Слайд 2
![Появление понятия «идеология» связано со сменой религиозного типа сознания светским](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-1.jpg)
Появление понятия «идеология» связано со сменой религиозного типа сознания светским в
рамках процесса секуляризации.
Секуляризация (от лат. saecularis – мирской) – процесс перехода от общества, регулируемого религиозной традицией, к светской модели общественного устройства.
Термин «идеология» ввел в начале XIXвека Дестют де Траси, подразумевая под ним учение об идеях (греч. idea – идея + logos – учение), позволяющее установить твердые основы для политики и этики.
Слайд 3
![Классическая марксистская стратегия исследования идеологии → Идеология – воображаемая конструкция,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-2.jpg)
Классическая марксистская стратегия исследования идеологии
→ Идеология – воображаемая конструкция, не соответствующая
реальности.
→ Индивидуальное сознание сформировано идеологией, поэтому нельзя различить «истинное» положение вещей. → Идеология как «ложное самосознание».
→ Проблема природы и механизмов процесса конституирования «ложного самосознания», соотношения явного и скрытого в сознании.
Слайд 4
![Неомарксистская стратегия исследования идеологии Идеология – не только политический, но](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-3.jpg)
Неомарксистская стратегия исследования идеологии
Идеология – не только политический, но и общекультурный
феномен. Косвенно выражается в искусстве, праве, экономике, частной жизни. Основная функция – обеспечение мировоззренческого единства социума.
Модель неявного правления (Грамши). Осуществляется на основе ненасильственного принуждения.
Гегемония – добровольное подчинение, организация согласия без принуждения или насилия. Власть строится таким образом, чтобы подчиненные хотели того, что выгодно господствующему классу. Механизм – производство значения.
Связь идеологии и очевидности (Альтюссер); для получения знания об идеологической очевидности необходима выработка особого внеидеологического дискурса.
Слайд 5
![Постмарксистская стратегия исследования идеологии (Лаклау и Муфф) Общество – дискурсивная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-4.jpg)
Постмарксистская стратегия исследования идеологии (Лаклау и Муфф)
Общество – дискурсивная реальность, область
создания значений.
→ «Идеология» = «язык идеологии»
→ Социальная борьба есть борьба за значение, за определенное понимание общества.
→ Претендуя на вневременной статус, на безусловность, закрытость, дискурс становится идеологией.
Слайд 6
![Постмарксистская стратегия исследования идеологии (Жижек) Задача – выявление идеологии в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-5.jpg)
Постмарксистская стратегия исследования идеологии (Жижек)
Задача – выявление идеологии в «постидеологическую эпоху».
Отличительная особенность – невозможность отделить реальность от ее идеологической искажения. → «неявная идеология»
«Подлинное подавление возможно только при соблюдении видимости всеобщей свободы».
Слайд 7
![1. Идеология «защищает» от Реального. Реальное маскируется и искажается с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-6.jpg)
1. Идеология «защищает» от Реального. Реальное маскируется и искажается с помощью
идеологии.
2. Идеология функционирует как неявное насилие. Различает: (А) «субъективное» насилие (Б) символическое насилие, воплощенное в языке и культурных формах; (В) «системное» насилие (капитализм как система). В качестве насилия воспринимается только «А». «Б» и «В» – присущи «нормальному» порядку.
Признаки неявного насилия: (А) объективность (его нельзя приписать конкретным людям), (Б) системность, (В) анонимность.
3. Идеология предполагает лингвистическое насилие. Понимание свободы как отсутствия языка для выражения несвободы. Понятия мистифицируют восприятие ситуации, не позволяют думать о ней.
4. Декларируемое право выбора на самом деле является правом выбирать между принудительным согласием с существующими правилами и бессмысленным протестом. → Феномен «протеста нулевого уровня».
5. Основной транслятор современных идеологических посылов – массовая культура.
