Философия Древнего Китая и Индии презентация

Содержание

Слайд 2

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Слайд 3

В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм.
Без этих трёх

учений философия древнего Китая напоминала бы здание без фундамента — столь велик их вклад в одну из самых глубоких философских систем в мире.

Слайд 4

Кун Фу-цзы (Конфуций)

551 – 479 гг до н.э.
Родился в знатной семье. Его отец

был военным, а мать – его третьей женой. Через 2 года отец умер, оставив семью без средств к существованию

Конфуций с детства работал сторожем, пастухом. В 15 лет начал заниматься самообразованием. Вскоре он стал чиновником.
Позже отправился путешествовать по государствам Китая, изучая их обычаи и законы.
К 30 годам он стал известен как знаток наук и ритуалов. У него появились ученики.

Слайд 5

Конфуцианство

Ученики Конфуция записали его мысли и суждения и составили книгу
«Лунь-Юй» («Беседы и

суждения»).
Конфуцианство – это не религия.
Золотое правило этики:
«Не делай человеку того,
чего не желаешь себе».

Конфуций.
рисунок из книги
«Мифы и легенды Китая» 

Идеал конфуцианства – создание гармоничного общества

Слайд 6

Пять основных идей Конфуция
Жэнь (仁) — «любовь к людям», «милосердие», «гуманность». Человек должен руководствоваться

любовью к людям. Это то, что отличает его от животного.
И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Человек должен быть справедливым. Почитать родителей, т.к. это правильно – они его вырастили.
Ли (礼 [禮]) — «обычай», «обряд», «ритуал». Человек должен соблюдать все ритуалы и обычаи, тогда не будет места конфликтам и злу.
Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость». Умение просчитать последствия своих действий, посмотреть на них со стороны.
Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Эти качества предупреждают лицемерие.

Люди не рождаются злыми. Они начинают отличаться друг от друга благодаря воспитанию. Дурное воспитание портит человека, поэтому необходимо правильное воспитание.
Главная цель на жизненном пути человека – совершенствование.

Дома потомков Конфуция в его родном городе Цюйфу

Слайд 7

Лао-цзы
Перевод имени: «старый философ» или «старый ребенок».
Версия: Лао-цзы и Конфуций – это одно

лицо.
604г.до н.э. – время смерти неизвестно
Полулегендарный китайский мыслитель,
основатель философии даосизма

Был очень образованным человеком. Служил хранителем государственного архива и библиотекарем при династии Чжоу.
В знак протеста против интриг и войн в государстве он покинул страну. На пограничной заставе он оставил рукопись «Дао дэ цзин».
Неизвестно, где он жил, как, где и когда умер. Считается, что он прожил 160 или даже 200 лет

Слайд 8

Даосизм

Дао – центральное понятие даосизма.
Это естественный ход вещей, судьба всего в мире. Но

судьба не предопределенная, а как вечное движение и изменение, чередование темных и светлых полос, инь и ян.

Дао

Графический символ инь-ян

Взятые отдельно друг от друга, две части круга неполны, но вместе они образуют гармоничное единство.
Инь ян
Женское мужское
Тьма свет
Тепло огонь
Сегодня хорошо завтра будет плохо

Даосская притча: мудрый не воюет ни с кем. Если у него есть враг, он не станет его убивать. Он сядет на берегу и будет ждать, пока труп врага сам не проплывет мимо него.

Слайд 9

Основные положения даосизма

Все в мире развивается естественным путем и находится в постоянном изменении,

нельзя вмешиваться в этот процесс,
цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, которое приносит покой,
развитие цивилизации ведет к дисгармонии с миром, к разрыву связей с природой, к хаосу и войнам, следовательно, необходимо вернуться к истокам, стать ближе к природе.

Китайская философия интересуется в первую очередь нравственными проблемами, поведением человека и его внутренним миром.

中国哲学
Китайская философия

Слайд 10

Философия Древней Индии

Веды (в переводе с санскрита – «знание», «учение») – это самый

древний сборник религиозных текстов.
Философская часть Вед – «Упанишады».

Слайд 11

Важные понятия индийский философии:
сансара – учение о переселении души, реинкарнация. Душа человека

вечна, после смерти тела она переселяется в другое тело (человека, животного, бога).
карма – закон воздаяния. Все поступки (хорошие или плохие) отражаются на карме человека. При праведном поведении душа переселится в тело бога, жреца или ремесленника. При мерзком поведении – в тело собаки, свиньи или неприкасаемого.
ахимса – непричинение вреда живому. Все живые существа имеют равноценную душу, поэтому нельзя причинять им вред.

Слайд 12

Ортодоксальные философские школы
(признающие авторитет «Вед»:
веданта, йога, вайшешика.

Ортодоксальные философские школы
(признающие авторитет «Вед»:

Веданта

предлагает тщательно изучать тексты «Вед», где есть ответы на все вопросы. Если непонятно, обращаться к гуру (учителю).

Вайшешика считает, чтобы избежать страданий, надо принимать жизнь такой, какая она есть.

Йога добавляет к этому систему физических и духовных упражнений, чтобы освободиться от боли и страданий.

Слайд 13

Неортодоксальные философские школы (оригинальные учения):
локаята, джайнизм, буддизм.

Локаята: со страданием может справиться только удовольствие, смерть

бесповоротна, жизнь коротка, надо успеть насладиться жизнью.

Джайнизм: тело – темница бессмертной души, оно стремится к греху, надо избавиться от тирании тела с помощью аскетизма.

Слайд 14

Буддизм – наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии.
Главная идея: освобождение души

от страданий, просветление и достижение нирваны (в переводе с санскрита – блаженное небытие, вечный покой).

Основатель – Сиддхарта Гаутама, названный Буддой
(ок.623 – 544 до н.э.)

Гаутама был сыном одного правителя Индии.
Он воспитывался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пределы дворца, он увидел старика, больного и похоронную процессию. Он понял всю глубину страданий человека и решил посвятить себя поиску истины. 6 лет он жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой).
Всю оставшуюся жизнь он проповедовал свое учение.

Слайд 15

Будда – это не Бог, а учитель. Сиддхартха Гаутама – не первый и

не последний Будда, он лишь один из череды Будд с далекого прошлого до далекого будущего.

Статуя Будды в Японии

Для достижения нирваны нужно:
Праведное знание,
Праведное отношение,
праведная речь,
праведное поведение,
праведное усилие,
праведное сосредоточение.
Только точно исполняя эти требования, можно вырваться из круга сансары и больше не возрождаться для жизни и сопутствующих ей страданий.

Имя файла: Философия-Древнего-Китая-и-Индии.pptx
Количество просмотров: 158
Количество скачиваний: 0