История русской философской мысли презентация

Содержание

Слайд 2

В чем особенность русской общественной и философской мысли?

Слайд 3

Главные направления русской философии – философия истории и социальная философия

Слайд 5

Русская философская мысль XIII – XVIII вв.

Тема «Слова» — тема равноправности народов, резко противостоящая

средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа. Д.С.Лихачев

Митрополи́т Иларио́н ( Русин; умер ок. 1055) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого. Первый митрополит русского происхождения в Древнерусском государстве. Автор «Слова о Законе и Благодати»

Слайд 6

Русская философская мысль XIII – XVIII вв.

В первой части показано превосходство благодати Нового

Завета над заповедями Ветхого

Вторая часть – прославление Владимира Крестителя.

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ»
МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

Слайд 7

«Москва – Третий Рим»

Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не

бывать. Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. Отражение этой теории —в освободительных войнах России с Турцией на Балканском полуострове, в воззрениях славянофилов.

Слайд 8

Философия XVII в.

Особенность – отделение философии от богословия

Слайд 9

Философия XVIII в.

Главная особенность периода – на смену христианско-православной концепции приходит деизм

– религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход); другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не управляет ими полностью.

Слайд 10

Вопросы:

Выделите основные вопросы и направления русской философии.
Какие идеи митрополита Илариона нашли выражение в

«Слове о законе и благодати»?
В чем суть философской концепции «Москва – третий Рим»?
Какое место занимала философия в учебных заведениях России?
Что такое деизм? Кто из русских мыслителей принадлежал к данному направлению?

Слайд 11

Особенности русской философии

Основа русского типа мышления – интуиция. Поэтому наиболее значительные идеи высказаны

не в систематизированных трудах, а в литературной форме.
Предубеждение против индивидуализма и приверженность определенной духовной общности.
Русское философское мировоззрение направлено не только на понимание мира, но и на его улучшение.
Тесная связь с религией.
В центре русской философии – человек, его судьба, смысл человеческой жизни.

Слайд 12

Философские искания XIXв.

XIX в. – систематизация философского знания, и формирование философии как науки.
Особенность

данного периода – многообразие течений и направлений философской мысли.

Основной вопрос – роль и место России в мировом историческом процессе.

Слайд 13

Петр Яковлевич Чаадаев

( 1794 — 1856) — русский философ, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в

которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в имперской России.
В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.

П.Я. Чаадаев, христианский философ
и публицист

Слайд 14

«Философические письма» (8)

Цель религии и смысл всякого существования - установление на Земле «царства

Божьего» или «совершенного строя». Затем Чаадаев переходит к рассмотрению «нашей своеобразной цивилизации», которая, раскинувшись от Германии до Китая, не принадлежит ни Востоку, ни Западу и только начинает приоткрывать истины, давно уже известные другим народам. Окидывая взглядом историю России, Чаадаев обнаруживает в ней «мрачное и тусклое существование», где нет внутреннего развития. Эти мысли приводят его к размышлению о народах, которые представляют собой «нравственные существа». При этом народы Запада образуют Европу, суть которой в идеях долга, справедливости, права и порядка. Чаадаев — противник идеи множественности цивилизаций, ибо неевропейские формы быта он рассматривает как «нелепые отступления». Благоденствие Европы является следствием обретения ею истины.

Смысл России по Чаадаеву: «Мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам»

Слайд 15

«Апология сумасшедшего»

Слайд 18

Владимир Сергеевич Соловьев

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 — 1900) — русский религиозный мыслитель.

Слайд 21

Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881 - великий русский философствующий писатель. Его идеи

позволяют некоторым исследователям видеть в нем одного из предтеч современного экзистенциализма. Его романы и повести “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Записки мертвого дома”, “Братья Карамазовы”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели” стали средством пропаганды гуманистической морали.

Слайд 22

Философские взгляды Ф.М. Достоевского

Ключевая идея - человечность. Он отрицал правомерность борьбы со злом

с помощью зла. Писатель считал аморальным общественное устройство, основывающееся на насилии и гибели людей. По его мнению, разум, не освещенный любовью к человечеству, — темный, бессовестный разум, опасен и убивает жизнь. Он полагал, что вера в Бога и исходящее он него добро — основа нравственности. По Достоевскому, человек заслуживает счастье страданием.
Особенность философских взглядов писателя в том, что в них обнаруживается осознание текучести, переменчивости жизни. Он тонко чувствует возможную альтернативность человеческих поступков. Человек у Достоевского подавлен обстоятельствами жизни. Мир, изображаемый писателем, трагичен и враждебен человеку, а человек в нем одинок перед лицом испытаний. Человека, по Достоевскому, спасает только вера в Бога.

Слайд 23

«Серебряный век» русской философии

Последняя треть XIX в. – 1922 г. – «серебряный век»

русской философии. Особенность периода - усиление связей между философией и искусством и литературой.

Слайд 24

Евразийство

ЕВРАЗИЙСТВО — течение общественной мысли, появившееся в русском зарубежье в нач. 20-х гг. XX в.

Идейными предтечами евразийцев были славянофилы.
Евразийцы рассматривали Россию как "Евразию", как синтез Европы и Азии с выраженным преобладанием черт последней; результатом этого синтеза является некий "третий мир", наделенный чертами, свойственными особому культурному типу. Носители евразийских взглядов выражали глубокое разочарование достижениями (в первую очередь в духовной сфере) западной цивилизации. Залогом процветания будущей России они считали незыблемость устоев православия.

Слайд 25

Свои размышления о судьбе России и ее месте в историческом процессе Бердяев изложил

в книге “Истоки и смысл русского коммунизма”(1937 г.) Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания. Но самой характерной его чертой является идея мессианства, поиска истинного божьего царства, обусловленные принадлежностью к православию. Бердяев выделяет пять периодов в истории России, или “пять Россий”: “Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию, где победил специфический, русский коммунизм, обусловленный особенностями русского национального характера.

Николай Александрович
Бердяев (1874 — 1948) —
наиболее крупный
представитель русской
идеалистической
философии ХХ в.

Слайд 26

Современная российская философия

Юрий Витальевич Мамлеев ( родился в 1931 г.) — русский писатель, драматург,

поэт и философ. Автор учения «Россия Вечная».
Россия представляет собой не просто страну, это нечто гораздо большее, чем страна. Это некая метафизическая реальность. Россия не Запад и не Восток, это самобытная цивилизация. Она выходит за пределы исторического процесса, русская идея не укладывается в рамки истории, она не может существовать только в рамках земного бытия и неизбежно будет воплощаться в других мирах.

Слайд 27

Современная российская философия

Гейдар Джемаль ( род.1947) — российский исламский общественный деятель. Председатель Исламского комитета

России.
Он четко обозначает свои левые политические взгляды. Пытается «соединить потенциал сопротивления, накопленный в исламе, с опытом и структурами левого движения».

Основой для теологии Гейдара Джемаля является понятие «авраамической религии». Объединяющая иудеев, христиан и мусульман. Авраамическая религии несет в себе дух свободы. Моисей бросил вызов фараону, и борьба продолжается до сих пор.
Теология методично антиклерикальная. «Именно в развитии клерикализма Джемаль видит „проигрыш исторического христианства“: „Попы украли слово Христа“»

Имя файла: История-русской-философской-мысли.pptx
Количество просмотров: 163
Количество скачиваний: 0