. Лихачева:
«Но самое главное, чем
Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, – это тем, что он самый русский».
Расскажите об одном из северорусских святых
Слайд 3
План
Епархиальное устроение Русской Церкви
Приход как особая форма христианско-церковной организации
Литература как источник, свидетельствующий о
внутреннем мире авторов и читателей: учительные и покаянные книги.
Слайд 4
Литература
Адрианова–Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси // ТОДРЛ. Л., 1972.
Т. XXVII. С. 3—68).
Клибанов А.И. Духовная культура Средневековой Руси. М., 1996.
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 1, 2. М., 1995.
Перов И. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI и XVII веках. Историко-канонический очерк. Рязань, 1882.
Смирнов С.И. Древнерусский духовник. М., 2004.
Слайд 5
Слайд 6
2.СВОЙСТВА ТРАДИЦИОННОГО ПРИХОДА
Формирование по административно-территориальному принципу и постоянный состав прихожан;
Связи с другими типами
традиционных крестьянских сообществ – волостью и общиной;
Свойства малой пространственной системы, элементами которой являлись:
общественный и духовный центр;
внутренние пути сообщения;
насыщенная приходская топография:
малая зона – храм, кладбище, площадь, дома причта;
большая зона – приписные церкви, часовни, отдельно стоящие кресты, святые источники, священные рощи, другие чтимые природные объекты;
монастыри;
Слайд 7
СВОЙСТВА ТРАДИЦИОННОГО ПРИХОДА
4. Многоступенчатость внутриприходской иерархии с определенным ролевым назначением отдельных групп:
клир –
настоятель, священно- и церковнослужители;
приходской актив – церковный староста, звонарь, сторож, часовенные, благотворители, крестьяне-причетники;
прихожане – книжники, вкладчики, паломники, старообрядцы, маргинальные группы;
5. Катехизаторские, проповеднические, государственно-политические аспекты богослужений, которые были одним из каналов информации государственного характера и выработки общественного мнения;
6. Приверженность к обрядовой стороне богослужений;
Слайд 8
СВОЙСТВА ТРАДИЦИОННОГО ПРИХОДА
7. Массовые формы внехрамового общения:
молебны по важным для всего сообщества случаям;
православные праздники, престольные и часовенные дни (в т.ч. братчины и кануны);
крестные ходы;
хождения на богомолья;
8. Взаимосвязанность разных сфер жизнедеятельности прихода – духовно-религиозной, образовательно-воспитательной, организационно-хозяйственной;
9. Формирование в прихожанах таких черт характера как любовь к храмам, жертвенность, милосердие;
10. Сакрализация и воплощение исторической памяти.
Слайд 9
Слайд 10
Рукопись 202. Измарагд. Нач. ХVII века
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=202
Слайд 11
Из «Пчелы»
Апостол рече: буди всяк человек скор на послушание, а ленив на глаголание.
Соломон
рече: во уши безумного ничтоже не глаголи, егда похулит мудрая твоя словеса.
Богослов. Уча учи нравом, а не
словом. Иже словом мудр, а
дела его несвершена, то хром
есть.
Демокрит. Личный образ
видится в зеркале, душевные
же – беседами являются.
Слайд 12
Заключение
Христианизация Руси выступала как могучий фактор в самодеятельности прихожан, которые строили и обустраивали
церкви; добровольно, сознательно и желанно воспринимали Православие как наиболее созвучную и дарственную форму Богообщения, обеспечивающую оптимальные возможности в реализации семейно–бытовых, гражданских, трудовых взаимоотношений, жизни в целом.