Содержание
- 2. Основные характеристики даосисткого учения: констатация условности любой дихотомии (ведущей к образованию бинарных оппозиций) и рекомендация преодолевать
- 3. главный даосский трактат «Дао дэ цзин» Обособление от мирской жизни как естественный принцип морали Дао –мировое
- 4. Лао Цзы Лао-цзы (Старый Младенец, VI век до н. э.) — древнекитайский философ VI–V веков до
- 5. В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность. ДАО «Дао» означает не только путь, но и
- 6. У ВЭЙ У вэй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (вэй
- 7. Ян Чжу Отрицание «воли неба» Призыв к «наслаждению жизнью» Ян Чжу первым из кит. мыслителей отверг
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2Основные характеристики даосисткого учения:
констатация условности любой дихотомии (ведущей к образованию бинарных оппозиций) и
Основные характеристики даосисткого учения:
констатация условности любой дихотомии (ведущей к образованию бинарных оппозиций) и
полный отказ в связи с этим от любого конвенционального «знания» и абсолютное предпочтение знания «откровенного», т.е. стремление к постижению реальности внерациональными средствами, в частности через психосоматические практики
жизненно значимые стратегии достижения победы над сильным и агрессивным оппонентом через демонстрируемую максимальную податливость и слабость, вводящую противника в заблуждение относительно реальной силы даосского «стратега»
полное доверие ко всему «естественному» (природному) и, напротив, неприязнь ко всему «искусственному» (антропогенному) и особенно — к «конфуцианской» письменной (вэнь) культуре;
как в этике, так и в эстетике — заявляемое как программа «подлинного существования» свободное стремление эмансипирующегося от всех условностей индивида (просветленного мистика) к «простоте некрашеного шелка и необработанного дерева», утверждение всеобщего принципа «недеяния» (у вэй) как основы успеха всякой деятельности, осуществляемой в согласии с дао
Слайд 3главный даосский трактат «Дао дэ цзин»
Обособление от мирской жизни как естественный принцип морали
Дао
главный даосский трактат «Дао дэ цзин»
Обособление от мирской жизни как естественный принцип морали
Дао
Следование природе и недеяние –высшие добродетели
Хараткер даосского учения – антиутилитаристский
Идеал безмятежной жизни
Переход по ту стороны «моральной жизни»
Идеал мудреца, позволяющего вещам следовать их естественным путём
«поскольку знать, что ты не знаешь (всего), — есть величие. Не знать, что ты не знаешь (всего), — есть болезнь.»
«Непостижимое Дэ — это то,
что наполняет форму вещей,
но происходит оно из Дао.
Дао — это то, что движет вещами,
путь его загадочен и непостижим.
…Тот, кто в делах следует Дао,
…очищающий свой дух,
вступает в союз с силой Дэ.»
Слайд 4Лао Цзы
Лао-цзы (Старый Младенец, VI век до н. э.) —
древнекитайский философ VI–V
Лао Цзы
Лао-цзы (Старый Младенец, VI век до н. э.) —
древнекитайский философ VI–V
определяется как основоположник даосизма
В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество — один из Трёх Чистых
Слайд 5В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность.
ДАО
«Дао» означает не только путь, но
В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность.
ДАО
«Дао» означает не только путь, но
«Дао» — всеобщий Закон и Абсолют.
материалистически: «Дао» — это природа, объективный мир.
бессловесно, безымянно, бесформенно и недвижимо
1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее «отсутствие/небытие», дающее начало Небу и Земле,
2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное «прохождению», восприятию и познанию, выразимое в «имени/понятии», знаке и символе, порождающее «наличие/бытие», являющееся предком «тьмы вещей».
ДЭ
«Дэ» — есть то, что питает «Дао», делает его возможным
«Дэ» — определено
некая универсальная сила, принцип, с помощью которого «Дао» — как путь вещей, может состояться.
метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать «Дао».
принцип, способ бытия.
возможность правильного накопления «жизненной энергии» — Ци.
искусство правильно распорядиться «жизненной энергией», правильное поведение.
не мораль в узком понимании.
Слайд 6У ВЭЙ
У вэй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде
У ВЭЙ
У вэй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде
Слайд 7Ян Чжу
Отрицание «воли неба»
Призыв к «наслаждению жизнью»
Ян Чжу первым из кит. мыслителей отверг
Ян Чжу
Отрицание «воли неба»
Призыв к «наслаждению жизнью»
Ян Чжу первым из кит. мыслителей отверг
Обвинение Ян Чжу в крайнем гедонизме также представляется преувеличением. Философ призывал лишь к наслаждению радостью жизни, имея в виду, что после смерти наступает «безразличие».
представитель раннего даосизма
«естественное» развитие человека, не стесненное социальными, этич. или политич. рамками.
Основу филос. взглядов составляет идея «естеств. бытия» человека.
Человек — неотъемлемый элемент природы, ее продукт, отличающийся от прочих «вещей» лишь разумом: «Человек подобен Небу и Земле... Человек является самым разумным , наделенных жизнью...