Слайд 2
![XVIII век XVIII век принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-1.jpg)
XVIII век
XVIII век принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени
полагали, что путем образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство.
Слайд 3
![Эта философия духовно подготовила общество к Великой французской революции 1789](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-2.jpg)
Эта философия духовно подготовила общество к Великой французской революции 1789 г.,
которая разрушила феодально-аристократические устои общества и создала условия для развития новых буржуазных отношений.
Слайд 4
![Духовная и культурная жизнь Европы ХVIII века отмечена широким распространением](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-3.jpg)
Духовная и культурная жизнь Европы ХVIII века отмечена широким распространением идеи
всевластия человеческого разума, решающей роли знания и научного познания.
Слайд 5
![Философы данного периода истории выдвинули три ключевые идеи: 1. Рассмотрение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-4.jpg)
Философы данного периода истории выдвинули три ключевые идеи:
1. Рассмотрение человеческого разума
как сущности человека, основы его могущества, счастья и нравственности. На этой основе философы Просвещения атакуют религиозный фанатизм, различные суеверия, феодальный абсолютизм, произвол политический и правовой.
Слайд 6
![2. Идея прогресса и соответствующий ей оптимистический настрой большинства философских](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-5.jpg)
2. Идея прогресса и соответствующий ей оптимистический настрой большинства философских систем.
В культуре и философии побеждает уверенность в бесконечности развития: научного, общественного, нравственного.
Идея прогресса предполагает, что каждая следующая ступень развития – сложнее, совершенней, лучше предыдущей.
Слайд 7
![3. Космополитизм. На основе доверия ко всему естественному («естественная религия»,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-6.jpg)
3. Космополитизм. На основе доверия ко всему естественному («естественная религия», «естественные
права человека») в эпоху Просвещения складывается представление о человеке как «гражданине мира», для которого солидарность со всем разумным человечеством важнее его национальной принадлежности, который служит истине, а не тому или иному государству.
Слайд 8
![Французские просветители Наиболее яркое выражение философские идеи Просвещения получили во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-7.jpg)
Французские просветители
Наиболее яркое выражение философские идеи Просвещения получили во Франции в
период 1715 (год смерти Людовика XIV) и 1789 (штурма Бастилии) годов.
К достижениям французской философии этого периода можно отнести критику религии, церкви и социального неравенства, а также развитие материалистической философии.
Самыми выдающимися мыслителями XVIII века являются Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Жан Жак Руссо, Жан Антуан Кондорсе, а также Дени Дидро и Жан Батист дэ Ламбер. Но наиболее последовательные материалистические учения создали Этьен Бонно де Кандильяк, Жюльен Офре дэ Ламетри, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеций.
Слайд 9
![Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-8.jpg)
Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778)
Слайд 10
![Вольтер прославился резкой и остроумной критикой религии и церкви. Источником](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-9.jpg)
Вольтер прославился резкой и остроумной критикой религии и церкви.
Источником религии
является невежество, фанатизм и обман. Религия возникает тогда, когда встречаются мошенник и глупец.
Философия для Вольтера – не столько теория, сколько орудие разума в борьбе против неразумного, отживающего устройства общества.
Вольтер понимает равенство людей лишь как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считает предпосылкой сохранения общественного равновесия.
Слайд 11
![Жан Жак Руссо (1712–1778)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-10.jpg)
Жан Жак Руссо (1712–1778)
Слайд 12
![Имущественное неравенство он считал несправедливым. Оно не соответствует «естественному состоянию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-11.jpg)
Имущественное неравенство он считал несправедливым. Оно не соответствует «естественному состоянию человека»,
его природе, а является продуктом развития цивилизации – результатом разделения труда.
Руссо выступает с критикой цивилизации, которая искажает природу человека, формирует «искусственные потребности».
Будущее справедливое и разумное общество должно быть возвратом к «естественному состоянию человека». В этом состоянии все люди равны, нравственно не испорчены.
Слайд 13
![Вторая половина XVIII века Вторая половина XVIII в. явилась эпохой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-12.jpg)
Вторая половина XVIII века
Вторая половина XVIII в. явилась эпохой резкого обострения
кризиса феодализма во Франции, вылившегося в буржуазную революцию.
Важнейшую роль в ее идеологической подготовке сыграли философы материалисты Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро, которые выступили против религии и идеализма.
Тем самым, во второй половине века формируется французский материализм.
Слайд 14
![Жульен Офре де Ламетри (1709 - 1751)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-13.jpg)
Жульен Офре де Ламетри (1709 - 1751)
Слайд 15
![Родоначальник французских материалистов. Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-14.jpg)
Родоначальник французских материалистов. Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и
что материя связана с движением.
Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга.
Ламерти лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития.
Слайд 16
![Поль Анри Гольбах (1723–1789)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-15.jpg)
Поль Анри Гольбах (1723–1789)
Слайд 17
![В своей основной работе «Система природы, или О законах мира](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-16.jpg)
В своей основной работе «Система природы, или О законах мира физического
и мира духовного» сформулировал основные идеи механистического материализма.
Природа – совокупность различных движущих сил материи. В отличие от деистов, которые считали Бога первоисточником движения, Гольбах считал движение присущим самой материи.
Гольбах придерживался строгого детерминизма: весь мир пронизан сетью причинных связей, случайностей не существует.
Слайд 18
![Дени Дидро (1713 - 1784)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-17.jpg)
Слайд 19
![Особое внимание Дидро привлекала проблема материального истолкования ощущений. Согласно Дидро](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-18.jpg)
Особое внимание Дидро привлекала проблема материального истолкования ощущений.
Согласно Дидро -
способность, аналогичная ощущению присуща всей материи. Человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе всей материи способность ощущения.
Признание способности ощущений отражать свойства внешних вещей не означает, что ощущения есть зеркальные копии предметов.
Между большинством ощущений и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями.
Слайд 20
![Итоги французской философии В XVIII в., таким образом, вновь возрождается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-19.jpg)
Итоги французской философии
В XVIII в., таким образом, вновь возрождается та тенденция
в решении проблемы индивидуального и всеобщего, природного и социального, которая была характерна еще для античных софистов.
Французские материалисты, исходили из того, что человек есть существо природное, а потому именно чувственные склонности рассматриваются как основное определение человеческого существа. Отсюда сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике материалистов просветителей.
Слайд 21
![Занимательная практика: “Квадрат Декарта” Каждый из нас постоянно сталкивается с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-20.jpg)
Занимательная практика: “Квадрат Декарта”
Каждый из нас постоянно сталкивается с необходимостью принятия
решений. Мы решаем, чем заняться вечером, куда пойти завтра после работы или учебы, какую специальность выбрать, с кем создавать семью
Если простые решения даются нам относительно легко, то с серьезными возникают определенные сложности. Чтобы поступать наиболее взвешенно в любой ситуации, рекомендуется использовать специальную технику принятия решений
Слайд 22
![Выдающийся французский философ, математик и ученый Рене Декарт предложил уникальную](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-21.jpg)
Выдающийся французский философ, математик и ученый Рене Декарт предложил уникальную методику
для принятия правильного решения вне зависимости от его сложности. Этот метод так и назвали: Квадрат Декарта.
Слайд 23
![Для того чтобы понять, как работает данная техника в действительности,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/316543/slide-22.jpg)
Для того чтобы понять, как работает данная техника в действительности, приведем
пример человека, который хочет устроиться на новую работу.