Слайд 8
![Постмарксистская стратегия исследования идеологии (Маркузе) В современном обществе идеология становится](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-7.jpg)
Постмарксистская стратегия исследования идеологии (Маркузе)
В современном обществе идеология становится механизмом, превращающим
кризисные явления я их во что-то само собой разумеющееся. Новые формы контроля:
Потребление. Тип манипуляции сознанием, связанный с появлением «ложных потребностей», формирующих образцы поведения и мышления.
Массовая культура. Не просвещает, не несет смысла, а просто развлекает, неся идеи, не выходящие за пределы сущего.
Сексуальность. Культивируется как необходимый элемент личности, форма самоутверждения. → Спонтанные чувства, естественные желания становятся социально обусловленными.
3 элемента в единстве рождают феномен одномерного человека, которому противопоставляется «негативная свобода» аутсайдера. → Общество комфортабельной несвободы.
Слайд 9
![Постструктуралистская стратегия исследования идеологии Любые культурные феномены – язык, искусство,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-8.jpg)
Постструктуралистская стратегия исследования идеологии
Любые культурные феномены – язык, искусство, мифология, религия,
наука, политика, идеология, мода – являются знаково-символическими системами.
Исследование скрытых стратегий принуждения, имеющих языковую природу. Не существует «чистого языка», нейтрального средства означивания реальности.
Слайд 10
![Постструктуралистская стратегия исследования идеологии (Р. Барт) Идеология – современный языковой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-9.jpg)
Постструктуралистская стратегия исследования идеологии (Р. Барт)
Идеология – современный языковой миф.
Идеологический миф –
вторичная семиологическая система, «второй язык», на котором говорят о «первом». Знак языковой семиологической системы является означающим мифа, то есть встроен в структуру идеологии. «Язык поступает в распоряжение мифа «Миф – это язык, не желающий умирать».
Слайд 11
![Постмодернистская стратегия исследования идеологии (Бодрийяр) Современная эпоха – эра гиперреальности.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-10.jpg)
Постмодернистская стратегия исследования идеологии (Бодрийяр)
Современная эпоха – эра гиперреальности. Нет различия
между реальным и воображаемым. Нет глобальной репрезентации мира.
Симулякр – знак без означаемого, знак, за которым нет реальности. Он уничтожает реальность, заменяя ее собой.
Слайд 12
![Когнитивные теории идеологии (К.Мангейм, П.Тепе, М.Шелер) Когнитивные теории идеологии стремятся](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-11.jpg)
Когнитивные теории идеологии (К.Мангейм, П.Тепе, М.Шелер)
Когнитивные теории идеологии стремятся показать, как
люди мыслят, охарактеризовать мышление в том виде, как оно функционирует в качестве орудия коллективного действия.
Групповое мышление. Довлеет над мышлением индивидуума. Утверждать что индивид мыслит, вообще неверно, он лишь участвует в некоем процессе мышления, возникшем задолго до него.
Слайд 13
![Когнитивные теории идеологии (К.Мангейм, П.Тепе, М.Шелер) К. Мангейм. Идеология –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-12.jpg)
Когнитивные теории идеологии (К.Мангейм, П.Тепе, М.Шелер)
К. Мангейм. Идеология – «коллективное бессознательное»,
посредством которого данная группа или класс скрывают реальное положение дел не только от своих противников, но и от себя. Различаются:
Частичная идеология – фиксирует намеренное или бессознательное искажение социально значимых фактов.
Тотальная идеология ставит под вопрос всё мировоззрение, всё социальное мышление группы или класса.
Слайд 14
![Иррационалистические теории (Э.Топич, Э.Шилс, Е.Лемберг) Идеология выполняет функцию «эмоциональной разгрузки»,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/387981/slide-13.jpg)
Иррационалистические теории (Э.Топич, Э.Шилс, Е.Лемберг)
Идеология выполняет функцию «эмоциональной разгрузки», отвечает человеческой
потребности в безопасности и защите.
Идеология – способ социального дистанцирования элиты и толпы; для большей эффективности идеология надевает «скорлупу целесообразности».
Роль идеологии – возбуждение «социальных страстей». Никто не согласится участвовать в политических акциях на основании логического анализа фактов.