Языческие верования славян в преданиях г. Сызрани и Сызранского района презентация

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ исследовать духов и верования, запечатленные в преданиях и обрядах.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

исследовать духов и
верования,
запечатленные в
преданиях и обрядах.

Слайд 3

Предмет исследования боги и духи славян, нашедшие свое отражение в фольклорных единицах. .

Предмет исследования

боги и духи славян,
нашедшие свое
отражение в
фольклорных единицах.
.

Слайд 4

Объект исследования -классификация богов и духов, составление генеалогического древа и словаря, основанного на фольклорных единицах

Объект исследования

-классификация богов и духов, составление генеалогического древа и словаря, основанного

на фольклорных единицах
Слайд 5

ЗАДАЧИ - изучить верования славян; - сравнить верования славян и

ЗАДАЧИ

- изучить верования славян;
- сравнить верования славян и их
отголоски в

преданиях и обрядах современности;
- проанализировать предания г.Сызрани и Сызранского района;
- выявит отголоски славянских
верований в духов в фольклорных источниках г.Сызрани и Сызранского района.
-составить генеалогическое древо богов и духов, опираясь на научную литературу;
-составить краткий словарь славянских духов.
Слайд 6

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ 579 фольклорных единиц, собранных на территории Сызрани и

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

579 фольклорных
единиц,
собранных
на территории Сызрани
и Сызранского района,


а так же научная
литература
и славянская мифология.
Слайд 7

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ Актуальность и значимость темы обусловлены современными социальными и

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

Актуальность и значимость темы обусловлены современными социальными и культурными условиями,

требующими от современного человека знания своей культуры, которая воспитывает патриотизм, формирует самодостаточную, полноценную личность. Исследование языческих верований славян позволяет убедиться, что мифология славян не только интересна и увлекательна, но и является одним из источников, объясняющих формирование уникального фольклора нашей страны.
Слайд 8

НОВИЗНА РАБОТЫ Новизна работы заключается в анализе духовных истоков мифологии

НОВИЗНА РАБОТЫ

Новизна работы заключается в анализе духовных истоков мифологии и

отражении их в современных верованиях сызранцев, приобщение молодого поколения к истокам славянской культуры, что позволяет формировать уже в юном возрасте интерес к фольклорным истокам, бережное отношение к своей культуре
Слайд 9

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Введение Основная часть §1. Классификация славянских символов, использованных

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение
Основная часть
§1. Классификация славянских символов, использованных в фольклоре г.Сызрани и

Сызранского района
§2. Семантические особенности функционирования славянских верований в фольклоре
Заключение
Литература
Приложение1
Слайд 10

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО СЛАВЯНСКИХ ДУХОВ РОД Белобог Чернобог Мара Океан Уточка

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО СЛАВЯНСКИХ ДУХОВ

РОД

Белобог

Чернобог

Мара

Океан

Уточка

Алатырь

Черный змей

Вий

Дый

НЕЖИТЬ

Святобор

Буря-Яга

Горынь

Домашние духи

Лесные духи

Водяные духи

Полевые духи

Духи, отображающие облик

человека

Духи болезней

Воздушные духи

Слайд 11

ВОДЯНЫЕ ДУХИ

ВОДЯНЫЕ ДУХИ

Слайд 12

ВОДЯНЫЕ ДУХИ Искры от удара об Алатырь Вода Мавки проклятые

ВОДЯНЫЕ ДУХИ

Искры от удара об Алатырь

Вода

Мавки

проклятые

загубленные

утонувшие

Лембой

Болотник

Утопленница

Русалки

Езерицы

Болотницы

Шиш

Шишига

шишата

Анчутки

Банный

Болотный

Водяной

Банник

Волосатка

Обдериха

Водяной

Водяницы

Болотница

Бабай

Колодезник

Богинка

Бес

Болотник

Омутник

Шутовка

Слайд 13

ДУХИ, ОТОБРАЖАЮЩИЕ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА

ДУХИ, ОТОБРАЖАЮЩИЕ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА

Слайд 14

ДУХИ, ОТОБРАЖАЮЩИЕ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА Искры Алатыря Неприкаянный или нечистый дух

