Слайд 2
![Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли, но в 19 веке](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-1.jpg)
Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли, но в 19 веке их
развели. А в начале 20-го столетия немецкий философ Освальд Шпенглер в своём труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок. Культура – это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.
Слайд 3
![В современной науке не сложилось единого взгляда на сущность цивилизации,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-2.jpg)
В современной науке не сложилось единого взгляда на сущность цивилизации, поэтому
в литературе насчитывается более 100 её определений.
Одни учёные относят это понятие к историческим эпохам, другие связывают с географическим местом, третьи опираются на религиозные и социокультурные критерии, четвертые представляют цивилизацию как степень культурного развития и т.д.
Слайд 4
![В философии наибольшее распространение получило понимание цивилизации как социокультурной суперсистемы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-3.jpg)
В философии наибольшее распространение получило понимание цивилизации как социокультурной суперсистемы, имеющей
самостоятельный механизм функционирования. Такой подход берёт начало с идей известного русского мыслителя 19 в. Данилевского. В своей работе «Россия и Европа» он выдвинул теорию культурно – исторических типов. Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сами культурно – исторические типы понимаются как сочетание психических, антропологических, социальных, территориальных других признаков.
Слайд 5
![По мысли Данилевского лишь в России осуществляется гармоничное сочетание всех](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-4.jpg)
По мысли Данилевского лишь в России осуществляется гармоничное сочетание всех этих
элементов. Если Данилевский выделял 13 типов, т.е. « самобытных цивилизаций», Шпенглер – 8 типов, то английский культуролог Арнольд Тойнби – 6 типов. Сегодня же в науке конкурируют две теории: теория стадиального развития цивилизации и теория локальных цивилизаций.
Слайд 6
![Стадиальная теория рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-5.jpg)
Стадиальная теория рассматривает цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, где
выделяются определённые стадии. Теория локальных цивилизаций рассматривает всемирно – исторический процесс как совокупность исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих свои особенности развития.
Вывод: несмотря на различия, сторонники обеих теорий признают, что общей структурной единицей исторического процесса является цивилизация.
Слайд 7
![Факторы, определяющие сущность цивилизации географическая среда система ведения хозяйства социальная организация религия духовные ценности политико–правовая система](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-6.jpg)
Факторы, определяющие сущность цивилизации
географическая среда
система ведения хозяйства
социальная организация
религия
духовные ценности
политико–правовая система
Слайд 8
![Цивилизация имеет две стороны: научно–техническую и социально–правовую . Критерием развития](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-7.jpg)
Цивилизация имеет две стороны: научно–техническую и социально–правовую .
Критерием развития цивилизации является
степень разумного господства человека над силами природы и развитие социально-правовой сферы, обеспечивающей реализацию прав и свобод личности.
Слайд 9
![Менталитет- образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущий индивиду или группе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-8.jpg)
Менталитет- образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущий индивиду или группе (употребляется
для характеристики национальных особенностей народов, отличительных черт культуры.
Слайд 10
![Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-9.jpg)
Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение,
расцвет, разложение и гибель.
Слайд 11
![Какова продолжительность существования цивилизации? А. Тойнби и О. Шпенглер- 1](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-10.jpg)
Какова продолжительность существования цивилизации?
А. Тойнби и О. Шпенглер- 1 тыс. лет;
Л.Н.
Гумилёв- 1,5 тыс. лет;
А. Кётле- средняя продолжительность жизни цивилизации 1461 год (плюс/минус 185 лет).
Слайд 12
![Вывод: общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже. Общество и культура Цивилизация](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/87969/slide-11.jpg)
Вывод: общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже.
Общество