Онтология. Формы бытия презентация

Содержание

Слайд 2

Онтология

«ontos» (бытие) + «logos» (слово)
Учение о бытии
Раздел философии, стремящийся составить наиболее общее представление

об устройстве мира и его закономерностях

Слайд 3

Бытие

Основная категория онтологии
Все существующее, сущее как таковое
Мир в целом (потенциальное и актуальное бытие)
Бытие

реальность, действительность, существование
Бытие самодостаточно

Слайд 4

Формы бытия

Слайд 5

Понятие «бытие»

Ввел в философию Парменид (VI-V в. до н.э.)
Платон (V в. до

н.э) разделил бытие на мир идей и мир вещей («теней»)
Разделение на идеальное и материальное бытие сохраняется в идеалистической и материалистической философии.
Неклассическая философия – попытки заменить или отменить это понятие как наиболее фундаментальное для философии

Слайд 6

Парменид – древнегреческий философ

Элейская школа философии
Различал два уровня познания: рациональное (истина) и чувственное

(мнение)
Бытие умозрительно
Бытие едино и неподвижно
Противопоставил бытие небытию.

Слайд 7

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Родовое имя – Аристокл, поэт и спортсмен
Ученик Сократа
Основал

Академию
Создатель первой системы объективного идеализма

Слайд 8

Идеализм

Идеализм – философское учение, исходящее из первичности идеального начало по отношению к материальному
Объективный

идеализм исходит из объективно (вне человеческого сознания) существующего идеального начала (Бог, Брахман и т.д.)

Слайд 9

Платон (продолжение)

«Мир вещей» - лишь «подражание» «миру идей (эйдосов)»
Бытие – это «мир эйдосов»:

мир идеальных, вечных, неизменных сущностей (гипер-урания)
«Мир эйдосов» - результат философской рефлексии над античной мифологией

Слайд 10

Аристотель (384 – 322 гг до н. э.)

Ученик Платона
Создал Лицей
Учитель Александра Македонского
Вершина развития

античной философии.
Критиковал Платона: мира идей не существует: бытие едино (актуальное+потенциальное бытие)

Слайд 11

Дальнейшее развитие идей античной философии …

Слайд 12

Теоцентризм – главная черта философии средних веков

Бытие – это Бог
Бог – главная тема

философских размышлений, фокус всех проблем.

Слайд 13

Наследие Платона: патристика

Патристика – учение первых христианских мыслителей (2-8 вв.)
Ориентация на Платона,

мистицизм
Наиболее видный представитель – Августин Аврелий (Блаженный)
Бытие – это Бог

Слайд 14

Наследие Аристотеля: схоластика

Схоластика – второй этап развития, характеризующийся наличием множества школ и интересом

к формально-логической стороне проблем.
Ориентация на Аристотеля, рационализм
Фома Аквинский
Бытие актуальное и потенциальное: бог и природа

Слайд 15

Философия Нового времени

В рационализации социально-экономической жизни (капитализм, индустриальное общество);
Десакрализация культуры;
Зарождение современной науки, ее

лидируюшее место в общественном сознании.

Слайд 16

Деизм – ведущая философская и теологическая концепция Нового времени

Деизм: бог создал мир и

больше в дела мира не вмешивается.
Мир существует по установленным законам

Слайд 17

Механистическая картина мира

Мир (от атомов – до звезд) – неизменный, раз и навсегда

созданный механизм, в котором все материальные объекты перемещаются, не претерпевая изменений, в абсолютном пространстве и времени, подчиняясь законам механики и строгой причинности.

Слайд 18

Антионтологизм философии ХХ века.

Отказ от построения онтологических концепций.
Критика классического понимания бытия:
Замена другими понятиями

как более фундаментальными (жизнь, реальность, экзистенция, ничто);
Иррациональное понимание «бытия»

Слайд 19

М. Хайдеггер (1889-1976)

История философии, начиная с Сократа и Платона – история «забвения» бытия.
Бытие

редуцировано к предметно-сущему.
Мифопоэтическое понимание бытия.

