Слайд 2
![Периодизация истории развития арабской философии. Историю арабо-мусульманской философии можно разделить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-1.jpg)
Периодизация истории развития арабской философии.
Историю арабо-мусульманской философии можно разделить
на два периода:
1) IX—XI вв. – первый период.
2) Второй период охватывает XII — XIII вв.
Слайд 3
![Первый (IX—XI вв.): связан с деятельностью мыслителей восточных областей халифата:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-2.jpg)
Первый (IX—XI вв.):
связан с деятельностью мыслителей восточных областей халифата: араба
из Басры аль-Кинди, выходца из Средней Азии аль-Фараби и иранца из Хорасана Ибн Сины (Авиценны), а также ученых-энциклопедистов из группы «Чистые братья» (Ихван ас-са-фа, X—XI вв.)
Слайд 4
![Второй период охватывает XII — XIII вв. представлен в основном](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-3.jpg)
Второй период охватывает XII — XIII вв.
представлен в основном арабскими
учеными и мыслителями мусульманской Испании. К этому периоду относится деятельность Ибн Баджжа, Ибн Рушда, Ибн Ту-файля.
Слайд 5
![Жизнь и творчество Ибн Сины (Авиценна). Абу Али Хусейн Абдаллах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-4.jpg)
Жизнь и творчество Ибн Сины (Авиценна).
Абу Али Хусейн Абдаллах Ибн
Сина родился 16 августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран.
Слайд 6
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-5.jpg)
Слайд 7
![Ибн Сина миниатюра](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-6.jpg)
Слайд 8
![Полное имя его — Абу Али Хусейн Ибн-Сина, через еврейское](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-7.jpg)
Полное имя его — Абу Али Хусейн Ибн-Сина, через еврейское прочтение,
как Авен Сена и получилось современное Авиценна. Родился он близ Бухары в 980 году и прожил до 1037 года. Авиценна снискал себе славу не только как гениального философа, но и как гениального врача, поэта и ученого.
Слайд 9
![Ибн Сина создал оригинальную классификацию наук. Он делит науки на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-8.jpg)
Ибн Сина создал оригинальную классификацию наук.
Он делит науки на теоретические
и практические.
Теоретические науки — физика, математика, метафизика. Последовательность, в которой он рассматривает эти науки, воспроизводит постепенный переход от конкретных к отвлеченным знаниям.
Слайд 10
![«Физику» он подразделяет на «первичную» и «вторичную». К «первичной» относит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-9.jpg)
«Физику» он подразделяет на «первичную» и «вторичную».
К «первичной» относит учение
о материи, о формах движения, о растениях и животных, о минералах.
К «вторичной» — медицину, астрологию, физиогномику, алхимию, науку о волшебстве, объяснение снов.
Слайд 11
![К «практическим» наукам Ибн Сина причисляет учение об управлении государством,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-10.jpg)
К «практическим» наукам Ибн Сина причисляет учение об управлении государством, а
также весь круг проблем, связанных с семьей, имуществом и хозяйством.
Слайд 12
![Главная книга Ибн-Сины — это «Книга исцеления», насчитывающая 18 томов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-11.jpg)
Главная книга Ибн-Сины — это «Книга исцеления», насчитывающая 18 томов. Сокращенный
ее вариант сам же Ибн-Сина назвал «Книга спасения», а еще более сократив — до одной книги — он назвал ее «Книгой знания».
Слайд 13
![В философском учении Ибн Сины сложно переплетаются идеи Аристотеля и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-12.jpg)
В философском учении Ибн Сины сложно переплетаются идеи Аристотеля и неоплатоников
с некоторыми общими принципами мусульманской теологии. Вслед за неоплатониками Ибн Сина утверждал, что мир возникает путем эманации из божества, но не по воле последнего, а в силу объективной необходимости.
Слайд 14
![В учении о душе Ибн-Сина выступал против учения о переселении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-13.jpg)
В учении о душе Ибн-Сина выступал против учения о переселении душ,
ибо это учение тесно связывает душу с телом. Согласно Ибн-Сине, цель существования человеческой души состоит в том, чтобы максимально освободиться от чувств, ибо чувства мешают познанию Бога. Ибн-Сина считал, что душа бессмертна и постоянно будет существовать только лишь в своей духовной сущности.
Слайд 15
![На Страшном суде не будет воскресения человека в его телесном](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-14.jpg)
На Страшном суде не будет воскресения человека в его телесном виде;
душа будет существовать именно как душа. Отрешившись от чувств и от тела после смерти, душа праведника уподобляется ангелам. В этом состоянии душа человека, лишенная чувств, т.е. того, что мешает познанию истины, становится подобной ангелам и знает всю истину без учителей и без грамоты.
Слайд 16
![Ибн-Сина считал, что существует четыре вида бытия: чисто духовные существа,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-15.jpg)
Ибн-Сина считал, что существует четыре вида бытия:
чисто духовные существа, в
том числе и Бог,
далее следуют духовные предметы, связанные с материей — это небесные сферы;
далее — предметы, связанные с телесностью, а иногда и не связанные. Как правило здесь находятся все философские категории, такие как субстанция, свойство, необходимость, свобода и т.д., и именно эти предметы третьего уровня составляют основу метафизики.
И четвертый род бытия — это понятия, связанные с материей, существование и сущность индивидуальной конкретной вещи.
Слайд 17
![Жизнь и творчество ибн Рушды (Аверроэс). ибн Рушд Абу-л-Валид Мухаммед](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-16.jpg)
Жизнь и творчество ибн Рушды (Аверроэс).
ибн Рушд Абу-л-Валид Мухаммед
ибн Ахмед (1126—1198) — араб. философ, ученый, медик.
Был разносторонне образованным человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и придворного врача у правителя Кордовы.
Слайд 18
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-17.jpg)
Слайд 19
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Научное наследие Ибн Рушды включает в себя самостоятельные труды и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-19.jpg)
Научное наследие Ибн Рушды включает в себя самостоятельные труды и комментарии
чуть ли не по всем известным тогда отраслям знаний.
Большинство сочинений комментаторского характера представляют собой толкования к трудам Аристотеля, написанные в форме малых, средних и больших комментариев. За что Ибн Рушда получил почетное прозвище Великого комментатора.
Слайд 21
![К основным философским произведениям относятся: «Непоследовательность «Непоследовательности», «Рассуждение, выносящее решение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-20.jpg)
К основным философским произведениям относятся: «Непоследовательность «Непоследовательности», «Рассуждение, выносящее решение относительно
связи между религией и философией», «Книга об открытии путей аргументирования догм общения».
Слайд 22
![В противоположность учению ортодоксального ислама Ибн Рушд считал возможным по-новому](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-21.jpg)
В противоположность учению ортодоксального ислама Ибн Рушд считал возможным по-новому интерпретировать
мусульманские священные тексты и понимать их метафорически. Однако подобную свободу интерпретации он допускал лишь для избранных, ибо непосвященные способны реагировать лишь на образную риторику, в то время как философы во всем должны искать логику и убедительные доказательства.
Слайд 23
![Строгое научное доказательство может считаться наиболее достоверным лишь в вопросах,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/386703/slide-22.jpg)
Строгое научное доказательство может считаться наиболее достоверным лишь в вопросах, доступных
человеческому разуму, но оно бессильно в высших метафизических вопросах. Философия бессильна проникнуть в тайну творения и загробной жизни и постичь атрибуты божества, она способна лишь порождать различные сомнения, в то время как познание «откровением», само по себе более примитивное, дает необходимую «уверенность» в достоверности высших истин.