ДУХИ, ОТОБРАЖАЮЩИЕ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА

Искры Алатыря

Неприкаянный или нечистый дух

Стригоны

Упыри

Прирожденные

Обращенные

Привидения

Жердяй

Мора

Зеркалица

Блазня

Уличный

Домашний

Безымень

Утопленники

Посмертники

Самоубийцы

Наят

Еретник

Хлопотун

Ерестун

Клокотун

Слайд 15

ДУХИ БОЛЕЗНЕЙ Духи Болезней Белая баба Хвор Помочь Порча Лихоманка Морока Мора Удельница Лихо Сглаз

ДУХИ БОЛЕЗНЕЙ

Духи Болезней

Белая баба

Хвор

Помочь

Порча

Лихоманка

Морока

Мора

Удельница

Лихо

Сглаз

Слайд 16

Воздушные духи

Воздушные духи

Слайд 17

Воздушные духи Искры Алатыря Воздух Ночница Аспид Облакопрогонники Вилы Лихоплеси

Воздушные духи

Искры Алатыря

Воздух

Ночница

Аспид

Облакопрогонники

Вилы

Лихоплеси

Волосыни

Снегурочка

Василиск

Ламия

Огненный Змей

Полуношник

Петухозмеиный

Змееподобный

Петухоподобный

Слайд 18

Полевые духи Искры Алатыря Поле Спорыш Полевой Подудница Белун Зеленчук Встречник-вихровой Стоговой Сторожиха Полевик Межевичок Луговичок

Полевые духи

Искры Алатыря

Поле

Спорыш

Полевой

Подудница

Белун

Зеленчук

Встречник-вихровой

Стоговой

Сторожиха

Полевик

Межевичок

Луговичок

Слайд 19

Диаграмма частотности упоминания отдельных видов нежити в преданиях и обрядах г.Сызрани и Сызранского района.

Диаграмма частотности упоминания отдельных видов нежити в преданиях и обрядах г.Сызрани

и Сызранского района.
Слайд 20

ВЫВОДЫ 1.Языческие верования послужили основой формирования самобытной культуры, поскольку фольклорное

ВЫВОДЫ

1.Языческие верования послужили основой формирования самобытной культуры, поскольку фольклорное начало является

базой любой культуры.
2.Образы, исследуемые нами, нашли свое отражение в сознании современного человека, поскольку первобытные чувства,по мнению К.Г.Юнга,остаются в сознании человека в образе архетипов.
3.Отголоски языческой религии и по сей день присутствуют в преданиях нашего города .
4.Предания сохранили верования в потусторонние силы, пришедшие к нам из глубокой древности, в результате этого стало возможным классифицировать предания Сызрани и Сызранского района на две группы:предания связанные с группами добрых духов, названные нами обереги, и предания, связанные с нарушением запретов и культовых обрядов, названные нами разрушители.
5.В процессе изучения истоков нашей культуры становится понятным особое мировоззрение и жизненные установки современников.
6.Языческие верования позволяют современному человеку не только соприкоснуться с миром предков , но и почувствовать себя частью истории мира, своей страны, своей малой Родины.
7. Нежить как низшая ветвь мифологии еще сохранилась в сознании наших соотечественников, но будет ли эта, последняя ветвь сохранена в своих истоках или потеряет себя зависит только, от нас.
Слайд 21

ПРОБЛЕМА СОХРАНИЕНИЯ ИСТОКОВ ФОЛЬКЛОРА. И пусть ослабела в нашем славянском

ПРОБЛЕМА СОХРАНИЕНИЯ ИСТОКОВ ФОЛЬКЛОРА.

И пусть ослабела в нашем славянском роде

память о Радегасте, Белбоге, Полеле и Позвизде, но и до сих пор шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки - и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки.
Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем?
Имя файла: Языческие-верования-славян-в-преданиях-г.-Сызрани-и-Сызранского-района.pptx
Количество просмотров: 10
Количество скачиваний: 0