Слайд 20

М. Хайдеггер (продолжение)

Бытие звучит и осуществляется через человека.
Человек – «пастух бытия», его ближайший

сосед.
Основная работа: «Бытие и время»

Слайд 21

Жан Поль Сартр (1905-1980)

Экзистенциалист
«Бытие и Ничто»
«бытие-в-себе» (материя),
«бытие-для-себя» (сознание, ничто, отрицание материи),
«бытие для другого».

Слайд 22

2. Проблема субстанции

Субстанция – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; предельное

основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-либо постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Слайд 23

Дуализм Р. Декарта (1596-1650).
Французский философ, математик, физик.
Дуализм – философская концепция, все многообразие мира, сводящее

к двум субстанциям.
Субстанция – «причина себя самой» (Р. Декарт)
Субстанции – ДУХ и МАТЕРИЯ

Слайд 24

Дуализм Р. Декарта

Атрибут – неотъемлимое свойство субстанции
Атрибут духа – мышление
Атрибут материи – протяжение.
Модус

духовной субстанции – воображение, чувство, желание.
Модус материи – фигура, движение, положение и др.

Слайд 25

Монизм Б. Спинозы (1632-1677)

Монизм выделяет одну субстанцию.
Спиноза: бог или природа (пантеизм)
Атрибуты: мышление и

протяжение
Модусы-единичные вещи.

Слайд 26

Плюрализм: «монадология» Г.В. Лейбница (1646-1716)

Лейбниц: субстанций бесконечно много.
Одна субстанция – МОНАДА (единица)
Атрибут –

деятельность: представление, восприятие, стремление .

Слайд 27

Монадология Лейбница

Монады идеальны и неделимы.
Иерархия монад:
Бог – высшая монада
Человек
Животные
Растения
Минералы
Монады находятся в

предустановленной богом гармонии.

Слайд 28

Диалектика- учение о развитии

Развитие - направленное, закономерное и необратимое изменение, приводящее к появлению

нового КАЧЕСТВА.

Слайд 29

Истоки диалектики

Гераклит – основоположник диалектики в истории европейской философии
Сократ: диалектика как искусство ведения

диалога.

Слайд 30

Гегель – вершина развития диалектического учения

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
«Феноменология духа», «Философия духа»,

«Наука логики»
Система объективного идеализма.
Диалектика как система и метод.

Слайд 31

Диалектический идеализм

Идеалистическая система: развитие мира=развитие Абсолютной Идеи (панлогизм).
«Все действительное разумно, все разумное -

действительно».
Тезис – антитезис – синтез.

Слайд 32

Система Гегеля

Бог

природа

:

Дух
субъектиный,
объективный
абсолютный

Слайд 33

2. Диалектический материализм

Карл Маркс (1918-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).
Немецкие философы, публицисты, политики.
Ф. Энгельс

«Диалектика природы», «Анти-Дюринг».

Слайд 34

Диалектический материализм

Впервые диалектика соединена с материализмом.
Принцип самодвижения материи: движение – способ существования материи,

атрибут материи.
Движение абсолютно, покой относителен.

Слайд 35

Диалектический материализм

Против Гегеля: природа тоже развивается.
Против механицизма. Виды движения материи: механическое, физическое, химическое,

биологическое, социальное

Слайд 36

Диалектический материализм

Пространство и время – формы существования материи.
Истина – процесс, движение от относительной

истины к абсолютной.
Практика – критерий истины.
Задача философии – не только познать мир, но и преобразовать его.

Слайд 37

3. Основные принципы диалектики.

Принцип развития
Принцип универсальности связей
Принцип единства и борьбы противоположных начал.

Против метафизического

способа мышления: односторонности,абстрактности,абсолютизации того или иного момента в составе целого.

Слайд 38

Законы диалектики

Источник развития – единство и борьба противоположных начал
Процесс развития осуществляется как переход

количественных изменений – в качественные.
Итог развития – отрицание отрицания.(С учетом переемственности)
Имя файла: Онтология.-Формы-бытия.pptx
Количество просмотров: 26
Количество скачиваний: 0