Древние славяне. Культура языческого периода презентация

Содержание

Слайд 2

Первые упоминания о славянах – IV век.

В настоящее время не существует общепризнанной

версии формирования славянского этноса. Славяне как сформировавшийся народ впервые были зафиксированы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Самые ранние письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I—II вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой.

Слайд 3

Историческое развитие славяно-русского язычества 

«Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший в церковной

среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Славяно-русскую часть обширного языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант религиозных первобытных представлений. Главным определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса.

.

 

Слайд 4

Восточные славяне
Поляне; северяне ; дреговичи ; полочане ; радимичи ; вятичи ильменские словене ; бужане,или дулебы ( с

Х в. - волыняне ); белые хорваты ; уличи и тиверцы
Западные славяне
кашубы
лужичане (сорбы)
поляки
словаки
чехи
вятичи
радимичи
кривичи
древане
лютичи (военно-племенной союз)
ратари словинцы смолинцы, лужичане лужицкие сербы (военно-племенной союз)
Южные славяне болгары македонцы сербычерногорцы горанцы хорваты боснийцы (бошняки) словенцы

Древнеславянские народы

Слайд 5

Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземно-водной

зоны. Это не являлось спецификой славянского язычества, а было результатом общечеловеческого стадиально-конвергентного развития представлений, которые варьировали в деталях, но в основном определялись этой схемой. Труднее всего разгадать древние представления о земле, о большом земельном пространстве, наполненном реками, лесами, полями, зверьём и человеческими жилищами. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окружённая водой. Вода конкретизировалась или как море или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть архаичнее и локальнее – где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек,ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство.

Слайд 6

При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией

князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды. Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжеских погребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушении православных церквей Святославом, но и в более тонкой форме противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.

Слайд 7

Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений против язычества, и оно в XI

– XIII вв. не угасало во всех слоях русского общества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные и светские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть до публичного ауто-да-фе. Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городах и в княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения язычества может служить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятков крупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейся ролью местного боярства и более подчинённым положением епископата,оказавшегося в зависимости от князя. Обновление язычества сказалось в зарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, в культе женского божества, в появлении скульптурных изображений божества света.

Слайд 8

В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в.создалось

и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь крещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную,гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII в.

Слайд 9

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то

таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.

Слайд 10

Погребальная
обрядность 

Слайд 11

Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формы погребального обряда отмечают существенные

перемены в осознании мира.Перелом в воззрениях древнего славянина произошёл ещё в праславянское время, когда погребение скорченных трупов в земле стало заменяться сожжением покойников и захоронением сожжённого праха в урнах. Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском чреве;скорченность достигалась искусственным связыванием трупа. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот же физический облик принадлежит живому человеку и мёртвому.

Слайд 12

В реальных археологических следах погребального обряда постоянно наблюдается сосуществование обеих форм –

древней ингумации, захоронения покойников в земле. При трупосожжении же совершенно отчётливо проступает новая идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе, и, очевидно,содействовать всем небесным операциям (дождь, снег, туман) на благо,оставшимся на земле потомкам. Осуществив сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ предков, древний славянин после этого повторял всё то, что делалось и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в земле и тем самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые были присущи и простой ингумации.Из числа элементов погребального обряда следует назвать: курганные насыпи, погребальное сооружение в виде человеческого жилища и захоронение праха умершего в обычном горшке для еды.

Слайд 13

Обряд трупосожжения появляется почти одновременно с обособлением праславян от общего индоевропейского массива

в XV в. до н.э. и бытует у славян 27 столетий вплоть до эпохи Владимира Мономаха. Процесс погребения представляется себе так: складывали погребальный костёр, на него«възложаху» мертвеца и это похоронное дело сопровождалось религиозно-декоративным сооружением - вокруг крады прочерчивали геометрически точный круг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую ограду вроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количество соломы.Возможно, что именно такое сочетание погребальной «громады дров» с правильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мира мёртвых предков, и именовалось «крадой».

Слайд 14

Мифологические
звериные
божества

Слайд 15

В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие,

они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух.

Слайд 16

Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником

от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.Вплоть до ХХв. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и все возможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью,почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

Слайд 17

Заяц относился к покровителям растительного мира.Он знает все о лесе, и без его

ведома не ломается ни одна ветка.Заяц и сам отождествляется с плодородием, потому мотив зайца широко присутствует в свадебных песнях и присловьях.

Заяц соотносится с «кощным царством».Он - один из охранителей смерти Кощея.

Слайд 18

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха(Лосиха) – древнейшая славянская богиня

плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу,либо внутри жилища. Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят,сыпавшихся, подобно дождю, из туч.

Слайд 19

Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов

Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. 

Слайд 20

Божества-
чудовища

Слайд 21

В древнерусской мифологии Змей представлен в нескольких разновидностях:
•Змей-воитель,выезжающий на битву вооруженным по-воински, на

богатырском коне, с черным вороном на плече, с бегущей позади собакой(ветер Хорт);
•Змей-похититель красавиц;
•Змей Огненный-с круглой головой, со спиной «корытом», с копытами, с длинным конским хвостом;
•Крылатый Змей.

Слайд 22


Самым грозным считался владыка подземного и водного мира-Змей.Северные славяне поклонялись Змею-владыке подземных

вод-и называли его Ящер.Святилище ящера располагалось на болотах,берегах озер и рек.В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек,что отразилось во многих поверьях.

Слайд 23

Рядом с чисто мифическими существами, приносящими вред и саму смерть, древний человек замечал

и реальных людей,обладающих магической силой воздействия, наносящих «порчу», «урок», болезни,сеющих вражду.Объяснение действий таких людей( к ним относили колдунов и ведьм) тоже имело мифологическую основу и уходит своими корнями в первобытную магию.
Магические представления обусловили систему ритуальных действий и заговоров, которые в неизменном виде передавались из поколения в поколение, пока не приобрели архаический и потому священный характер, став доступными лишь избранным людям-колдунам.

Слайд 24

Колдуны-непосредственные наследники древних «магов»,служивших преимущественно светлым стихиям и их божественным воплощениям, пока христианская

церковь не отождествила их с нечистой силой, которая в сознании человека отождествлялась с различного рода вредоносными явлениями и существами, окружавшими человека в природе и в местах его непосредственного обитания.

Слайд 25

Условно можно выделить два разряда нечистой силы.К первому относится та, что приносит человеку

исключительно зло: щекотит до смерти, насылает болезни и бессонницу, похищает детей,соблазняет женщин, вызывает неотвратимые наваждения и кликушества. Ко второму- та, что в зависимости от поведения и деятельности человека, дает полезные советы и чудодейственные средства, обучает мастерству, предупреждает о бедствиях.

Слайд 26

Ведьмы(колдуньи) шире известны на Украине и в Белоруссии, чем среди великороссов.они способны прорицать,

наделены поэтическим даром, искусством исцелять болезни и привораживать.Но более всего «славятся» вредоносными действиями,вызывая стихийные бедствия,насылая порчу, превращая людей в животных и оборачиваясь с виней,ворон и других животных женского рода.

Слайд 27

Считалось,что ведьмы рождаются от связи женщины с нечистой силой или со Змеем.Особенно опасными

становятся ведьмы во время календарных праздников, особенно 18января.

Слайд 28

Мифические птицы

Слайд 29

Многие из мифических птиц имеют космологическое значение.Среди них грифон- представитель высшей мировой силы.Он

ежегодно побеждает мертвящее начало кощных сил.

Слайд 30

Алконост,мифическая райская птица с человеческим лицом, обитает где-то в благодатном пространстве.Алконост сближен со

стихией:снесенные яйца погружает в глубину моря, после чего оно успокаивается на шесть дней

Слайд 31

Особым местом обитания мифических птиц считался остров Буян.Там живет Стратим- птица, которая, подобно

Морскому царю, колышет воды и может потопить корабль

Слайд 32

Мифопоэтическим воплощением небесных стихий считался Сокол.В нем отмечалась боевитость,победоносность, неотразимость в сражениях со

змеевидным противником.В волшебных сказках говорится что эта птица быстра как свет или молния.

Слайд 33

Ворон-демонический персонаж русской мифологии,считавшийся самой мудрой и вещей птицей.В волшебных сказках он добывает

живую и мертвую воду, представляет ветер, его железный клюв сравнивается с молниеносной стрелой.

Слайд 34

К небесным птицам грозы, бури, огня принадлежит аист.Он мог принести пожар, если его

потревожить, но если огонь все-таки возник, то живущий поблизости аист со своими сородичами немедленно приносил воду в клюквах.

Слайд 35

Из глубокой древности идет вера в ласточку как «божью птицу».Она запирает на зиму

небо, а после возвращения весной из вырия вновь отпирает его.
Ласточка-покровительница семьи-называлась «хозяйка», «домовитка», «домаха».

Слайд 36

Жаворонок- воплощение жары и ясного неба.Он же, подобно ласточке, приносит весну.

Слайд 37

Вещие птицы Филин и Сова, главным образом,предвещают несчастье, особенно если усядутся на угол

дома и начнут кричать.Их когти и кости употребляли для отгона нечистой силы, их жгли и кадили этим дымом во дворе и доме.

Слайд 38

С голубем соединялось представление о блаженном счастье и любви.Считалось, что голубинное сердце указывает

верную дорогу к любви.Для чарования обычно выбирали белых голубя и голубку, чьи сердца засушивали в печи и,завернув в холстину, носили возле своего сердца

Слайд 39

Мифопоэтический образ лебедя сопрягался со многими значениями, в том числе с целомудрием,женской красотой,

гордым одиночеством,любовью,преданностью и смертью.

Слайд 40

Сорока служила оберегом от разбушевавшегося Домового.Убитую сороку подвешивали в стойле, чтобы лошади были

«веселыми».Она же связывалась с превращенными ведьмами и злыми силами.

Слайд 41

Древнеславянские боги

Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец

ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец, соотносимый с Гефестом орфической традиции и с ригведовским Тваштаром.

Слайд 42

Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще

к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные иноевропейцы (арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена.
Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.

Слайд 43

Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Имя Велеса восходит

к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть","великий". Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").

Слайд 44

Чернобог

Повелитель Нави, Пекельного царства, Тьмы - есть могучий властитель Чернобог. Велика

власть Черного бога, стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти, сковать вечным холодом. Вечным оппонентом Чернобога является Белобог, воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с Богом Тьмы (с самим собой). Так в мифе проиллюстрирована взаимосвязь и цикличность света и тьмы.

Слайд 45

Святилища, капища – место проведения обрядов

Языческие обряды проводились нашими предками на протяжении столетий.

В ритуалах участвовало все население деревни, а проходили ритуалы в специальных местах, святилищах или капищах. Во время языческих праздников в такие места собирались тысячи славян, чтобы участвовать в обрядах и принести жертву богам. Археологи утверждают, что у славян не было человеческих жертвоприношений – все обнаруженные кости принадлежат домашним животным, в основном петухам и баранам. У древних славян было более 50 различных божеств, существовали интереснейшие мифы, отличные от греческих и европейских. Славянские боги, как и люди, влюблялись и умирали, правили племенами и рожали детей.
Но к высшим богам славяне сами не обращались, это делали Волхвы по особым случаям, когда проблема касалась всей общины.

Слайд 46

Берегини, Макошь

Были и женские Божества ,которые были призваны охранять род, помогать женщине, оберегать

ее и детей, хранить семейный очаг. Их так и называли – Берегини.
Макошь (Макошь, Мокоша, Мокуша) - славянская богиня. Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян. Макошь - богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы. 

Слайд 47

Домашние
божества

Слайд 48

Домовой покровительствовал хозяйству:если хозяева были старательны,об к благу прибавлял благо, а за лень

наказывал бедой.

Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего. Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков.

Слайд 49

В овине обитал Овинник(Гуменник), он прячется в овине,так как труслив, но зато надежно

оберегает хлеб.Для доброго хозяина Овинник способствует хорошему примолоту, а нерадивому может и овин поджечь.В ночь под Новый год к Овиннику приходили погадать девушки.

Слайд 50

В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что о хозяйстве

кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог(эти доброжилы обитали в хлеву и приглядывали за скотиной, им оставляли в углу хлева немного хлеба и творога), а также овинник – хранитель запасов зерна и сена. Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие времена считалась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду, в жертву баннику приносили черную курицу.
Имя файла: Древние-славяне.-Культура-языческого-периода.pptx
Количество просмотров: 85
Количество скачиваний: 0