Философия, ее предмет и место в культуре человечества. История философии презентация

Содержание

Слайд 2

Учебная литература: Бранская, Е. В. Философия : учебное пособие для

Учебная литература:

Бранская, Е. В.  Философия : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. —

2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 184 с. 
Философия права и закона : учебник для вузов / А. В. Грибакин [и др.] ; под редакцией А. В. Грибакина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 289 с. 
Слайд 3

ВОПРОС № 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

ВОПРОС № 1

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 4

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 5

ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 6

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ XVIII В.

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ XVIII В.

Слайд 7

ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XVIII-XX ВВ.)

ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XVIII-XX ВВ.)

Слайд 8

Важнейшие философские течения современной России Диалектический материализм Религиозная философия Православие

Важнейшие философские течения современной России

Диалектический материализм

Религиозная философия

Православие

Ислам

Восточная философия

Буддизм

Неоиндуизм

Йога

Философия эзотерической ориентации

Психоанализ

Слайд 9

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Пристальное внимание к социальной проблематике Народопоклонство –

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Пристальное внимание к социальной проблематике

Народопоклонство – ощущение долга перед

народом

Этическая направленность

Спор западников и славянофилов

Философско – художественный комплекс

Пристальное внимание к религиозной проблематике

Слайд 10

ВОПРОС № 2 ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО КАК ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА

ВОПРОС № 2

ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО КАК ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX

ВЕКА
Слайд 11

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX в. Основные направления русской философии Западничество Славянофильство

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX в.

Основные направления русской философии

Западничество

Славянофильство

Слайд 12

Чаадаев П.Я. (1794 - 1856) «Письма о философии истории» на

Чаадаев П.Я. (1794 - 1856)

«Письма о философии истории» на франц.яз.- «Философические

письма»
«Апология сумасшедшего»
Его сторонники оформились в западников, а его критики - в славянофилов.
Основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности.

«Смысл России - быть уроком всему человечеству».

Слайд 13

Чаадаев П.Я. (1794 - 1856) Обозначает себя как религиозного мыслителя,

Чаадаев П.Я. (1794 - 1856)

Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование

Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение.
Не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» - метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники).

«Смысл России - быть уроком всему человечеству».

Слайд 14

ЗАПАДНИЧЕСТВО Западники полагали Россия должна Учиться у Европы Пройти этапы

ЗАПАДНИЧЕСТВО

Западники полагали

Россия должна

Учиться у Европы

Пройти этапы развития западных стран

Усвоить идеи

просвещения

Выйти на единственный путь прогресса – путь науки и разума

Слайд 15

Хомяков А.С. (1804 - 1860) особое внимание уделял религиозным вопросам,

Хомяков А.С. (1804 - 1860)

особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского

православия
Основной труд: «Записки о всемирной истории» (незавершен)
Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи.
В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм
Слайд 16

СЛАВЯНОФИЛЫ УТВЕРЖДАЛИ существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве

СЛАВЯНОФИЛЫ УТВЕРЖДАЛИ

существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия
наличие у

России собственного, самобытного пути исторического развития.
неповторимость форм общественного развития русского народа в виде общины (характеризуется коллективным трудом и потреблением) и артели (добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности)
отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии
Слайд 17

Славянофильство Россия должна развиваться по особому пути, не схожему с

Славянофильство

Россия должна развиваться по особому пути, не схожему с западноевропейским

Цель


Выработка национальной русской идеи на основе религиозных традиций православия

Слайд 18

ВОПРОС № 3 ПОЧВЕННИЧЕСТВО, НАРОДНИЧЕСТВО И ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА

ВОПРОС № 3

ПОЧВЕННИЧЕСТВО, НАРОДНИЧЕСТВО И ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА

Слайд 19

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) Родился в Москве в дворянской семье.

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Родился в Москве в дворянской семье. По окончании

Главного инженерного училища в Петербурге начинает заниматься литературным творчеством, которое благосклонно было принято критиками. В это время он также увлекается революционными идеями. В 1849 г. за «антиправительственную деятельность» был арестован и приговорён к смертной казни. В момент ожидания казни прибыл курьер с указом о замене казни каторгой. Девять лет Достоевский проводит в остроге и ссылке. В 1859 г. возвращается в Петербург, где занимается писательским трудом.
Слайд 20

Философские взгляды Ф.М.Достоевского В 1860-х гг. Достоевский развивает программу почвенничества

Философские взгляды Ф.М.Достоевского

В 1860-х гг. Достоевский развивает программу почвенничества

Должна быть восстановлена

разрушенная петровскими реформами связь общественной жизни России с исконными народными началами

Духовность

Коллективизм

Соборность

Слайд 21

Ф.М.Достоевский о человеке Для разрешения наболевших вопросов необходимо обратиться к

Ф.М.Достоевский о человеке

Для разрешения наболевших вопросов необходимо обратиться к душе каждого

конкретного человека

Сущность человека

Свобода человека

Свобода без нравственности

Саморазрушение человека

Слайд 22

Ф.М.Достоевский о человеке Человек должен самостоятельно идти к свободе, освобождаясь

Ф.М.Достоевский о человеке

Человек должен самостоятельно идти к свободе, освобождаясь от страстей,

искушений и общепринятых авторитетов

Это тяжёлый путь, связанный со страданием

Только страдание приводит к искуплению и даёт полную свободу

Слайд 23

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Серьёзные философские идеи содержатся в произведениях

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Серьёзные философские идеи содержатся в произведениях Л.Н.Толстого. В

романе «Война и мир» он поднимает вопрос о движущих силах истории и критикует теорию «великих личностей» как творцов истории. Для Толстого творцы – не герои и вожди, а народные массы, движимые исторической необходимостью.
Слайд 24

Этика Л.Н.Толстого Идея ненасилия Не творить насилие и не готовиться

Этика Л.Н.Толстого

Идея ненасилия

Не творить насилие и не готовиться к нему

Не

принимать участие в насилии других (не служить в армии, не участвовать в судах и т.д.)

Не одобрять никакого насилия

Слайд 25

За свои взгляды на религию в 1901 г. Л.Н.Толстой был отлучён от церкви (предан анафеме).

За свои взгляды на религию в 1901 г. Л.Н.Толстой был отлучён

от церкви (предан анафеме).
Слайд 26

НАРОДНИЧЕСТВО Потери связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой Идеология

НАРОДНИЧЕСТВО
Потери связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой
Идеология народничества

основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм.
Объективными условия:
слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины.
Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.

Герцен А. И.
(1812-1870 гг.)

Слайд 27

ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом

ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА

Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом

является смыслом существования всего живого на Земле.
Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.
Слайд 28

ПРОЯВЛЕНИЯ ВСЕЕДИНСТВА В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца

ПРОЯВЛЕНИЯ ВСЕЕДИНСТВА

В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари,

Бога и человека;
В гносеологическом отношении - это «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания - не только через познавательную деятельность, но через веру и интуицию.
В аксиологии - абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.
Слайд 29

В. С. СОЛОВЬЕВ (1853-1900 ГГ.) «Я называю истинным, или положительным,

В. С. СОЛОВЬЕВ (1853-1900 ГГ.)

«Я называю истинным, или положительным, всеединством такое,

в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия»
Слайд 30

Центральная идея философии В.С. Соловьёва Всеединство Совершенный синтез ценностей знаний, способов познания мира

Центральная идея философии В.С. Соловьёва

Всеединство

Совершенный синтез ценностей знаний, способов познания

мира
Слайд 31

Религиозная философия Сергей Булгаков Василий Розанов (религиозно-философское общество) Дмитрий Мережковский

Религиозная философия

Сергей Булгаков
Василий Розанов
(религиозно-философское общество)
Дмитрий Мережковский
(русский символизм)
Николай Бердяев
(«Философия свободы»,
«Смысл творчества»)

Успенский

собор
Московского Кремля 
Слайд 32

Н. А. Бердяев (1874-1948) Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества»

Н. А. Бердяев (1874-1948)

Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества»
единственный механизм

творчества - свобода.
ввел и развил понятия:
царство духа,
царство природы,
объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы,
трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Слайд 33

Космизм Представители: Н.Ф. Федоров (1829-1903) К.Э. Циолковский (1857-1935) В.И. Вернадский

Космизм

Представители:
Н.Ф. Федоров
(1829-1903)
К.Э. Циолковский
(1857-1935)
В.И. Вернадский
(1863-1945)
А.Л.Чижевский
(1897-1964)

Философское мировоззрение, в основу которого положено представление

о Космосе и о человеке как «гражданине Мира»
Понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом.
В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной
Слайд 34

Николай Федоров Философия «общего дела» Воскрешение предков – патрификация Его

Николай Федоров

Философия «общего дела»
Воскрешение предков – патрификация
Его осуществит Бог нашими

руками, с помощью современной науки, которая от Бога.
Миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому ими можно заселить другие планеты.
Замысел освоения космического пространства

Проект «регуляции природы»

Имя файла: Философия,-ее-предмет-и-место-в-культуре-человечества.-История-философии.pptx
Количество просмотров: 203
Количество скачиваний: 0