Слайд 2
![История зороастризма Зороастри́зм, также маздеи́зм одна из древнейших мировых религий,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-1.jpg)
История зороастризма
Зороастри́зм, также маздеи́зм одна из древнейших мировых религий, берущая начало
в откровении пророка Спитамы Заратуштры полученном им от Бога —Ахура Мазды В основе учения Заратуштры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В Древности и Раннем Средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана.
Слайд 3
![Хронология Архаичный период (до 558 до н. э.): время жизни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-2.jpg)
Хронология
Архаичный период (до 558 до н. э.): время жизни пророка Заратуштры
и существования зороастризма в форме устной традиции;
Ахеменидский период (558—330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов,
создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма;
Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. — 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства, буддизм значительно потеснил зороастризм в империи Кушанов;
Сасанидский период (226—652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;
Исламское завоевание (652 н. э. — середина XX века): упадок зороастризма в Персии, гонения на последователей зороастризма, возникновение парсийской общины Индии из эмигрантов из Ирана, литературная деятельность апологетов и хранителей традиции под властью мусульман.
Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.
Слайд 4
![Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-3.jpg)
Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время последней
кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии.
Слайд 5
![Аша и Друдж В основе этического учения зороастризма противопоставление двух](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-4.jpg)
Аша и Друдж
В основе этического учения зороастризма противопоставление двух поянтий: Аша
и Друдж.
Аша - это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Отец Аши - Ахура Мазда.
Друдж - это антитеза Аши, буквально «ложь», разрушение, деградация, насилие, грабёж, коррупция. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло
Слайд 6
![Ахура Мазда Аху́ра Ма́зда, Орма́зд - имя Бога, Творца мира](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-5.jpg)
Ахура Мазда
Аху́ра Ма́зда, Орма́зд - имя Бога, Творца мира в зороастризме,
от которого получил откровение пророк Заратуштра.
Слайд 7
![Имя образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни Ахура](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-6.jpg)
Имя образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни
Ахура - представляет
собой соответствие древнеиндийскому asura «Властелин», эпитету многих богов в Ригведе, прежде всего Варуны. Асуры - это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традициии в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры
Слайд 8
![Имя образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни Мазда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-7.jpg)
Имя образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни
Мазда - с
праиндоевропейского «утверждающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый». Индийское соответствие medhā «разум», «мудрость». Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания mazdayasna- «почитающий Мазду», «маздеист».
Слайд 9
![Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-8.jpg)
Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый»,
«Господь Мудрость», «Владыка мысли».
Слайд 10
![Ангра-Майнью Ангра-Майнью, в некоторых источниках встречается под именем Ахриман (древнеперсид.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-9.jpg)
Ангра-Майнью
Ангра-Майнью, в некоторых источниках встречается под именем Ахриман (древнеперсид. Ahriya mainyus
«всеуничтожающий дух») — олицетворение зла в зороастризме. В древнеперсидских клинообразных письменах носит эпитет duwaista, т. е. «ненавистный». Ахриман родной брат Ормузда. Ахриман не обладает самостоятельной творческой силой, как Ормузд (Ахура мазда), но во всякое чистое и доброе творение Ормузда он может заронить зерно зла. Поэтому он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия.
Слайд 11
![Ангра-Майнью Ему покорны все даевы (Дэвы), т. е. духи зла,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-10.jpg)
Ангра-Майнью
Ему покорны все даевы (Дэвы), т. е. духи зла, он властелин
смерти и мрака и представляется, таким образом, противовесом и вечным врагом Ормузда и его блаженного царства света.
Слайд 12
![Огонь и свет](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-11.jpg)
Слайд 13
![Огонь и свет Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-12.jpg)
Огонь и свет
Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога
в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету - источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они предают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Тем не менее не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет. По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное
Слайд 14
![Иерархия огней в зороастризме Березасаванг (Высокоспасительный) - горящий перед Ахура](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-13.jpg)
Иерархия огней в зороастризме
Березасаванг (Высокоспасительный) - горящий перед Ахура Маздой в
раю.
Вохуфриян (Благодружественный) - горящий в телах людей и животных.
Урвазишт (Приятственнейший) - горящий в растениях.
Вазишт (Действеннейший) - огонь молнии.
Спаништ (Святейший) - обычный земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), тот, что горит в храмах.
Слайд 15
![Священные огни Адур-Гушнасп (в Азербайджане в Шизе, огонь священников) Адур-Фробаг](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-14.jpg)
Священные огни
Адур-Гушнасп (в Азербайджане в Шизе, огонь священников)
Адур-Фробаг (Фарнбаг, огонь Парса,
огонь воинской аристократии и Сасанидов)
Адур-Бурзен-Михр (огонь Парфии, огонь крестьян)
Слайд 16
![Обряд погребения Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-15.jpg)
Обряд погребения
Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана и Индии
является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «дахме» — для утилизации птицами и собаками. Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире.
После очистки скелета от мягких тканей и
высушивания костей они складываются в урны.
Слайд 17
![Собака Особым уважением у зороастрийцев пользуется это животное. Это во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/92458/slide-16.jpg)
Собака
Особым уважением у зороастрийцев пользуется это животное. Это во многом
связано с рациональным мировоззрением зороастрийцев: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака человеку. Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их. Ритуально собака может быть приравнена к человеку, умершей собаки касаются и нормы погребения людских останков. Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде, выделяющие несколько «пород» собак:
Пасуш-хаурва - стерегущая скот, овчарка
Виш-хаурва - стерегущая жильё
Вохуназга - охотничая (идущая по следу)
Тауруна (Драхто-хунара) - охотничья, дрессированная
К «роду собак» также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов.