Слайд 2
III направления французского просвещения
Деизм
Атеистическо-материалистическое
Утопическо-социалистическое
Слайд 3
ДЕИЗМ
Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только
как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения его личностными чертами), так и против отождествления бога с природой (пантеизма).
Слайд 4
ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕИЗМА
Вольтер
Слайд 5
Франсуа Вольтер (наст. фамилия Аруэ) (1694 – 1778) – философ, писатель,
публицист, один из основоположников французского Просвещения. Вошёл в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции. «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили распространение во всей Европе.
Слайд 6
Слайд 7
Шарль-Луи́ де Секонда́ де Монтескьё ( 18 января 1689 — 10
февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.
Слайд 8
Слайд 9
Жан-Жак Руссо́ (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль,
близ Парижа) — французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. Его называют предтечей Великой французской революции.
Слайд 10
АТЕИСТИЧЕСКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ
Атеизм (от греч. atheos — безбожный) – направление в философии, сторонники
которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Атеистическо-материалистическое направление, было распространено во Франции XVIII века, накануне и во время Великой французской революции.
Слайд 11
ПРЕДСТАВИТЕЛИ АТЕИСТИЧЕСКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Ламетри
Слайд 12
Жюльен Ламетри (1709 – 1751), французский философ, врач. В нашумевшем в
своё время сочинении «Человек-машина» (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведёт к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности.
Слайд 13
Слайд 14
Дени Дидро (1713 - 1784) – французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный
член Петербургской АН (1773). один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внёс большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном завершено. Вместе с Дидро редактором «Энциклопедии» был д’Аламбер.
Слайд 15
Слайд 16
Наиболее последовательным выразителем философских учений французского материализма стал Поль Гольбах (1723
– 1789) французский философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1780). Его произведение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», получило название «кодекса материализма и атеизма XVIII века».
Слайд 17
УТОПИЧЕСКИ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ
Утопическо-социалистическая философия получила широкое распространение в философии Франции во второй половине
XVIII – начала XIX века. Представители данного направления жёстко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопистские идеи нашли поддержку среди широких слоёв простого населения Франции накануне и во время Великой французской революции 1789-1794 гᴦ.
Слайд 18
Слайд 19
Габриэль Мабли (1709 – 1785), французский просветитель и социальный философ, составитель
свода международного права. Полнее всего его взгляды выражены в трудах «О правах и обязанностях гражданина», «Сомнения, предложенные философам-экономистам о естественном и крайне важно м порядке политических обществ», «О законодательстве, или принципы законов».
Слайд 20
ЛИТЕРАТУРА:
Век Просвещения. В 2-х кн. Книга 2. - М.: Наука, 2009.
- 264 с.
Ильин В.В. История философии. - СПб.: Питер, 2005. - 732 с.
Чудинов А.В. Утопии века Просвещения. - М., 2000.
Манфрез А.З. Три портрета времен французской революции. - М: Мысль, 1989.